Статья "Исследовательские проекты краеведческой направленности как средство развития учебно - познавательных компетенций учащихся"


Каменева Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 1» города Валуйки Белгородской области,

руководитель секции «Юный исследователь» школьного научного объединения учащихся «Эрудит»

Исследовательские проекты краеведческой направленности

как средство развития учебно - познавательных компетенций учащихся

(фрагмент опыта)


Раннее выявление, обучение и воспитание учащихся, которые имеют высокий интеллектуальный уровень и желание заниматься исследовательской деятельностью составляет одну из главных проблем совершенствования системы российского образования и является важнейшим аспектом деятельности школы. Проектная деятельность обучающихся - одно из эффективных форм развития талантливой личности и повышения уровня познавательной компетенции учащихся начальной школы, которая осуществляется через деятельность научного школьного объединения «Эрудит»

Ключевые направления развития общего образования предусматривают, что «уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности» через системно-деятельностный подход, который «обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию и построение образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся» (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, I раздел, пункт 5)). В современном мире востребованы неординарные творческие личности, поэтому развитие познавательных компетенций учащихся с самого начала обучения - одна из современных и актуальных задач модернизации образования и состоит в «развитии личности, способностей, удовлетворении познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, овладении обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования через организацию учебной и внеурочной деятельности, систему кружков, клубов, секций»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает «готовность и способность учащихся к познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, к овладению действиями постановки и разрешения проблем, выдвижению гипотез и их обоснованию, самостоятельному поиску методов решения поставленных задач»

Перечисленные выше требования реализуются в условиях включения учащихся в исследовательско - проектную деятельность. Занятия проектной деятельностью создают условия для формирования у обучающихся опыта самостоятельного реше­ния познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных задач, обеспечивают открытость и свободный выбор направления каждого участника проектной деятельности, способствуют формированию предметных и межпредметных знаний, эффективному формированию всех ключевых образовательных ком­петенций (ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информа­ционной, коммуникативной, социально-трудовой, личностного самосовершенствова­ния).

Исследовательская проектная деятельность предусматривает целенаправленную, организованную деятельность по разрешению одной из актуальных проблем культуры, общества и природы - создание определённого, уникального, общественно-ценного продуктам. Создание такого продукта способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Следствием этого является развитие учебно - познавательных компетенций обучающихся.

Проблема формирования учебно-познавательной компетенции в учебном процессе имеет глубокий философский смысл и рассматривается в работах таких педагогов, как П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, И. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.В. Хуторской, Г. К. Селевко, И. И. Зимняя и др.

Г. К. Селевко отмечает, что компетенция - это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности.

В современной российской методике преподавания популярной является полная классификация компетенций И.А.Зимней. Она опирается на категории деятельности:

- компетенции, относящиеся к самому человеку как к личности, субъекту деятельности, общения (компетенции здоровьесбережения, ценностно-смысловой ориентации в мире, интеграции, гражданственности, самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии);

- компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы (компетенции социального взаимодействия, общения, знание и соблюдение традиций, коммуникативные задачи);

- компетенции, относящиеся к деятельности человека (компетенция познавательной деятельности, постановка и решение познавательных задач, нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение, интеллектуальная деятельность, средства и способы деятельности, планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных

видах деятельности, прием, переработка, выдача и преобразование информации, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность, владение электронной информацией, интернет технологией).

Компетенции учащихся по ФГОС - это «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, компетенции обучающихся по получению нового знания, его преобразованию и применению, систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

А.В. Хуторской считает, что компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Он выделяет учебно-познавательную компетенцию, как ключевую компетенцию, направленную на приращение знаний, освоение методов познавательной деятельности, развитие определенных умений и навыков в образовательной деятельности, развитие творческого мышления и самостоятельности в учебной деятельности.

Содержание учебно – познавательных компетенций в деятельностной форме предполагают следующие умения:

- умение ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить её;

- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание по отношению к изучаемой проблеме;

- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; описывать результаты, формулировать выводы;

- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.

На основании вышесказанного можно заключить, что учебно – познавательные компетенции школьников являются междисциплинарными и надпредметными, развивают умения ставить и решать задачи, способствуют развитию критического и абстрактного мышления, самооценки и саморефлексии. 

Формирование и развитие учебно – познавательной компетенции возможно за счёт вовлечения учащихся в проектно – исследовательскую деятельность, которая предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.

Проект – план создания чего – либо, включающий в себя описание, чертежи, макеты и представляемый на обсуждение, представление.

Проект – замысел, план, совокупность документов, чертежей для создания какого – либо изделия.

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода продукта в процессе творческой деятельности.

Исходя из определений, можно заключить, что в основу определений положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности - становится

бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Появление и развитие метода проектов в российской педагогике связано с именами таких педагогов, как С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев. В современной педагогике работу над теоретическими аспектами проекта ведётся Г. К. Селевко, В. К. Дьяченко, А. В. Леонтович, Е. С. Полат, И. С. Сергеевым и др.

В системе школьного образования Е.С. Полат представил типологию проектов и их особенности по доминирующей деятельности учащихся:

- практико-ориентированный (результат деятельности: документ по истории, биологии, проект закона, словарь школьной лексики, проект школьного зимнего сада и т. д.);

- исследовательский (должны быть продуманы структура, цель, актуальность, задачи, гипотеза.);

  - информационный (сбор информации, статья, реферат, репортаж, доклад.);

- творческий (сценарий праздника, спектакль, стенгазета, план сочинения.);

- ролевой проект (ролевые игры)

Ведущая роль для формирования и развития учебно – познавательных компетенций принадлежит сегодня методу исследовательских проектов. «Новые принципы образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали такие методы обучения, которые обеспечивали активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, развитие общеучебных умений и навыков (исследовательских, рефлексивных, самооценочных), формирование не просто умений, а компетенций, т. е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности, приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся, реализацию принципа связи обучения с жизнью»

И. С. Сергеев считает, что проект - это «пять П»: проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт — презентация. Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие и выходные материалы проекта

Технология работы над исследовательским проектом ориентирована на творческую самореализацию развивающейся личности школьника младших классов, развитие его интересов, целеустремлённости и воли. Очевидно, что работа над проектом открывает перед каждым ребёнком возможность выявить свои способности в разных сферах, определить самое важное, интересное и сконцентрировать на этом свои желания и силы. Важно то, что вся деятельность школьника ориентируется на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Он сам разделяет ответственность за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем

По мнению академика Д. С. Лихачёва «в мире существует самый массовый вид науки, в котором могут участвовать и большие учёные, и школьники. Краеведение гораздо более «воспитывающая наука», наука, требующая от человека неравнодушного отношения к малой родине. Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего»

Краеведение - всестороннее изучение истории, природы, населения и культуры определённой части страны, города или деревни местным населением, для которого эта территория считается родным краем

Краеведение - изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно – исторических, экономических, этнографических особенностей»

Краеведение - всестороннее изучение отдельных частей страны силами местного населения

Таким образом, краеведение – это всестороннее изучение истории определённого города, села местным населением, для которого эта территория является родным краем. Краеведение - это комплексная наука, включающая историю, литературу, географию, экологию, этнографию родного края. Это сложное социально-культурное явление в жизни общества, основой которого является комплексное изучение той или иной местности в целях накопления, сохранения и передачи знаний о крае и о деятельности предков для дальнейшего развития цивилизации.

Исследовательские проекты краеведческого направления способствуют развитию учебно – познавательных компетенций, которые применяются во всех сферах современной жизни для решения различных задач и достижения поставленных целей.

Учебно-познавательная компетенция включает в себя две группы компонентов: одна группа соотносится с общеучебными действиями школьников, используемыми в ходе выполнения любой учебной деятельности вне зависимости от учебной дисциплины; вторая группа - со специальными учебными умениями, специфика которых обусловлена особенностями того или иного предмета. На начальной ступени обучения обучающийся должен приобрести определенные знания, умения, качества, свойства личности, отношение к исследовательской деятельности, которая им осуществляется

В основу работы над исследовательским проектом положена прагматическая направленность проекта на результат, полученный при решении проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи.

Создавая проект под руководством учителя, постепенно и поэтапно происходит развитие учебно – познавательных компетенций младших школьников на занятиях неаудиторной занятости с учащимися с повышенной мотивацией к учению, во время индивидуальной работы и на заседаниях школьного научного объединения «Эрудит» в секции «Юный исследователь»

Автор опыта выделяет шесть этапов для создания исследовательских проектов краеведческого направления:

- мотивационный;

- подготовительный (вводный);

- поисково – исследовательский (основной);

- трансляционно – оформительский;

- заключительный (итоговый);

- этап использования результата продукта

Мотивационный этап: предложения и обсуждение тем и продуктов исследования, формирование мотивов выполнения работы

На первом этапе автор опыта и обучающиеся на занятиях неаудиторной занятости обсуждают темы исследовательских работ. Направления в работе всегда соотносятся с интересами обучающихся, а руководитель проекта ненавязчиво подсказывает тематику проекта, возможные виды продуктов, которые могут быть интересны и полезны младшим школьникам. Для мотивации учащихся используются такие приёмы, как:

- игра «Веришь – не веришь»: учащиеся поочерёдно вытягивают карточку с формулировками и высказывают своё мнение «Наш город в старину в некоторых документах назывался Вилюйка», «Пожар, случившийся в 1647 году уничтожил все постройки в остроге», «Из города к береговому колодцу реки Валуй был проведен тайник длиной 153 метра, шириной 6 метров, высотой 3 метра», «Первые служивые валуйские казаки были уроженцами Валуек» и др.;

- «Апелляция к жизненному опыту детей»: учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые ситуации, но понимание их сути возможно лишь при исследовании на данную тему. Например, «Здание нашей школы находится на улице Ст. Разина. Почему улица носит такое имя и в честь кого она названа? На поставленный вопрос можно найти ответ, проведя собственное исследование».

На данном этапе происходит развитие таких компетенций обучающихся, как организация планирования, умение обозначать своё понимание изучаемой проблемы.

Подготовительный (вводный): выбор темы и её конкретизация, обоснование выбора, формулирование цели, задач, актуальности, практической значимости проекта, выработка плана действий, рекомендации руководителя и согласование способов совместной деятельности, обсуждение методов и приёмов работы, выбор результата (продукта) и установление критерий оценки процесса выполнения работы и его результата

Подготовительный этап должен обязательно содержать методологические характеристики, которые являются параметрами научно – исследовательской работы. Они взаимосвязаны, корректируют и дополняют друг друга. План изложения методологических характеристик: проблема, актуальность, тема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, новизна, методы и приёмы, результат проекта (продукт), практическая значимость

На занятиях в секции «Юный исследователь» НШО «Эрудит» для формирования действия целеполагания и планирования учитель предлагает выбрать цель для своего мини – проекта или исследовательского проекта из предложенных формулировок и дать обоснование выбора цели и задач. Автор опыта использует следующие приёмы:

- выбор одной цели из нескольких предлагаемых;

- неправильная, деформированная, «рассыпавшаяся» цель;

- моделирование цели и задач исследования из фрагментов;

- использование занимательного игрового материала, загадок;

- создание проблемной ситуации, ситуации затруднения в процессе целеполагания.

Для формирования действия планирования проходит обсуждение готового, но деформированного плана работы, используется план с недостающими или избыточными пунктами, обучающийся составляет совместно с учителем общий план проекта. Цель работы – это запланированный конечный результат исследования. Одно исследование может быть направлено на достижение одной цели, а задачи поэтапно подводят к достижению цели, могут быть связаны с конкретным содержанием работы.

Проблема, с позиции младшего школьника, может быть сформулирована в виде вопроса» Что конкретно надо изучить, что раньше мной не было изучено? Проблема для младшего школьника то, что раньше он не знал и с чем столкнулся в процессе учёбы или отдыха. Для каждого проекта формулируется проблема, значимая для младших школьников.

Окончательно выбор и формулировка темы осуществляются под руководством учителя. Выбирая формулировку темы автор опыта обращает внимание на воспитательный, образовательный и психологический аспекты выбора тем для исследований обучающихся

Актуальность работы определяется обоснованием научного направления и убедительным доказательством необходимости заниматься этой работой.

Объект работы – это явление, процесс, а предмет – это то, в каком аспекте будет исследоваться объект, или позиция, с которой он будет изучаться.

Формулировка гипотезы – важная составляющая исследовательского проекта. Автор опыта на занятиях использует такие приёмы построения гипотезы, как «Мозговая атака» - коллективное составление гипотезы, поиск новых идей и предположений, «Метод ассоциации» - преобразование ранее полученных знаний, их использование для новых условий. Для формулировки гипотезы, обучающиеся используют карточки с заготовками «Допустим, возможно, если…, то…» В процессе занятий обучающиеся понимают, что гипотеза - это основанное на ряде фактов научное предположение, которое необходимо доказать.

Важная методологическая характеристика исследования – новизна. Необходимости получения нового знания подчинен весь ход исследования. Новизна предполагает определение того нового знания, которое получит исследователь в результате научной работы. Новизна работы предполагает следующие вопросы «Чему научусь?», «Что нового в исследовании?», «Где можно применить полученные знания, умения и представляемый продукт?»

Методы и приёмы связаны с тем, какими средствами будет проводиться работа над исследованием. Данная часть исследования обсуждается как коллективно, так и во время индивидуальных занятий. Автор опыта использует такие приёмы, как «Я выбираю» и «Я предлагаю»

- приём «Я выбираю» заключается в том, что учитель предлагает перечень методов и приёмов: работа с источниками, наблюдение, опыт, эксперимент, анкетирование, анализ, сравнение, интервьюирование, изготовление продукта, проведение праздника, конференции и др;

- приём «Я предлагаю» дополняет предыдущий приём и является авторским, так как каждый обучающийся предлагает методы конкретно для своего проекта, например, экскурсия в художественные музеи, посещение новых брендовых праздников области, изготовление модели крепости Валуйки и др.

Результат (продукт) исследовательского проекта – это конкретный продукт, готовый к использованию в жизни (в школе, дома). Под руководством автора опыта юные исследователи изготовила разнообразные и многофункциональные продукты: книга, журналы, альбомы, организация музея, праздников, посадка и уход за деревьями, карта – коллекция, спектакль, видеофильм, лекарственные средства, ароматические масла, настольные познавательно – развивающие игры, экологические плакаты, макеты зданий, листовки, буклеты и др.

Практическая значимость проекта заключается в том, что теоретический и практический материал, подготовленный в ходе работы можно использовать в жизни как детям, так и взрослым

Таким образом, на данном этапе подготовки исследовательского проекта у обучающихся развиваются следующие компетенции: ставить и пояснять цель, планировать учебно – познавательную деятельность, направленную на создание исследовательского проекта, формируются умения определять познавательные задачи и формулировать гипотезу.

Поисково – исследовательский (основной): сбор, обработка и систематизация источников (научная и краеведческая литература, посещение музея, архива, интервьюирование, обработка архивных документов и др.), проведение исследования, подготовка продукта, консультации с научным руководителем, промежуточные отчёты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта

Поисково – исследовательский этап - это основной этап для работы над исследовательским проектом. На данном этапе автор опыта и юный исследователь обмениваются мнениями по созданию проекта, руководитель консультирует обучающихся по выбору источника для написания работы. Практически данный вид работы осуществляется следующим образом:

- на занятиях неаудиторной занятости учащиеся работают с толковыми словарями для определения основного слова в проекте. Например, при подготовке мини – проекта «Реликвия моей семьи» обучающиеся работали со словарями В. И. Даля, с. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова, Т. Ф. Ефремовой, БЭС. Они сравнивали определения, находили главное, общее и различие.

- иногда заседания школьного научного объединения «Эрудит» проходят в школьной и детской библиотеках: учащиеся работают с краеведческой и энциклопедической литературой;

- с большим интересом младшие школьники посещают музей и архивный отдел города для работы с историческими документами, старинными фотографиями и вещами, для получения консультаций сотрудников музея и архива. Наглядным примером этого являются следующие исследовательские проекты «История страны и родного края в семейных традициях» (консультация научного сотрудника музея, работа с фотодокументами); «Валуйский земский листок» - первый уездный информационный источник Воронежской губернии в начале XX века» (работа с музейными документами, консультация научного сотрудника музея); «История земли валуйской» - сборник рассказов краеведческого направления для детей младшего и среднего школьного возраста» (работа с архивными и музейными документами, фотографиями, консультация сотрудников музея и архива города» и др.

На данном этапе учащиеся выполняют основную работу по написанию проекта и изготовлению продукта этого исследовательского проекта. Каждый обучающийся совместно с научным руководителем проекта использует разнообразные методы и приёмы, раскрывающие проект с разных сторон и показывающие его большую ценность для общества. Наряду с вышеперечисленной работой с музейными и архивными документами, литературными и интернет - источниками, учащиеся выступают в роли авторов анкетирования, которое они предлагают обучающимся класса, школы и родителям, подготавливают интервью, проводят мастер – классы, экскурсии с музейными экспонатами в классе, разрабатывают сценарии праздников, фестивалей, встреч, выпускают журналы, сборники, альбомы, листовки, буклеты и др.

Именно на этом этапе ведётся большая работа над созданием результата (продукта) проекта. Автор опыта считает, что продукт проекта должен быть значимым и полезным для общества, и поэтому с каждым годом качество и значимость продукта увеличивается и становится доступным для большего количества человек

Поисково – исследовательский этап – основной этап в написании исследовательского проекта. Младшие школьники, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сами получает из него новую информацию. В рамках учебно – познавательной компетенции они овладевают умениями задавать вопросы к наблюдаемым фактам, обозначать своё понимание по отношению к изучаемой проблеме, выбирать условия проведения наблюдения, описывать результаты и делать выводы

Трансляционно – оформительский: предзащита проекта, доработка, подготовка к публичной защите, определение программы и сценария публичной защиты, информация о проекте в виде стенда или компьютерной презентации. Данный этап предусматривает индивидуальную работу руководителя проекта и обучающегося, направленную на доработку проекта, определение точного времени, места и формы защиты проекта. Учащиеся представляют работу в классе перед одноклассниками, которые дают им существенные советы и рекомендации. Каждое выступление сопровождается компьютерной или стендовой презентацией.

Заключительный (итоговый): публичная защита проекта, анализ работы, подведение итогов, самооценка и оценка работы

Заключительный (итоговый) этап – это защита работы на различных конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровнях. Обучающиеся под руководством автора опыта участвуют в следующих очных конкурсах

  • Региональный симпозиум научно-исследовательских проектов, обучающихся «Мои исследования – родному краю»;

  • Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Я- исследователь»;

  • Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»;

  • Четвёртый шуховский фестиваль научно – исследовательских и проектных работ учащихся

После выступления на заседании школьного научного объединения «Эрудит» в секции «Юный исследователь» проводится анализ работы, подведение итогов, самооценка и оценка работы. На данном этапе у обучающихся развиваются умения выступать устно с использованием компьютерных средств, организовывать самооценку своей учебно – познавательной деятельности.

Этап использования результата проекта: продукт исследовательского проекта используют обучающиеся для учёбы и отдыха (подготовки к урокам, внеурочной и внеклассной деятельности, чтение литературы, развивающие игры и др.) Автор опыта и обучающиеся считают, что результаты (продукты) каждого проекта должны быть направлены на использование их в жизни и представлены общественности.

Результаты (продукты) исследовательских проектов:

- книга «История земли валуйской»: проведена её презентация в классе, школьной и городской детской библиотеках и передана в дар пользования для учащихся при подготовки краеведческого материала;

- дидактические настольные игры: лото «Красная книга Белгородской области: растения, домино: «Красная книга Белгородской области: животные», игра – путешествие «Экологический маршрут по Белогорью» используются учащимися класса для знакомства с редкими растениями и животными родного края и понимания бережного отношения к природе;

- классный музей семейных реликвий (54 экспоната) функционировал весь учебный год для знакомства учащихся с историей страны и родного края;

- карта - коллекция «Родное Белогорье»;

- посадка и уход за черёмухами (на территории школы и около ЦКР): все учащиеся двух поколений класса автора опыта принимают участие в посадке деревьев, уходе, тем самым познакомившись со значением зелёных насаждений на планете;

- альбомы «Огоньки человеческой памяти», «Наши спектакли», «Разноцветные россыпи отчего края», «Черёмуха душистая, соцветья – белый снег» служат учащимся класса для образования и отдыха

Исследовательские проекты способствуют развитию учебно – познавательных компетенций не только участников самих проектов, но и тех младших школьников, которые используют материалы и результаты исследования для учёбы и отдыха. В процессе работы над исследовательскими проектами за последние четыре года повысилось количество учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью и количество победителей и призёров конкурсов муниципального, регионального и всероссийского уровня и увеличилось качества и разнообразие общественно – значимых результатов (продуктов) исследовательских проектов.

Исходя из выше сказанного можно заключить, что использование различных приемов и методов при работе над исследовательским проектом краеведческой направленности способствует овладению знаниями и умениями целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. У обучающихся формируются креативные навыки продуктивной деятельности такие как, добывание знаний непосредственно из реальности, эвристические методы решения проблем, формирование логической, методологической, общеучебной деятельности. В рамках учебно – познавательной компетенции предполагается чёткая ориентация на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учётом успешности в своей деятельности.





Библиографический список

  1. Горбунова А.А. Формирование ключевых компетенций учащихся на основе современных образовательных технологий. [Электронный ресурс] https: - infourok.ru/statya-formirovanie-klyuchevih-kompetenciy-uchaschihsya-na-osnove-sovremennih-obrazovatelnih-tehnologiy-969026.html (дата обращения 08.11.2018)

  2. Современный толковый словарь русского языка /сост. Ефремова Т. Ф. Москва: АСТ, 2006. 

  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя - Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42.

  4. Кальней В. А. и др. Структура и содержание проектной деятельности Кальней В. А   Стандарты и мониторинг в образовании № 4, - 2004г. с.21-26.

  5. Лихачёв Д.С. Краеведение как наука и как деятельность – Русская культура, Москва, Искусство 2000 г., с. 159 - 173

  6. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей) / А.В. Леонтович - М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003

  7. Макаренко Е.В. Формирование учебно – познавательной компетенции младшего школьника в образовательном процессе - Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; [Электронный ресурс] URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16977 (дата обращения 24.11.2018)

  8. Приказ Министерства образования № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] URL: http://fgos.isiorao.ru/ (дата обращения 24.11.2018)

  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - /Е. С. Полат М.: Издательский центр «Академия», 1999. 224 с.

  2. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников, /А. И. Савенков, Самара, Из – во Учебная литература, 2003

  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т - М.: НИИ школьных технологий, 2006

  4.  Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. / И.С. Сергеев, М.: Аркти, 2004, с.4





Полный текст материала Статья "Исследовательские проекты краеведческой направленности как средство развития учебно - познавательных компетенций учащихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каменева Татьяна Анатольевна  Публикатор
01.04.2019 0 1510 27

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК