Статья "Исследовательские проекты краеведческой направленности как средство развития учебно - познавательных компетенций учащихся"


Раннее выявление, обучение и воспитание учащихся, которые имеют высокий интеллектуальный уровень и желание заниматься исследовательской деятельностью составляет одну из главных проблем совершенствования системы российского образования и является важнейшим аспектом деятельности школы. Проектная деятельность обучающихся - одно из эффективных форм развития талантливой личности и повышения уровня познавательной компетенции учащихся начальной школы, которая осуществляется через деятельность научного школьного объединения «Эрудит».

Ключевые направления развития общего образования предусматривают, что «уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности»  через системно-деятельностный подход, который «обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию и построение образовательного процесса с учётом индивидуальных  особенностей обучающихся» (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, I раздел, пункт 5)). В современном мире востребованы неординарные творческие личности, поэтому развитие познавательных компетенций учащихся с самого начала обучения- одна из современных и актуальных задач модернизации образования и состоит в «развитии личности, способностей, удовлетворении познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, овладении обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования через организацию учебной и внеурочной деятельности, систему кружков, клубов, секций» 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает «готовность и способность учащихся к познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, к овладению действиями постановки и разрешения проблем, выдвижению гипотез и их обоснованию, самостоятельному поиску методов решения поставленных задач» 
Перечисленные выше требования реализуются в условиях включения учащихся в исследовательско -  проектную деятельность.  Занятия проектной деятельностью создают условия для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных задач, обеспечивают открытость и свободный выбор направления каждого участника проектной деятельности, способствуют формированию предметных и межпредметных знаний, эффективному формированию всех ключевых образовательных компетенций (ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностного самосовершенствования). 
Исследовательская проектная деятельность предусматривает   целенаправленную, организованную деятельность по разрешению одной из актуальных проблем культуры, общества и природы - создание определённого, уникального, общественно-ценного продуктам.

Создание такого продукта способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Следствием этого является развитие учебно - познавательных компетенций обучающихся.

Проблема формирования учебно-познавательной компетенции в учебном процессе имеет глубокий философский смысл и рассматривается в работах таких педагогов, как П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, И. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.В. Хуторской, Г. К. Селевко, И. И. Зимняя и др.

Г. К.  Селевко отмечает, что компетенция - это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности.

В современной российской методике преподавания популярной является полная классификация компетенций И.А.Зимней. Она опирается на категории деятельности:

  • компетенции, относящиеся к самому человеку как к личности, субъекту деятельности, общения (компетенции здоровьесбережения, ценностно-смысловой ориентации в мире, интеграции, гражданственности, самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии);
  • компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы (компетенции социального взаимодействия, общения, знание и соблюдение традиций, коммуникативные задачи);
  • компетенции, относящиеся к   деятельности человека (компетенция познавательной деятельности, постановка и решение познавательных задач, нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение, интеллектуальная деятельность, средства и способы деятельности, планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности, прием, переработка, выдача и преобразование информации, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность, владение электронной информацией, интернет технологией).

Компетенции учащихся по ФГОС -  это «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться,  компетенции обучающихся по получению нового знания, его преобразованию и применению, систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

А.В. Хуторской считает, что компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Он выделяет учебно-познавательную компетенцию, как ключевую компетенцию, направленную на приращение знаний, освоение методов познавательной деятельности, развитие определенных умений и навыков в образовательной деятельности, развитие творческого мышления и самостоятельности в учебной деятельности.

На основании вышесказанного можно заключить, что учебно – познавательные компетенции школьников являются междисциплинарными и надпредметными, развивают умения ставить и решать задачи, способствуют развитию критического и абстрактного мышления, самооценки и саморефлексии. 

Формирование и развитие учебно – познавательной компетенции возможно за счёт вовлечения учащихся в проектно – исследовательскую деятельность, которая предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.


Полный текст материала Статья "Исследовательские проекты краеведческой направленности как средство развития учебно - познавательных компетенций учащихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каменева Татьяна Анатольевна  Публикатор
01.04.2019 0 87 3

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0