Статья "Актуальные возможности и перспективы музея сельской школы"


 Актуальные возможности и перспективы музея сельской школы

 

Патриотизм не должен ослеплять нас;

любовь к Отечеству есть действие ясного рассудка,

а не слепая страсть.
(Карамзин Н.М..)


 

Музейное пространство сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры, в формировании идейно-нравственных качеств, активной жизненной позиции учащихся. Они могут иметь профили: исторический, этнографический, археологический, комплексный, краеведческий. Для музея сельской школы самым приемлемым вариантом, на мой взгляд, является краеведческий, включающий отделы истории и культуры родного края и села.

В последние десятилетия наблюдается недостаточная представленность традиционной культуры в современном обществе, слабое использование образовательными учреждениями, прежде всего, традиций отечественной педагогики духовно-нравственном воспитании юношества, разрушения традиционного русского уклада жизни, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Именно поэтому так трудно преодолевается кризис образования, культуры, кризис духовного мира человека.

Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимися ценностей.

Школьный музей в сельской школе - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края. Он, как и государственный, выполняет образовательные и социальные функции. Поэтому занятия с детьми, впервые попавшими в музей или бывающие там очень редко и бесцельно, должны носить научный характер. Это настроит их на серьезность и ответственность деятельности. Важно, чтобы учащиеся обладали музейной терминологией, изучили официальные материалы "О музейном фонде Российской Федерации", принятые Государственной Думой 24 апреля 1996 года, примерное положение "О музее образовательного учреждения". При подготовке к научно-исследовательской деятельности следует научить ребят вести документы, такие, как полевая опись, полевой дневник, справочная карточка, тетрадь записи воспоминаний и рассказов.

С теоретически подготовленными учащимися ведется работа, которая зависит от профиля музея. В основном, конечно, школьные музеи носят направление краеведения, поэтому и научно-исследовательскую деятельность следует направить по этой теме. Начать эту деятельность необходимо с составления летописи своего поселения. Результатом такой работы должно быть не только написание летописного свода, но и формирование информационных банков по разным темам, материал которых можно использовать для написания докладов, рефератов, при подготовке, к урокам, внеклассным мероприятиям и подготовке к НПК.

Перспективы школьного музея огромны, важно лишь желание наставников и их умение заинтересовать учащихся и привлечь к работе. Правильно организованная работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения посредством исследовательской работы в музее. Кем бы ни стали в дальнейшем наши ученики, прошедшие школу краеведения, они всегда будут ощущать свою причастность к родному краю. Чтобы школьный музей стал научным центром школы и села, нужен комплексный подход, который предполагает сочетание исторического, литературного, географического и биологического направлений, систематическое, последовательное изучение различных материалов, связь теоретических вопросов с поисковой исследовательской работой, практическое применение собранных и накопленных материалов на уроках и во внеклассной работе.

Научными руководителями должны выступать все учителя-предметники, а не только историки.

Под руководством учителя истории можно составить не только летопись села, но и этнографический атлас села. Кроме того, дети работают с музейной документацией, делают описание поступивших предметов и их назначения, готовят экскурсии, оформляют экспозиционные комплексы и пояса.

Учитель-русовед научно-исследовательскую деятельность может вести по русскому языку (запись диалектных слов нашей местности, диалектов тех мест, откуда были выселены или приехали добровольно), анализ и изучение рукописных источников (писем, записок и тд)

К работе по сбору и записи старинных песен, молитв, заговоров и примеров прочего устного фольклора села может подключиться учитель МХК и искусства. Творческие задания детям могут быть даны в форме собирания легенд, приданий, побасёнок, сказов, быличек, поверий, заговоров, произведений обрядовой и внеобрядовой лирики, сказок. Задания оформляются в виде докладов, сообщений, альбомов.

Учитель технологии восстанавливает совместно с детьми по образцам старинные вышивки, ведет работу по созданию истории одежды жителей села, проводит исследовательскую работу по истории кухни с собранием рецептов прошлых лет. Мужская часть технологического образования может заниматься восстановлением экспонатов, изготовлением стендов и т.д

Особый вклад в научно-исследовательскую работу сельского музея может внести и учитель математики. Обладая важными для исследователя математическими приёмами и методами исследования, специалист будет направлять детей в их мотивации заниматься архивным делом, ревизией экспонатом и т.п

Деятельность по внедрению элементов музейной технологии в преподавании предметов гуманитарного, эстетического и естественно-научного цикла является созданием условий для творческой самореализации детей в сельской школе, приобщение их к исследовательской и поисковой деятельности через музейную технологию практического краеведения и активное участие в нем учащихся


 


Полный текст материала Статья "Актуальные возможности и перспективы музея сельской школы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попов Кирилл Николаевич  Публикатор
11.11.2019 0 794 230

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК