Проект "Милосердие"; 1 - 4 классы


Существующий ритм жизни, заставляющий забыть обо всем на свете, кроме своих проблем, отсутствие человеческого общения, которое заменили бездушные компьютеры и Интернет, приводит к тому, что родители заняты своими проблемами, а дети предоставлены сами себе. В результате среди детей усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, стали проявляться жестокость и агрессивность по отношению к окружающим,  дефицит человеческого тепла, заботы о ближнем и милосердия. 

В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование слова: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». Милосердие – глубоко естественная потребность человека. Благотворительность – традиционная, веками складывавшаяся черта русского православного человека. 

Традиции такой деятельности, легшие в основу благотворительности православных на протяжении многих веков, – корнями своими уходят и в постулаты христианства, и в традиции русского православия. На слуху у каждого: «Возлюби ближнего своего…» Возлюби ближнего как самого себя, а дальнего – как ближнего. Но любовь – чувство активное. И возлюбив, сделай добро. Совершай добро на протяжении своей жизни, и тебе зачтется. Совершай благие, милосердные дела, и все они лягут на весы на Страшном суде. «Да не оскудеет рука дающего…» 

Проект мы назвали «Милосердие», т.к. хотим, чтобы эта добродетель не оказалась бы «ветхой заплатой», а вместе с нами шагнула в XXI век.

Цель: 
воспитание у учащихся уважительного, бережного отношения к окружающему миру и формирование чувства милосердия, актуализация лучших моральных качеств участников проекта.

Задачи проекта: 

  1. Зародить и поддерживать в воспитанниках потребность и желание совершать добрые поступки, научить умению видеть возможность проявления заботы и милосердия, формировать у школьников чувства отзывчивости, сострадания.
  2. Расширить круг общения детского коллектива гимназии через включение в благотворительную деятельность.
  3. Организовать диалог между поколениями. Приобретение опыта в послушании родителям и наставникам через выполнение пятой заповеди Божией. 
  4. Популяризовать добровольную помощь людям.
  5. Сформировать чувство живой ответственности школьников за свои поступки здесь и сейчас.

Основная часть
Ребята из 4б класса Православной гимназии имени святого благоверного князя Димитрия Донского города Бор со своим классным руководителем разработали план реализации проекта на 2017-2018 учебный год согласно воспитательному плану гимназии под названием «Акция «Милосердие»:

  1. Постановка проблемы, обоснование актуальности проекта, беседы в классе (классные часы) по теме «Милосердие». (сентябрь – ноябрь)
  2. Разработка программы мероприятий. Театральная деятельность (ноябрь – апрель)
  3. Поздравительная открытка своими руками (ноябрь-май)
  4. Весенняя акция «Милосердие» (апрель-май)
  5. Аналитический. Обобщение результатов реализации проекта, определение перспектив дальнейшего развития проекта (апрель-май).

Классные часы по теме «Милосердие».

В классе были запланированы и проведены следующие классные часы:

  1. Милосердие – зеркало души. Класс был разделен на три группы. Работа заключалась в усвоении понятий: “доброта”, “чуткость”, “милосердие”, “гуманность”, а также развитию нравственного самопознанию. На уроке был просмотрен видеоролик «Милосердие – на войне» , использовался толковый словарь, для поиска и толкования слов: “доброта”, “чуткость”, “милосердие”, “гуманность” и конечно, обсуждение в группах.
  2. Добрый старец Добри Добрев. Болгарский старец Добри Добрев, которому 14 июля 2014 года исполнилось 100 лет. Он известен всей Болгарии. Уже при жизни его называют святым. Он аскет, отшельник, бессребреник – и в то же время ктитор многих болгарских храмов и монастырей. Сбор пожертвований на восстановление храмов Божиих – вот его главное занятие в последние несколько десятков лет. Дарит он им огромные суммы, себе же не оставляет ни гроша . На уроке была просмотрена презентация о старце и далее было обсуждение «А смог бы я отдать последнюю копеечку».
  3. Милосердие как путь к радости. В евангельском описании Страшного суда (см.: Мф. 25: 31–46) содержится очень важная истина: оправдание или осуждение совершается по принципу нашего отношения к людям, а именно: были ли мы милостивы к другим. Проявив участие или, напротив, безучастность к страждущему человеку – а каждый страждущий несет в себе образ Божий, – мы тем самым выстраиваем свое внутреннее отношение к Богу: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40) . Классный час был подготовлен самими ребятами, в виде докладов и анкет (Приложение №1).

Разработка программы мероприятий.

Один из важных этапов акции «Милосердие» - театральная деятельность классного коллектива. Ребята под внимательным руководством классного руководителя и воспитателя выбрали сценарии театральных постановок, разучили роли, смонтировали декорации   и показали спектакли  нашим гимназистам, воспитанникам детского сада и пожилым людям Центра дневного пребывания пенсионеров. Особое мастерство потребовалось для изготовления декораций. Здесь нашими верными помощниками стали наши родители. 

Первый спектакль по произведению А.В.Круглова «В канун Сочельника» . Событие разворачивается в канун Рождества. Два гимназиста в предвкушении елки и рождественских гуляний сталкиваются с бедой старушки, которая торопясь на поезд теряет билет. Перед ними встает выбор пройти мимо или помочь старушке и купить еще один билет. Ребята проявляют сострадание, милосердие и покупают второй билет. 

Второй спектакль по сказке «Морозко» . Также сказка отражает выбор между хорошими словами и грубостью, между добрыми поступками, помощи и лени. 

Аудитория просмотра спектакля была выбрана не случайно. Гимназисты посмотрев спектакль «Без елки» уже в коридорах гимназии обсуждали хороший поступок ребят из произведения, что говорит о том, что учащиеся не остались равнодушны к беде старушки и им очень импонировали герои. Сказка «Морозко» у малышей вызвала бурю эмоций и желание помочь героям на сцене, что тоже характеризует отзывчивость у ребят. 

Для пенсионеров просмотр спектакля, да и приход самих ребят в центр – участие в жизни пенсионеров. Пожилые люди, как правило закончив свою трудовую деятельность остаются наедине с самим собой, т.к молодое поколение занято работой и повседневными делами, в которых, к сожалению так мало остается время на диалог и обмен опытом между поколениями. 

Посещение Центра дневного пребывания  пенсионеров ребятами из гимназии уже традиция. В стенах центра были проведены и концерты, и спектакли, и беседы. 

Следующий этап акции – поздравительная открытка своими руками. Данный этап включает в себя изготовление открыток к православным и государственным праздникам - День Матери, Рождество Христово и «Праздник Праздников» Пасха. Для ребят был проведен увлекательный мастер-класс по прикладному творчеству. Каждая открытка получилась неповторимой и радостной.

Весенняя акция «Милосердие» включает в себя следующие этапы:

  1. Наведение чистоты и порядка на пришкольной территории и благоустройство памятника героям Великой Отечественной войны 1941 – 1946гг. 
  2. Участие девочек в Смотре строя и песни в роли сестер милосердия.

Сестра милосердия – духовный спецназовец, готовый под пулями слушать, утешать, выхаживать раненого. Победное шествие наших гимназисток в районном Смотре Сестер милосердия в 2017 году в присутствии Владыки Георгия, Митрополита Нижегородского и Арзамасского, способствовало тому, что в этом году каждая девочка гимназии захотела примерить не только костюм, но и образ Сестер милосердия. Смотр состоится в преддверии праздника День Победы 2018. 

Война коснулась каждой семьи  и данные виды деятельности не просто укрепят связь поколений, но и по-особому раскроют значимость Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. 

Аналитический.

Обобщение результатов реализации проекта, определение перспектив дальнейшего развития проекта. 
Учитывая, что проект еще до конца не реализован данный этап остается в разработке.
Но, уже сейчас можно сказать, что ребята 4б класса с удовольствием участвовали и участвуют во всех этапах проекта.  

Заключение

В наше время милосердие просто необходимо для мирного сосуществования разных людей.
Милосердие в моем понимании-
Это ласка, любовь сострадание.
Это – маме усталой помочь
Это – бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел – простить.
Это – птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Все живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
Виктор Павлов 

Список литературы

  1. Даль В.И. Толковый словарь. Издательство «Эксмо», 2015. 
  2. Круглов А.В. В канун Сочельника. Издательство Святителя Игнатия, 2011.
  3. Русская народная сказка в пересказе Булатова М. А. Морозко. Издательство «Речь», 2016.

Приложение №1

Анкета 

  1. Как вы понимаете слово «милосердие»?
  2. Подберите синоним к слову «милосердие».
  3. Подберите антоним к слову «милосердие».
  4. В каких произведениях художественной литературы вы можете встретить милосердие.
  5. Как вы считаете, нужно ли милосердие сегодня?

Полный текст материала Проект "Милосердие"; 1 - 4 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сафронова Александра Владимировна  Публикатор
21.01.2018 0 659 15

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Все больше отзывов приходит в редакцию Педсовет.су о том, что работа учителя становится невыносима: к валу бумажной отчетности добавились жалобы родителей. Мы провели опрос пользователей сайта и склонны считать, что в стране сейчас процветает «родительский терроризм».

 (4)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0