Программа «Я и мир вокруг»; 1 - 4 классы


Программа «Я и мир вокруг»; 1 - 4 классы

 

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением в целях более полного достижения национального воспитательного идеала собственной программы воспитания и социализации учащихся начальной школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации младших школьников, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, общественными и традиционными российскими религиозными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

 

Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.

 

  1. Ценностные установки воспитания и социализации учащихся

 

Современное общество нуждается сейчас в человеке мобильном, эрудированном, коммуникабельном, способном самостоятельно мыслить, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя и для окружающего мира. Общество нуждается в человеке-гражданине.

 

Задача заключается в том, чтобы увидеть, раскрыть и развить природные задатки каждого ребенка. Для этого необходимо создать благоприятные условия, грамотно организовать процесс обучения и воспитания.

 

  • последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшeгo фактора становления и развития личности.

 

Школа - тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. А для этого нужны особые условия. Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, траектория его собственного развития ему еще не ясна. Основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Семья и школа - самое ближайшее окружение ребенка. Именно здесь, в первую очередь, происходит процесс становления и самоопределения его личности. Поэтому важно осуществлять взаимодействие и сотрудничество с учителями-предметниками, воспитателем ГПД, социальным педагогом, педагогом-психологом, библиотекарем, родителями.

 

Общая цель - вырастить человека, способного взаимодействовать с окружающим миром и усвоить социальный опыт предшествующих поколений. Вне общества, вне человеческих отношений ребенок не может стать человеком. Каждый ученик является членом классного коллектива. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные и человеческие отношения, решаются проблемы досуга, высвечивается личность каждого ребенка.

 

Принципы построения воспитательной системы:

  • Принцип природосообразности.

 

Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделать ребенка. Природа - корни.Воспитание - крона.

  • Деятельностный принцип.

 

Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, ее живые уроки. Чем богаче классная жизнь, тем сильнее она задевает сердца и души детей.

  • Принцип целостности в воспитании.

 

Восприятие ребенка как неразрывное единство биологического, психического, социального, духовного.

  • Эгоцентрированный принцип.

 

Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означает отношение к ребенку как к неповторимой, уникальной личности.

  • Принцип творчества и успеха.

 

Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных и слабых сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности споспобствуют формированию позитивной «я-концепции» личности учащегося.

  • Принцип преемственности, последовательности, систематичности.

 

      • Ориентация на социально-ценностные отношения. Создание благоприятной атмосферы в социальной среде.

 

    1. Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся

 

Целью программы является создание условий для формирования всесторонне развитой, адаптированной к современной жизни личности.

Задачи:

  • Развивать субъектность личности каждого учащегося;

 

  • Создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, творческого, эстетического и физического самовыражения личности;

 

  • Формировать гражданско-патриотическое сознание, нравственные позиции;

 

  • Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды.

 

3.Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся

 

Программа рассчитана на 4 года и создана с учетом требований современного общества и этапов развития воспитальной системы класса.

 

Участниками этой программы являются дети класса, их родители и учитель.

 

Участники, задействованные в реализации программы, постоянно совершенствуются сами и совершенствуют свою деятельность, находят новые формы и

методы работы, побуждающие инициативу.

 

Основными направлениями воспитательной деятельности

    • течение 4 х лет взяты:

 

  1. Организация процесса самопознания;

 

  1. Развитие взаимодействия учащихся в учебной деятельности; воспитание нравственных чувств и этического сознания;

 

  1. Освоениенавыков безопасной жизнедеятельности; профилактика правонарушений;

 

  1. Воспитание гражданственности; формирование чувства малой Родины;

 

  1. Формирование экологической культуры;

 

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью;

 

  1. Обучение работе с разными источниками информации;

 

  1. Формирование досуговой деятельности;

 

  1. Организация проектной деятельности, работа с одаренными детьми, работа с отстающими детьми;

 

  1. Развитие трудолюбия, профориентация;

 

  1. Эстетическое воспитание;

 

  1. Организация сотрудничества с родителями.

 

 

Содержание программы изменяется с учетом возрастных особенностей младших школьников, так как социализация личности проходит несколько этапов

 

    • адаптации (приспособление к природной и социокультурной среде, умение в ней жить, не разрушая себя как личность);

 

    • интеграции (освоение потенциала среды в деятельности, общении с другими);

 

    • саморазвития (предполагает процесс самоактуализации через систему потребностей - жизненных, безопасности, поддержки и признания, любви);

 

  • самореализации (раскрытие творческого потенциала личности - физического, психического и социального - в продуктивной деятельности), складывается идентичность личности - осознание себя как постоянного и различимого относительно других, определенный образ себя (индивида и группы) во всем многообразии отношений к миру, чувство адекватности и владения собственным

 

«Я».

 

Ценностные основы воспитания и социализации учащихся

 

  • 1-м классе основной задачей являлась адаптация детей к школьной жизни. На этом этапе делаются первые шаги навстречу друг другу, первые шаги по сплочению коллектива, изучению индивидуальности каждого ребенка, его способностей, возможностей, желаний.

 

Он проходит под девизом «Давайте познакомимся».

 

Во 2-м классе устанавливаются более тесные контакты между учителем, учениками и родителями. Дети класса отличаются активностью, высокой мотивацией к учебе, но наблюдается нетерпимость и грубость в межличностных отношениях, душевная черствость. Воспользовавшись врожденным чувством красоты, воспитатель просто обязан развить его. Ведь будучи развитым, это чувство даст стойкое неприятие и

отторжение от всего безобразного и на протяжении всей жизни побуждает к человечности. Здесь нельзя обойти область духовных знаний человечества. Начинаем с познания мира, стараемся прочувствовать его сердцем, напитать и отогреть души.

 

«Красота спасет мир» - под таким девизом строится жизнедеятельность и воспитательная работа на этом этапе.

 

Между 9-м и 10-м годом жизни ребенок не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать свою субъективную роль, вступая в широкий круг общественных отношений. Пробуждается интерес к самому себе . Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого умею? Что необходимо сделать, чтобы этого достичь? Отвечая на эти вопросы, ребенок учиться любить себя и мир вокруг, радоваться жизни, быть лучше.

 

Дети удовлетворяют свои потребности в общении, познании, самовыражении, самоутверждении, используя при этом свой духовно-нравственный потенциал.

 

«Я среди людей» -так можно охарактеризовать этот этап.

 

    • 4-му классу ребенок уже обогатил свой внутренний мир духовными ценностями

 

  • способен раскрыть его для других, проявляя свои способности. Этому способствуют творческие мастерские, персональные выставки, презентации, конкурсные состязания, часы общения, творческие проекты и т.д. Ребенок хочет быть успешным и умеет быть таковым. По сути дела он стал самим собой, но способен познать смысл, предназначение, ценность предметов и явлений мира и себя в этом мире.

 

Произошло «Рождение творца». Это и есть новый этап развития воспитательной системы.

 

Литература

 

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности.-Казань,1988. Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. – М. – 2006. [электр. ресурс] // www.lib.ru

 

  1. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики.- М.-Воронеж, 1996.

  2. Воспитательная работа в школе / Под ред. Л.В.Кузнецовой.- М.,2005.

 

  1. Дереклеева. Н.И., Савченко М.Ю.. Артюхова И.С. Справочник классного руководителя. 5-9 кл. – М.: ВАКО, 2005.

 

  1. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю, Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ

«МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». - 2005.

  1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М.

 

М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

 

  1. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987.

 

  1. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе.- М: Центр "Педагогический поиск" , 2002.

 

  1. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М, 2008.

  2. Щуркова Н.Е. Ключевой вопрос воспитания и профессиональный субъект

воспитания//Воспитатьчеловека:Сборникнормативно-правовых,научно-

 

методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания/Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней.- М.: Вентана-

 

Графф, 2003.

  1. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2008.


Полный текст материала Программа «Я и мир вокруг»; 1 - 4 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белова Любовь Михайловна  shk200
10.11.2018 0 223 20

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0