Классное мероприятие "Народные традиции встречи весны"; 1 - 4 классы



 


 

 

Классное мероприятие

«Народные традиции встречи весны»


 


 


 

 

 

 

Материал подготовили учителя МБОУ СОШ №81:

- Наумова Л.Н. – учитель начальных классов высшей квалификационный категории;


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Цели:

  • С помощью поэтических, музыкальных образов способствовать развитию эмоциональной сферы детей;

  • Познакомить с народными традициями встречи весны;

  • Способствовать сохранению народного фольклора;

  • Способствовать воспитанию нравственно – эстетического отношения к природе.

Метапредметные УУД:

  • Личностные УУД:

- приобщать детей к пониманию, осознанию и уважению к ценностям культуры родного края;

- учить умению проявлять к людям в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;

  • Регулятивные УУД:

- удерживать цель деятельности до получения ее результата;

- умение планировать, контролировать и оценивать работу;

- анализировать эмоциональное состояние, полученное от удачной и неудачной деятельности;

  • Познавательные УУД:

- умение по заданию самостоятельно, в малых группах, в парах осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из разных источников;

- использовать ее на занятии;

  • Коммуникативные УУД:

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка;

- формирование вербальных и невербальных способов коммуникации;

- умение интегрироваться в группы сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- формировать умение слушать других.

Оборудование: презентации «Весна», «Как готовить жаворонки», аудиозапись П.И. Чайковский « Времена года. Март», соленое тесто, клеенки, стеки, зубочистки, салфетки, фартуки, выпечка.

Ход занятия.

  1. Актуализация знаний.


 

(Под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Март» звучат стихи в исполнении детей).

Весна всему свой голос дарит –

Воде, листве, земле – всему:

Кострам в лесу и птичьей паре,

Глазам и сердцу моему.

Все началось с простой капели,

И вот уже текут снега,

И зажурчали, зазвенели

Деревья, воздух и вода.

Несется плеск с лесных излучин,

В овраге ветер струны рвет,

Весь мир разбужен и озвучен

И дирижеру смотрит в рот.

- Замечательные стихи. И ведь не случайно, потому что весна – самое прекрасное время года. Она «прилетает» к нам на солнечных крыльях. У неё строгий порядок работы. Первым делом весна освобождает проталины, топит лед на реках озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а за ними вслед прилетают пернатые гости – птицы. (Параллельно идет показ слайдовой презентации «Весна»)

(Ученик читает стихотворение, самостоятельно им подобранное):

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что добавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

(В. Жуковский)

  1. Традиции встречи весны в нашем крае. (Поисково – исследовательская работа учащихся по краеведению).


 

Есть у весны и народные праздники, которые предвещают приход весны. На занятии мы будем использовать информацию, которую вы добывали из разных источников:

- опрос учеников, родителей и учителей нашей школы (группа №1);

- поиск в интернете (группа №2);

- библиотека (группа №3)

Вопросы интервью:

  • Как встречали весну много лет назад в нашем краю?

  • Знаете ли вы заклички, которыми встречали весну?

  • Какие?


 


 

- Один из них праздновали 22 марта в деревнях и селах нашего края и даже в городе, который раньше назывался Симбирском.

- Какую информацию вы собрали в ходе вашего опроса? (Сообщение о результатах опроса группы № 1)

- Называли его жители наших деревень «Сороки», «Кулики», «Жаворонки». Мы знаем его как день весеннего равноденствия, когда день мерится с ночью, когда солнце переходит из южного полушария в северное и Весна приходит на смену Зиме.

- Считалось, что на Русь сорок пичуг пробиваются с юга вслед за жаворонками. Вот какие новости предсказывает их прилет. Об этом нам расскажут ребята, которые нашли эту информацию в библиотеке (группа №3).

(Дети говорят приметы)

- Жаворонок является первым – к теплу, зяблик – к стуже.

- Журавль прилетел и тепло принес.

-Журавли тянут на север – к теплу, летят обратно – к холоду.

Трясогузку – ледоломку журавль на хвосте принес.

Грач – на проталину, скворец - на другую.

Увидел скворца – знай – весна у крыльца.

Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла.

- А по прилету журавлей крестьяне определяли, когда можно пахать землю и выполнять прочие весенние работы.

(Стихи читают дети – группа №2)

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны»

(Идет показ слайдов о весне).

- Ребята, песня жаворонка негромкая и приятная. Полет же его своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно и песня его меняется. «Жаворонок небо пашет!» - говорят в народе.

- Давайте послушаем, как поют жаворонки. (Звучит пение птиц под слайды)

- На жаворонков, 22 марта, в деревнях, а в, частности, Ивановка Старомайнского района, а иногда и в городах исполняли обряд, который имел языческие корни.

(Инсценирование: одевание фартука, косынки)

Рано – ранёшенько хозяйка дома вставала в праздник, затопив русскую печь, принималась раскатывать тесто, напевая:

(У детей на партах соленое тесто, они начинают имитацию замешивания теста вместе с учителем под песню):

«Ты запой, запой, жавороночек,

Ты запой свою песнь звонкую,

Ты пропой - ка, пропой, пташка малая,

Пташка малая, голосистая

Про житье – бытье про нездешнее.»

- Раскатывая тесто, приговаривала хозяйка заговорные слова.

- Из этого теста хозяйка пекла круглые пряники (дети лепят круглую форму), колобки и птичек. Затем из соломы делали маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили птичек – считалось, что это поможет курам лучше нести яйца и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать. А жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты (палки), бежали с ними в поле или высаживали птичек на крышу, при этом припевали песни, привлекающие жаворонков, а с ними и весну:

-Эту песню ребята из группы №2 нашли в интернете.

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Рецепт выпечки жаворонков:


 

  • 2 – 3 стакана муки

  • 0,5 стакана теплого молока

  • 1 яйцо

  • 30г сливочного масла (растопить)

  • 15г свежих дрожжей

  • 4 столовых ложки сахара

  • щепотка соли

  • изюм (для глаз)

  • 1 желток для смазывания


 

-Давайте послушаем мальчиков из группы №3 о том, как готовят тесто для выпечки жаворонков.

1 этап:

Развести дрожжи в теплом молоке. Добавить муку, яйцо, масло, сахар и соль.

2 этап:

Тесто месить пока оно не будет прилипать к рукам. Поставить его на 1 час в теплое место для того, чтобы оно успело подняться несколько раз.

3 этап: (показ слайдов об изготовлении жаворонков)

Тесто разделить на шарики, их раскатать в жгуты длиной до 15 см. Жгуты свернуть в узел. Из его концов вылепить голову и хвост. Изюм можно использовать вместо глаз, на хвосте сделать надрезы – оперение. Дать тесту расстояться.

4 этап:

Жаворонки смазать яйцом, посыпать сахаром. Выпекать при температуре 200гр. 15 -20 минут.

  1. Практическая работа учащихся.

(Дети начинают лепку жаворонков, а в это время продолжается рассказ о празднике « Сороки» и легенды о жаворонке)

- Ребята, а я вот какую нашла информацию о том, какие секреты изготовления жаворонков из теста и легенду об этой птичке.

 

- В круглые пряники, а иногда и в сами птички хозяйка прятала (так делала и моя мама в моем детстве, ребята) маленькие вещицы. Кому попадало колечко, тот замуж выйдет в этом году, кому копейка – тот хорошо будет зарабатывать. Иногда клали маленькую тряпочку, узелком завязанную, - у того ребенок родится.

Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонка с грустными предсказаниями или пустыми, иначе хорошее не сбывалось. Конечно, хозяйка хитрила, угощая «несчастливой» птичкой ребятишек – строго – настрого наказывала не есть его, а оставить на шесте в поле.

- Существует прекрасная легенда о происхождении жаворонка:

«Бог подбросил высоко в небо комочек земли и превратил его серую, как земля птичку – жаворонка.

Как божью птицу, убивать ее считалось грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Согласно легенде, жаворонок говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».

Поднявшись в небо высоко, жаворонок проводит время в молитвах. Потом внезапно замолкнув, взмывает еще выше и летит на исповедь к самому Богу».

На смену языческой вере в Русь пришло Христианство. Но этот праздник не исчез. Его называют « Сороки» в честь 40 римских воинов – христиан, мучеников, которые отказались поклоняться языческим богам еще в 4 веке и погибли мученически за веру в Христа. Так что к сорокам – белобокам этот праздник не имеет никакого отношения.


 

  1. Рефлексия.

- Ну, вот и наши жаворонки испеклись!

(Дети выходят к доске, высоко подняв птичек, читают заклички)

- Мы много узнали о традициях встречи весны в родном нашем крае, выучили заклички, научились лепить по рецепту жаворонков.

- Кто от этого получил удовольствие и радость?

- Расскажите дома своим родным об этой удивительной птичке, которая весну приносит к нам, о традиции встречи весны нашего края и попробуйте испечь вместе с мамами жаворонки.


 

Заклички (по строчке)

1. Приди, приди, весна!

2. Со льном высоким!

3. С корнем глубоким!

4. С хлебом обильным!

5. Жаворонки, прилетите,

Весну красну принесите!

6. Жаворонок, жаворонок,

Возьми себе зиму!

7. А нам отдай весну – красну!

  1. Угощение детей выпечкой – жаворонками и раздача рецепта выпечки.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Полный текст материала Классное мероприятие "Народные традиции встречи весны"; 1 - 4 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Наумова Людмила Николаевна  Ludmila7977
10.10.2018 0 3907 323

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК