Методическая разработка внеклассного мероприятия "Посвящение первоклассников в юные музыканты"


Театрализованная  постановка  музыкальной  сказки предназначена для учащихся младших классов (7-10 лет). В сценарии использованы: рассказ, стихи, песни, игры, загадки и кроссворды. Показ «живой музыки» обогащает музыкальный опыт учащихся, развивает интерес к отечественной и зарубежной музыке.

Наглядные пособия помогают запомнить  музыкальные штрихи и динамику. Яркая, увлекательная инсценированная  музыкальная  сказка, как одна  из  форм внеклассной работы, положительно сказывается  на  эмоциональном  тонусе  учащихся, их работоспособности,  активности восприятия.

Театрализованная  постановка  музыкальной  сказки предназначена для учащихся младших классов (7-10 лет). В сценарии использованы: рассказ, стихи, песни и игры.  Показ «живой музыки» обогащает музыкальный опыт учащихся, развивает интерес к отечественной и зарубежной музыке. Наглядные пособия помогают запомнить  музыкальные штрихи и динамику. Яркая, увлекательная  инсценированная  музыкальная сказка, как одна  из  форм внеклассной работы, положительно сказывается  на  эмоциональном  тонусе  учащихся, их работоспособности, активности  восприятия. 

Зал украшен воздушными шарами. На фронтальной стене сцены –  клавиатура фортепиано, нотки, паузы, ключи.

К мероприятию  учащиеся готовят концертные номера, роли, первоклассники разучивают песню и клятву юного музыканта.

Преподаватель готовит  карточки с музыкальными знаками,   кроссворды,  указ школьного совета и  сертификаты с именами и фамилиями первоклассников.

Тема  сценария:  «Посвящение  первоклассников  в  юные  музыканты».

Цель: приобщить  детей  к  прекрасному искусству, привить любовь  и  интерес  к музыке, способствовать накоплению  музыкальных впечатлений и воспитанию художественного вкуса в духе традиций мировой культуры.  Воспитание  музыканта -  профессионала, эмоционально отзывчивого к языку музыки – важнейшая цель в  системе  музыкального образования.

Задачи: В игровой  форме  проявить  у  учащихся  интерес  к азам  музыкальной  грамоты, продолжить знакомство со знаками нотного письма, с  динамическими оттенками, выполняя простые и увлекательные задания (загадки, ребус, кроссворды). 

Учиться вести себя культурно в зрительном зале, слушая концертное  выступление учащихся старших  классов, воспринимать  живое звучание музыкальных инструментов. Учиться выступать на сцене.   

Предполагаемые результаты:    

Первое выступление в школьном концерте первоклассников имеет большое воспитательное значение, развивая такие качества как ответственность, серьёзность,  аккуратность  и  дисциплину  при  подготовке  концерта  и  участия  в  нём, готовит будущего  музыканта  к выступлениям  на  сцене.     

Примечания: Сценарий  дополнен приложениями афиши, нотного  материала, кроссвордов, примером сертификата и указа.

«Посвящение первоклассников в юные музыканты»
Сценарий праздника
Действующие лица:
Ведущая -  преподаватель
7 нот -  учащиеся младших классов
Фея Музыки, Диез, Бемоль, Бекар – учащиеся 4 и 5 классов
Магистр Музыкальных наук – Директор школы.
Зрители заполняют зал на фоне песни Ю. Чичкова и К. Ибряева «Наша школьная страна».
(На сцену поднимаются учащиеся 2 класса – 7 детей с названием нот 
До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си  на груди и выстраиваются по порядку). 

Ведущая:                                  
С природой, как  из  сказки,
Красавец  Красный  Ключ
Рождает  персонажи,  легендами  могуч.
И водяной  русалкой Тукаевской  строки
Раскинулся посёлок  у  Камы,  у  реки.
Есть у нас в посёлке местечко уникальное
Звуками наполнено то место музыкальными.
А из этих звуков музыка родится,
Любят музыканты вместе здесь трудиться.
Ели голубые встретят вас у входа,
Музыка чудесная не даёт прохода.

Здравствуйте, уважаемые гости, преподаватели и учащиеся. В нашей Красноключинской музыкальной школе сегодня праздник – День юного музыканта.

До:   Ты думаешь, пришёл на Красный Ключ трамвай?
Ре:   Его звонок в посёлке разливается?
Ми:  А может быть распелся соловей?
Фа:  А вот и нет – наш праздник начинается.
Соль:  День Музыки – он светел и красив,
Ля:   И радостью душа переполняется.
Си:   Мы первоклассников зовём сюда скорей!

Вместе:  Пришла пора – наш праздник начинается. 
Ведущая:     Шире двери отворите
Первоклассники, входите!
(Диез и Бемоль открывают двери в зал).
Под музыку марша П. Чайковского из балета «Щелкунчик» входят первоклассники и садятся на первый ряд.

Ведущая: Сегодня,  Фея Музыки должна объявить наших первоклассников «юными музыкантами», верными подданными великой музыкальной страны.
Сегодня к фее Музыки отправимся мы вместе.
Помогут нам ступени, семь нот покажут путь.
Друзей возьми в дорогу, ведь с ними интересней
И песенку любимую ты взять не позабудь.
Нотки – До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си – исполняют «Песенку ступеней», музыка и слова Л. Ефремовой. (Приложение №1).
В королевстве ладовом дружно мы живём
Пьесы вам играем, песенки поём.
Нас ровно семь ступеней,  друг с другом ладим мы,
И управляет тоника ступенями – 2 раза.

Нотки:
До:           Музыка! Музыка!
Ре:            Что это такое?
Ми:           Может быть музыка –
Фа:           Небо голубое!
Соль:        Может быть, это –
Ля:            Утренняя зорька?
Си:            А может быть, музыка –

Вместе:   Звуки, да и только!
Ведущая: Нотки мне рассказали по секрету, что  под крышкой рояля поселилась удивительная мышка. Она поёт то громко  на «форте» (Ведущая показывает карточку со знаком «ƒ»), то тихо - на «пиано» (показывает карточку «р»), немного помолчит на паузу (карточка с паузами), то прибавляя звук на «крещендо» (карточка <), то  постепенно затихая на «диминуэндо» (карточка >), то вдруг замрёт на «фермате» (показывает карточку со знаком «фермата»).  Я вам буду показывать знаки нотного письма, а вы, исполняя песенку, внимательно следуйте за ними.

Песню «Весёлая мышка» И. Корольковой исполняет вокальный ансамбль.                
1.На празднике нашем уютно, тепло                 
И песенка льётся легко и светло.                         
Но, вдруг, из-под крышки рояля                          
Услышали мы тра-ля-ля-ля.

2.Весёлая мышка в рояле жила,
Она музыкальною мышкой была. 
И с нами под звуки рояля 
Пищала она тра-ля-ля-ля.

Ведущая:   Спасибо вам,  нотки! Проходите в зал.
(На сцену выбегают Диез и Бемоль, ссорятся,  толкая друг друга нарисованными клавиатурами.)
Диез: Я точно знаю, идти нужно вверх!
Бемоль: Но, помилуй, братец, вниз нужно, вниз!
Ведущая: Что за шум? Вы кто такие? Представьтесь, пожалуйста, нашим гостям!
Диез и бемоль (вместе): Мы знаки музыкальные, я – Диез, а я – Бемоль.
Диез:        
Диезом я зовусь не зря,
Все ноты повышаю я.
Бемоль:     
А меня зовут Бемоль,
У меня другая роль -
Ноты понижаю я,
Вам скучать не дам, друзья.
Диез: Мы к Фее Музыки собрались  с вами вместе,  возьмите  нас с собой, пусть Фея нас рассудит!
Бекар:      
Выше! Ниже! Нужно прямо!
До чего же вы упрямы!       
Ведущая: А это ещё кто такой?
Бекар:      
Отменяю повышенье,
Отменяю пониженье.
Друг! Бекар, запомни ты,
Я любитель чистоты.
Ведущая:               
Полно, полно! Помиритесь!
Не шумите, не деритесь!
Фея Музыки   нас ждёт, путь остался недалёк.
Будет праздник и веселье, ведь  сегодня надо всем -
Первоклассников поздравить, в  «музыканты» их  принять!
Только надо все загадки  и  кроссворды разгадать. 

(Знаки уходят к дверям, ведущая читает загадки, во время каждой загадки на сцену поднимается следующий исполнитель в соответствии с программой концерта).
Исполнитель этот юный
С нотной грамотой знаком.
Он по нежным тонким струнам
Водит маленьким смычком. (Скрипач.)
В. А. Моцарт. «Паспье» - звучит скрипка. 
У него  вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюк он, а надувается,
И не птица, а заливается. ( Баян)
В. Емельянов. «Зареченский хулиган» - звучит  баян.
Звенит струна, поёт она
И песня всем её слышна.
Шесть струн играют, что угодно.
А инструмент тот вечно модный
Он никогда не станет старым
И мы зовём его (гитарой.)

Обработка Е. Шилина «Румба» - исполняет ансамбль гитаристов.
Так дружат девчонки,
Что ссор у них нет,
Сыграют вдвоём
Фортепианный (дуэт).
Ф. Яруллин. Танец из балета «Шурале» - исполняет фортепианный дуэт.
Клавиши чёрные, клавиши белые
Пальчики крепкие, руки умелые.
Я занимаюсь усердно, упрямо,
А инструмент мой зовут (фортепиано).
Даниил  Крамер «Танцующий скрипач» - звучит  фортепиано.
Фея:                          
Эх, ансамбль народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую.
Е. Дербенко. «Весёлый наигрыш» - исполняет ансамбль народных инструментов.
Двадцать маленьких ребят
На сцене рядышком стоят.
Голоса, как на подбор
Выступает детский (хор).
Младшая группа хора исполняет песню «Диез и Бемоль» - музыка и слова 
Л. Ефремовой 
Диез: У меня от вашего пения повысилось настроение.
Бекар: И мне уже не хочется ничего отменять.
Бемоль: А я ещё хочу услышать загадки - теперь про нас.
Ведущая: Знак диез, знак диез – что он означает?
Этот знак, этот знак ноту…
Первоклассники: Повышает!
Ведущая: Знак  бемоль, знак  бемоль - что он означает?
Этот знак, этот знак ноту …
Первоклассники: Понижает!
Ведущая:  Знак бекар, знак бекар – что он означает?
И диез, и бемоль, - всё он…
Первоклассники: Отменяет!

Ведущая: Осталось одно задание – разгадать кроссворды  и  мы будем во дворце Феи Музыки! 

Кроссворд № 1«Вспомни ноты»  
Дорогие первоклассники, каждый из вас знает названия нот. Попробуйте вписать эти названия в горизонтальные ряды, пользуясь словом-подсказкой: «МЕЛОДИЯ»

А теперь попросим зрителей в зале помочь нам разобраться с музыкальными инструментами.
Если правильно вписать в горизонтальные ряды 7 инструментов, то название восьмого отыщется в вертикальном ряду.

  1. шумовой музыкальный инструмент, по нему или ударяют или потряхивают им.
  2. так называют маленькое фортепиано.
  3. под неё поют песни в походе.
  4. дудочка в оркестре с высоким голосом, как у птицы.
  5. струнный инструмент с самым низким звуком, на  нём играют стоя,  «пощипывая» звуки.
  6. «душой оркестра» называют этот струнный инструмент.
  7. ударный инструмент, под звуки которого хорошо маршировать. 

Ответы:  1.Бубен   2. Пианино   3.Гитара  4.Флейта  5. Контрабас  6. Скрипка    7.Барабан  
По вертикали – балалайка.
(Выходит Фея).

Фея:    Здравствуйте, друзья!
Как чудесно, что 7 нот показали вам дорогу ко мне. А вы, ребята, сумели разгадать все загадки и кроссворды.  Сегодня наших  первоклассников я буду посвящать в «юные музыканты», а поможет мне в этом  Магистр Музыкальных наук.   
(Диез и Бемоль открывают дверь, входит директор школы в костюме Магистра Музыкальных наук, читает Указ школьного совета, имена и фамилии первоклассников, а каждый учитель вручает своему ученику сертификат «Юного музыканта». Приложения № 6 и 7).

Магистр Музыки:                  
Ой, ты школа моя, музыкальная!
Призываю тебя ко вниманию
Попритихните,  добры молодцы,
Красны девицы, здесь сидящие.
И дозвольте мне слово молвити,
Заключённое в этой грамоте.
Зачитать имена всех принятых
В школу нашу Красноключинскую:..
Фея (обращаясь к первоклассникам):
Вот теперь вы музыканты
И, надеюсь, все – таланты!
Клятву надо зачитать,
Всё стараться выполнять!
Мы законы будем чтить,
Красный Ключ не подводить!
Давайте все вместе прочтём 
Клятву юного музыканта: 
Клянусь, что буду я стараться
Лишь пятёрки получать.
Педагогам обещаю
Только радость доставлять.
Пусть они меня научат
Слушать, петь, писать диктант
И играть на инструменте,
Развивая свой талант.
Клянусь, что музыку любить не перестану
И от занятий никогда я не устану.
Клянусь, что с музыкой мне будет по пути
И не собьюсь я с музыкального пути.

Фея:  Приглашаем вас на сцену, юные музыканты, спойте песню «До, ре, ми…»
З. Петрова и А. Островский  песня «До, ре, ми, фа, соль» (Приложение № 3).

Фея:                                            
Молодцы, юные музыканты!
Чтобы музыке учиться,
Надо много потрудиться.
Петь, играть и сочинять,
Ни перед чем не уступать.
И всё намеченное вами
Пусть будет сделано на «пять».

Магистр Музыки: Теперь перед вами открыта дорога в волшебный мир музыки, по которой я желаю вам смело идти.  Удачи, друзья мои! 
Бемоль: И мы в страну музыкальную отправляемся
Бекар: С вами не раз ещё повстречаемся! (уходят) 

Первоклассники уходят со сцены под музыку песни «Дорогою добра» 
Ю.Энтина и М. Минкова.

Ведущая: Спасибо за внимание. До новых музыкальных встреч!

Список использованной  литературы:

  1. Л. Абелян  «Забавное сольфеджио» (Москва, издательское объединение «Композитор», 1992 г.) 
  2. Редакторы - составители  Л. Кузнецова и А. Соколов «Сценарии школьных праздников» - книга № 3 (Москва, издательство «Школьная Пресса», 2002 г.)
  3. Редактор - составитель Л. Жук.  Серия «Праздник в школе» - «За окном сентябрь»         (Минск, издательство «Красико - Принт», 2000 г.)
  4. В сценарии использованы стихи и загадки В. Самойлова,  Е. Тарлапана, В. Семернина, собственного сочинения, а также со школьных сайтов интернета.

Полный текст материала Методическая разработка внеклассного мероприятия "Посвящение первоклассников в юные музыканты" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Минеева Светлана Витальевна  Публикатор
31.01.2018 0 292 16

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0