Конспект внеурочного занятия «Есть в мире слово самое простое и самое возвышенное - Мама!»; 4 класс


муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 г.о. химки

 

 

Внеурочное занятие по программе «Развитие речи»

для учащихся 4 «в» класса по теме:

«Есть в мире слово самое простое и самое возвышенное — Мама!»

 

 

 

 

 

 

Составила:

учитель начальных классов

Типаева Екатерина Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

22 ноября 2018 г.

Цели занятия:

  • развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

  • формирование личностных качеств учащихся;

  • выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества.

Задачи занятия:

  • формировать умение создавать текст;

  • развитие речи учащихся, с использованием правильных речевых конструкций и всего богатства языка;

  • формировать умения и навыки грамотного письма;

  • воспитывать любовь и уважение к маме;

  • воспитывать толерантное отношение учащихся друг к другу

Инновационность:

Использованы следующие инновационные педагогические технологии:

  • развивающее обучение;

  • технология проблемно-диалогового обучения

  • технология использования в обучении игровых методов

  • развитие критического мышления;

  • дифференцированный подход к обучению;

  • создание ситуации успеха на уроке;

  • информационные технологии.

Методы и приемы.

Были использованы в процессе мероприятия следующие методы и приемы: словесный, наглядный, практический, ассоциативный ряд, опорный конспект, мозговая атака, групповая дискуссия, эссе, перепутанные логические цепочки, дидактические игры.

Формы работы:

- фронтальная

- групповая

- парная

- индивидуальная

Средства: презентация к уроку, аудиозапись мелодии, материал для учителя, раздаточный материал (карточки с опорными словами, лист с заданием для парной работы, лист с заданием для групповой работы, картонные лепестки цветка.)

Ход урока

    1. Организационный момент.


 

- Сегодня у нас занятие развития речи.

Какова главная задача этих уроков?

2. Сообщение темы и целей урока.

- Тему сочинения, которое мы будем писать сегодня, вы назовёте сами, отгадав загадку.

Хорошее слово, красивое слово,
Его повторяю я снова и снова.
Легко произносит малыш и подросток,
Оно по слогам составляется просто,
Всего в нём две буквы — согласная с гласной,
А вместе звучат они просто прекрасно!
Две буквы, два слога твержу я упрямо,
И вот оно — слово! Подскажете? …

- Мы тоже сделаем своим мамам подарки. Это будут наши сочинения, в которых мы выразим самые нежные, ласковые слова признательности, слова-объяснения в любви.

3.Групповая дискуссия. Постановка проблемного вопроса.

«Происхождение слова "мама"»

"Мама" - первое слово, которое произносит ребенок.

Языки, различающиеся настолько, что кажется, будто горло и весь речевой аппарат у людей устроен по-другому и просто не позволяет им извлекать такие разные звуки. Языки с разным алфавитом, с разным написанием и слева направо, справа налево или и вовсе сверху вниз.

Интересно, что почти во всех языках мира, какими бы разными они ни были, именно это слово звучит примерно одинаково. В английском разговорном варианте "мама" - mum, на китайском она останется mama, у индейцев навахо это будет ma. румынский – mama, испанский – madre

немецкий - mutter, зулусский – emama. Так как же так получилось?

Ответы детей.

Работа над расширением кругозора учащихся (см. Приложение 1 «Материал для учителя»)

4.Дидактическая игра «Закончи начатое…»

а)Работа в парах.

- Издавна любой народ ценит и уважает матерей. Поэтому неудивительно, что существует огромное количество пословиц о маме.

На партах карточки со словами пословицы.

- Соберите пословицы, подобрав правильную концовку (соедините линиями):

Птица рада весне,

при матери добро.

При солнышке тепло,

для всех детей ласки хватает.

В материнском сердце

лучше солнца греет.

Сердце матери

чем родная матушка.

Нет лучше дружка,

а младенец матери.

- Какую из пословиц вы сможете объяснить?


 

5. Игра "Цветок для мамы" (работа в группах).

- Напишите на листе бумаги всё, что мамы делают для вас (своих детей).

Учитель каждой группе выдаёт столько лепестков цветка, вырезанных из картона, сколько маминых дел перечислили дети. Каждая группа должна написать на обратной стороне лепестков, что они делают для мамы, и сложить из этих лепестков цветок. На одном лепестке можно написать только одно дело. Побеждает группа, в цветке у которой будет больше лепестков.

Мозговой штурм. Работа в группах.

Найдите, логически подходящие по смыслу и рифме, строчки.

Составьте шесть четверостиший.

Побеждает группа, которая быстрее и правильнее справится с заданием (Приложение 2)

6. Исследование текста. Словесное рисование.

Притча о маме.

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
– Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?
Бог ответил:
– Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.
Ребенок задумался, затем сказал снова:
– Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.
Бог ответил:
– Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.
Затем ребенок спросил:
– Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?
– Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.
– Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…
Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:

Твой ангел расскажет тебе обо мне все

О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога.
В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:
– Скажи же мне, как зовут моего ангела?
– Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама.

Любовь к матери проходит у нормального человека через всю жизнь. Не причиняй ей страданий. Береги её, как можешь.

Словесное рисование.

Если бы вам нужно было проиллюстрировать эту притчу, какие бы цвета и оттенки вы бы использовали?

Какое впечатление произвела на тебя эта притча?

Выразите возникшие у вас чувства.

7. Подготовка к написанию эссе.

Я вам предлагаю свой ряд вопросов, которые помогут вам составить эссе о маме.

Подумайте и запишите, а в чём проявляется любовь вашей мамы?

- Сформулируйте тему своего эссе (Моя мама).

- Назовите основную мысль (Любовь моей мамы).

8. Итог урока. Самостоятельная работа детей.

Самостоятельное выполнение работы.

9. Рефлексия.

- Перечитайте ваши работы и подумайте, раскрыта ли тема и основная мысль, нет ли речевых и других ошибок.

- О чём мы сегодня с вами говорили?

- Какие виды работы выполняли?

Ответы учащихся.

2 этап. Инсценировка сценки

Сценка «Каждый день – праздник!»

Котова Карина, Усманова Арина, Зотов Максим

Сцена 1.

Мама ходит по дому, прибирает игрушки и говорит:

Что же это такое? Здесь такой кавардак! Хоть минуту покоя не дадут мне никак! Я бельё постирала. И сварила обед, Я так сильно устала, Но покоя мне нет. Устала, пойду, первый раз в жизни прилягу, пока дети из школы не пришли. А здесь потом уберусь сама.

Сцена 2.

Приходит сын из школы, весь взмыленный, на ходу поёт на мотив «Бременские музыканты».

Ничего на свете лучше нету, Чем гонять футбол хоть до рассвета.

И в хоккей сражаться до упаду – Только это мне для счастья надо.

Ля-ля-ля………………………….

Сын. Мама, я пришёл! Мама, я опять забыл купить хлеб. Мам, я есть хочу!(Заглядывает в комнату.) Спит…(удивлённо). Странно… Ну, ладно, пока спит, сгоняю за хлебом.(Поёт) Ля-ля-ля…

Сцена 3.

Из школы приходит дочь. Поёт на мотив «У неё глаза…» (группа «Премьер-министр»).

Мой сосед не ест, не спит – Про меня лишь говорит.

Говорит, что нет прекраснее, Ладнее девушки, что с ним сидит.

Посмотрите не спеша: Разве я не хороша? Про себя отмечу…да!

Припев: У меня глаза – два брильянта в три карата, Локоны мои – сходят все с ума ребята. Губки у меня – створки две ворота рая. И вообще, я вся, вся такая – растакая!

Дочь. Мама! (Хнычет.) Мамочка, я ужасно устала и замёрзла, сними с меня сапоги! Мама! Мам! (Снимает обувь, заглядывает в комнату.) Ты что, спишь? (недоумённо) Ничего не понимаю!

Сцена 4.

Появляется сын с хлебом, напевая песенку.

Дочь. Тише,ты! Маму разбудишь! Сын. Как?.. Она ещё спит? Ну, ничего себе! Её надо срочно разбудить! Я ведь есть хочу!

Дочь. Да я уже пробовала, ничего не получается.

Сын. Тогда ты корми меня, видишь, я голодный!

Дочь. Ещё чего! Я устала… Сын. А я, думаешь, не устал? Между прочим , я в спортивной школе учусь!

Дочь. Ну и что! А я – в музыкальной!

Сын. Да, ладно! Ну и что теперь будем делать? Может врача вызвать? Вдруг мама заболела?

(Испуганно) Вдруг у неё это… летаргический сон?

Дочь. Что?

Сын. Ну , это когда спят целый год… Ужас! Может папе на работу позвонить?

Дочь. Нет, не надо врача, и папу не стоит беспокоить. Наша мама здорова. Она просто устала. Крутится одна, как белка в колесе, целый день, и от нас помощи никакой! Вот организм и не выдержал! Бедненькая!

Сын. Придумал! Давай сами приберём здесь всё, а мама проснётся и обрадуется. Вот здорово я придумал! Дочь. Ты прав! Замучили мы нашу бедненькую мамочку. Посмотри, какая она уставшая. А я раньше этого даже не замечала. Всё! С этого дня начинаем маме помогать!

Сын. Классно!

Дочь. Я буду гладить бельё!

Сын. Так ведь ты не умеешь!

Дочь. Ничего, научусь!

Сын. А я тогда буду мусор выносить! Вот!

Дочь. Да ну!!!

Сын. Да чтоб мне лопнуть на этом месте! По рукам?

Дочь. По рукам! Договорились!

Сцена 5. Просыпается мама. Дети радостно бегут к ней, обнимают её и целуют.

Сын. Мама!

Дочь. Мамочка!

Мама (удивлённо.) Как здесь чисто! Ай, да, молодцы! Разве сегодня какой-то праздник?

Дочь. Нет, мамуля! Но с этого дня мы будем тебе помогать!

Сын. Ага!

Мама. А что так вдруг?

Дочь. Мы просто поняли одну простую истину: любить – это значит: оберегать, заботиться, помогать и поддерживать друг друга.

Сын. Всегда! Правильно, мама?

Мама. Правильно, дети!

Все поют на мотив «Дружба крепкая».

Мама милая, Самая любимая,

Ты всегда в заботах, В хлопотах весь день:

Моешь, убираешь, Гладишь и стираешь,

Нашей маме не знакомо Слово «лень»!

Вот что скажем вам: — Берегите мам!

Мамин труд, ребята, Надо уважать.

Все мы любим маму, Только это мало!

Надо ещё нашим мамам по-мо-гать!

Сценка «А что у вас?» 3 девочки

Резванова Софья, Акопян Галина, Воеводина Настя

(Задник)

Вед 1.Кто на даче отдыхал,

Кто покупки совершал…

Мама Лена платье шила,

Мама  Ира суп варила,

Мама Таня песню пела,

Дело было вечером, делать было нечего…

Галка села на заборе, кот забрался на чердак,

Вдруг сказала мама Лора просто так:

1- А у нас в тетради «пять», а у вас?

2- А у нас «трояк» опять, а у вас?

1-А у нас вчера сыночек сочинение писал, я придумала вступленье, дальше папа сочинял.

2 - Ну, а наш играет в фишки и кричит всё «У-е-фа»!От таких ужасных криков разболелась голова!

1 Мой сынок вчера подрался да по полу повалялся, два часа штаны стирала и рубашку зашивала!

3-А у нас не любит дочка вставать в школу по утрам, и теперь мечтаем с папой мы купить подъёмный кран!

1.-Наш не любит вермишель-это раз, Убирать свою постель-это два,

А, в четвёртых, попросила я ребёнка пол помыть,Отвечает: - Не успею, надо срочно роль учить!

 

3 - Ну, а я мечтаю очень, снова стать такой, как доча,

Скинуть лет бы двадцать пять и ребёнком стать опять!

 

1. Я бы в классики играла и на прыгалке скакала!

2 -Эх, а я бы всем мальчишкам понаставила бы шишки!

3-Или я на рубль - двадцать целый день могла питаться!

1-Да, когда детьми мы были, это время не ценили!

2-Наши школьные года улетели навсегда!

3-Мне пора, ведь надо дочке что-то там нарисовать.

1-Ну, а мне велел сыночек 2 рифмовки написать!

2-Мне - задачки две решить

3 Мне костюм до завтра сшить!

Вместе -Мамы разные нужны, мамы всякие важны!


 


Полный текст материала Конспект внеурочного занятия «Есть в мире слово самое простое и самое возвышенное - Мама!»; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Типаева Екатерина Вячеславовна  Публикатор
26.06.2018 0 137 8

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0