Сценарий литературного праздника-конкурса, посвященного творчеству Джанни Родари для учащихся 3 классов


Цели:
• продолжить знакомство учащихся с творчеством Джанни Родари ;
• совершенствовать умение определять главную идею произведения, развивать умение читать текст выразительно;
• формировать коммуникативную компетентность учащихся;
• развивать мышление, память, внимание, речь, воображение и творческие способности учащихся;
• воспитывать интерес к чтению и предмету, развивать умение адекватно оценивать свои поступки и поступки окружающих;
• воспитывать уважение к труду, чувство взаимопомощи;

Предварительная подготовка:
За 10 дней до праздника ученик в костюме Чиполлино во всех 3-х классах раздает задания
Джанни Родари рассказывал ребятам разные смешные истории — истории без всякого смысла, и чем абсурднее они были, тем больше дети смеялись.
Джанни Родари хотел бы, чтобы его книги помогали родителям сблизиться со своими детьми, чтобы с ними можно было бы вместе посмеяться, поспорить. Он всегда был доволен, когда какой-нибудь мальчик охотно слушал его истории. Еще больше он радовался, когда эти истории вызывали у детей желание говорить, высказывать свое мнение, задавать взрослым вопросы, требовать, чтобы они отвечали. Эти истории собраны в сборнике под названием «Сказки по телефону»
«Как это здорово знать, что книга, какая бы она ни была — толстая или тонкая, — печатается не для того, чтобы лежать где-то в пыли на витрине или в шкафу, а для того, чтобы ее с отличным аппетитом проглотили, съели, переварили сотни тысяч ребят»- говорил Джанни Родари.
Надеемся, что книга придется вам по вкусу и поэтому предлагаем вам домашние задания для подготовки к литературному празднику-конкурсу по творчеству итальянского писателя Джанни Родари:
1) инсценировать одну из «Сказок по телефону» замечательного писателя Джанни Родари;
2) обязательно прочитать самую известную сказочную повесть Джанни Родари «Приключения Чиполлино»

План мероприятия.
Праздник проводится на нескольких площадках – станциях:
1. « Авторская»
2. «Театральная»
3. «Пословицы и поговорки»
4. «Поэтическая»
5. «В гостях у Чиполлино»
На каждой из станций детей встречает ведущий, дает необходимый материал и предлагает выполнить задания.
1. Проводится линейка, на которой детям разъясняются правила конкурса и вручаются обходные листы.
2. Дети двигаются по заданному маршруту.
3. Подведение итогов.
Ход мероприятия.
Открытие праздника (линейка)
- Дорогие ребята! Сегодня мы проводим литературный праздник-конкурс, посвященный 90-летию со дня рождения Джанни Родари. В нашей стране Джанни Родари любят все — и ребята, и взрослые. Любят за жизнерадостность и неистощимую фантазию, за тёплый юмор. Не скрывая, что в мире много ещё несправедливостей, писатель верил в победу добра и света и этой верой увлекает читателей.
- У С.Я.Маршака есть замечательное стихотворение «Дом, который построил Джек». По итогам нашей работы мы тоже построим дом, на котором будут представлены результаты вашей деятельности на станциях (показать макет). Вы спросите: «При чем здесь Маршак? Ведь праздник посвящен творчеству Родари.» Наберитесь терпения, и вы узнаете, что связывает этих двух замечательных писателей.
- Для «строительства дома» на станциях ведущие выдадут вам карточки с заданиями, которые вы должны будете выполнить. Затем карточки мы поместим на этот дом, что и будет отчётом о проделанной работе.
- А теперь прошу командиров классов получить путевые листы и вместе со своими одноклассниками отправиться в путешествие по станциям.

Путешествие по станциям
станция «Авторская»

- Ребята, на станции «Авторская» мы познакомимся с историей жизни Джанни Родари.

Джанни Родари родился 23 октября 1920 года в маленьком городке Оменья, на севере Италии.
Отец мальчика Джузеппе Родари был булочником — владельцем крохотной пекарни и магазинчика. Своё детство Джанни провёл возле жаркой печи, среди мешков с мукой и углём. Отец каждый день специально для своих сыновей выпекал дюжину поджаристых булочек, зная, что они их очень любят.
Мать его сначала работала на бумажной фабрике, а потом долгие годы служила прислугой в богатом доме… Может, поэтому Джанни Родари в своих произведениях с такой любовью описывает людей труда: булочников, столяров, маляров, стекольщиков и др.
Отец Джанни умер от воспаления легких, простудившись под дождём, когда спасал котёнка, жалобно мяукавшего среди луж. Джанни тогда едва исполнилось девять лет. Туго приходилось семье, рано оставшейся без кормильца!..
Джанни Родари стал детским поэтом и писателем почти случайно. Он мечтал в детстве о разных профессиях. Ему хотелось быть скрипачом, и он несколько лет учился играть на скрипке. Ещё ему хотелось быть художником. Правда, в школе у него были плохие отметки по рисованию, и все же водить карандашом и писать маслом он очень любил. Словом, как все ребята, он мечтал об очень многом, но многого потом не сделал, а сделал то, о чем меньше всего думал.
В 17 лет юноша приходит работать в школу. Ему нравится быть с детьми. Он становится учителем младших классов. Может быть, он не был очень хорошим учителем: он был слишком молод. Специального образования у него не было, и, возможно, «учёным» учителем он не был, но был весёлым учителем. Он говорил: «Я рассказывал в классе — и потому, что любил детей, и потому, что сам был не прочь позабавиться, — истории, не имевшие ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому смыслу, — истории, которые я придумывал...» И ребятам учиться было ужасно интересно, потому что «в действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в неё — и это детям куда забавнее — через форточку». Многие его сказки рождались прямо на школьных уроках:
«Путешествие Голубой стрелы»;
«Джип в телевизоре»;
«Джельсомино в стране лгунов»»
«Сказки по телефону».
А потом Родари решил записать эти истории и продолжал их записывать и тогда, когда перешел на другую работу, в газету. Когда о стихах и сказках узнали издатели, они с удовольствием стали печатать их в газетах, детских журналах, издавать отдельными книгами.
(Показать книги Джанни Родари)
Ему очень повезло с переводчиками. Книги Дж. Родари переведены на 20 языков мира, в том числе и на русский язык. Первым и главным переводчиком их в нашей стране стал Самуил Яковлевич Маршак.
В 1967 году он был признан лучшим писателем Италии. А в 1970 году за совокупность всех своих произведений Джанни Родари был удостоен международной премии Андерсена.
14 апреля 1980 года Джанни Родари не стало. Но он продолжает жить в своих книгах, в которых каждый читатель может найти много нового и интересного.
- Надеюсь, что вы были внимательными слушателями и легко сможете выполнить задание на карточке. Правильно восстановив текст, вы получите 5 баллов.

Задание. Вставьте в текст пропущенные слова. (5 баллов)
Джанни Родари родился ____ октября ______ года в маленьком городке ___________, на севере ___________, который расположен в горах, возле небольшого озера.
Отец мальчика Джузеппе Родари был ________________ — владельцем крохотной пекарни и магазинчика.
Мать его сначала работала на бумажной фабрике, а потом долгие годы служила _______________________________…

Джанни Родари стал детским поэтом и писателем почти случайно. Он мечтал в детстве о разных профессиях. Ему хотелось быть ______________, и он несколько лет учился играть _______________. Еще ему хотелось быть ___________________. Словом, как все ребята, он мечтал об очень многом, но многого потом не сделал, а сделал то, о чем меньше всего думал.

В ______ лет юноша приходит работать в школу. Ему нравится быть с детьми. Он становится учителем ____________________. Специального образования у него не было, и, возможно, «учёным» учителем он не был, но был _______________ учителем. И ребятам учиться было ужасно интересно, потому что «в действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в неё — и это детям куда забавнее — через______________________».

А потом Родари решил записать истории, придуманные на уроках и продолжал их записывать и тогда, когда перешел на другую работу, _______________. Когда о стихах и сказках узнали издатели, они с удовольствием стали печатать их в газетах, детских журналах, издавать отдельными книгами.
Ему очень повезло с переводчиками. Книги Дж. Родари переведены на ____ языков мира, в том числе и на русский язык. Первым и главным переводчиком их в нашей стране стал ____________________________.

В ________ году Родари был признан лучшим писателем Италии. А в 1970 году за совокупность всех своих произведений Джанни Родари был удостоен ___________________________________.
14 апреля 1980 года Джанни Родари не стало. Но он продолжает жить в __________________________, в которых каждый читатель может найти много _________________________________.

станция «Пословицы и поговорки»
В книгах Джанни Родари часто встречаются крылатые выражения и пословицы. Давайте вспомним их, выполнив 2 задания.

1-е задание. Разминка. На доске вы видите рассыпанные пословицы и поговорки. Подберите к началу пословицы подходящее окончание. (5 баллов)

1. Где лук - там и слезы.
2. Мир тесен - еще встретимся.
3. На сердце кошки скребут.
4. Язык без костей.
5. Остался в дураках.
6. Словно о стенку горох.
7. Здесь и у стен есть уши.
8. Поживем - увидим.
9. Час от часу не легче.
10. Спать - только время терять.

2-е задание. Одну из пословиц вы должны собрать, приклеить на карточку и объяснить её смысл. (по 1 пословице для каждого класса)- 5 баллов
В своём доме и стены помогают.
Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
Век живи - век учись!
Кто волен, тот и доволен.
У страха глаза велики.
станция «Театральная»

На этой станции ученики демонстрируют инсценировку одной из сказок Джанни Родари из сборника «Сказки по телефону».
- При подготовке к празднику вы выполняли домашнее задание – инсценировку сказки Дж. Родари. Итак, покажите свои таланты. (5 баллов)

СТРАНА, ГДЕ ВСЕ СЛОВА НАЧИНАЮТСЯ С "НЕ"
Да, Джованнино-Бездельник был заядлым путешественником. Путешествовал он, путешествовал и оказался еще в одной удивительной стране. Здесь все слова начинались с частицы "НЕ".
- Что же это за страна такая? - спросил он у одного горожанина, что отдыхал в тени под деревом.
Горожанин вместо ответа достал из кармана перочинный нож и протянул его на ладони Джованнино.
- Видишь?
- Вижу. Ножик.
- Ничего подобного! Это неножик, то есть ножик, у которого впереди "не". Он служит для того, чтобы огрызки карандашей превращать в новые карандаши. Очень полезная вещь для школьников.
- Великолепно! - удивился Джованнино. - А еще что?
- А еще у нас есть невешалка.
- То есть вы хотите сказать - вешалка?
- Нет, именно то, что я и сказал, - невешалка. От вешалки мало проку, если на нее нечего вешать. А вот с нашей невешалкой совсем другое дело. На нее ничего вешать не надо, на нее уже все повешено. Нужно тебе пальто, иди и сними его! А если кому-нибудь нужен пиджак, то незачем ходить в магазин и покупать его. Надо только подойти к невешалке и снять его. У нас есть невешалки летние и невешалки зимние, невешалки для мужчин и отдельно – для женщин. Это сберегает нам деньги.
- Прекрасно! А еще что?
- Еще у нас есть нефотоаппарат, который, вместо того чтобы делать обычные снимки, делает карикатуры, и людям становится весело. Еще у нас есть непушка.
- Уфф! Как страшно!
- Ничуть! Непушка - это совсем не то, что пушка. Она служит для того, чтобы прекращать войну.
- А как же она действует?
- Очень просто! Даже ребенок может управлять ею. Если вдруг начинается война, мы сразу же трубим в нетрубу, стреляем из непушки, и война тотчас же прекращается.
Какая прелесть эта страна, где все слова начинаются с "НЕ"!

СТРАНА, ГДЕ ВСЕ ЛЮДИ СДЕЛАНЫ ИЗ МАСЛА
Однажды Джованнино-Бездельник, великий путешественник и землепроходец, оказался в стране, где все люди сделаны из масла. На солнце они таяли, и поэтому им приходилось все время укрываться в тени и прятаться в прохладе. И жили они в городе, где вместо домов повсюду стояли огромные холодильники. Джованнино ходил по улицам этого странного города и видел, как жители сидят у окон своих домов-холодильников, положив на голову пузырь со льдом. На двери каждого холодильника висел телефон, чтобы можно было разговаривать с его обитателями.
- Алло! - сказал Джованнино, сняв трубку у одного из холодильников.
- Алло! - ответили ему.
- Кто говорит? - спросил Джованнино.
- Король страны, где все люди сделаны из масла. А я сбит из сливок высшего сорта, снятых с молока лучших швейцарских коров. Вы обратили внимание на мой холодильник?
- Нет, а что? Ах вот в чем дело! Он же из чистого золота!.. А вы что,
так никогда и не выходите из него?
- Отчего же, иногда выхожу. Зимой. В сильный мороз. И катаюсь в ледяном автомобиле.
- А если, пока ваше величество гуляет, выглянет солнце?.. Что тогда?
- Не может оно выглянуть! Это запрещено! Я бы тотчас же приказал моим солдатам посадить его в тюрьму!
- Как бы не так! - рассердился Джованнино, бросил трубку и отправился путешествовать в другую страну.

КАК ПРИДУМЫВАЮТ ЧИСЛА
- Давайте придумывать числа?!
- Давайте! Чур, я первый! Почти-один, почти-два, почти-три,
почти-четыре, почти-пять, почти-шесть...
- Это слишком маленькие числа. Послушай мои. Один сверхмиллион биллионов! Одна восьмища миллионищ! Один удиви-удивятище и один изумилище!
- Подумаешь! А я могу целую таблицу умножения придумать! Вот смотри!
Трижды один - Паолина и Мартин!
Трижды два - вкусная халва!
Трижды три - нос скорей утри!
Трижды четыре - шоколад, вкуснейший в мире!
Трижды пять - ошибся опять!
Трижды шесть - я хочу есть!
Трижды семь - никогда суп не ем!
Трижды восемь - милости просим!
Трижды девять - мир слезам не верит!
Трижды десять - ничего не весят!
- Скажи-ка быстро, сколько стоит эта коврижка?
- Дважды "надеру-уши"!
- А сколько отсюда до Милана?
- Тысяча километров новых, один километр совсем уже старый и семь шоколадок!
- Сколько весит слеза?
- А это по-разному. Слеза капризного мальчика весит меньше ветра. Слеза голодного мальчика - тяжелее всей Земли!
- Очень длинная получилась сказка?
- Слишком!
- Давай напоследок придумаем еще несколько чисел. Знаешь, как считают в Модене? Раз-и-раз, двас-и-двас, трижды-трижки, четыре коврижки и пяток кочерыжек.
- А я посчитаю, как в Риме. Разик, двазик, третий тазик, а дальше считай как знаешь...

ДОЛОЙ ДЕВЯТКУ!
Как-то раз один школьник решал примеры.
- Тринадцать разделить на три, - считал он, - будет четыре и один в
остатке. Значит, четыре. Проверим. Трижды четыре - двенадцать. Плюс один - тринадцать. Теперь долой девятку...
- Вот еще! - вдруг рассердилась девятка.
- Что? - удивился ученик.
- Почему это "Долой девятку!"? Что ты ко мне пристал? Что я тебе сделала? Или, может, я преступница какая?
- Но я...
- Да, да! Я знаю, ты сейчас начнешь придумывать всякие объяснения. Только меня они не устраивают. Кричи, если хочется: "Долой бульон из мясных кубиков!", "Долой полицию!" - и даже можешь сколько тебе угодно кричать: "Долой жареный воздух!" Но почему тебе взбрело в голову кричать "Долой девятку!"?
- Простите, но я только хотел...
- Не перебивай! Это неприлично. Я простая, скромная цифра. Однозначная, правда. И любая двузначная может, конечно, меня поучать. Но и у меня есть своя гордость, и я требую, чтоб меня уважали. И прежде всего дети, которым еще нужно нос вытирать. Одним словом, долой твой нос, долой что угодно, но меня, будь добр, оставь в покое!
Школьник так растерялся и испугался, что побоялся вычесть девятку из тринадцати. Пример остался нерешенным, и мальчик получил двойку.
Да, видимо, иногда бывают в жизни случаи, когда надо быть смелее и решительнее.

ПЕРЕКОРМИТНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ
Когда девочка заболевает, ее куклы тоже должны болеть - за компанию, чтобы ей не было скучно. К девочке приходит врач, а к куклам - дедушка. Он осматривает их, выписывает лекарства и каждой делает очень много уколов своей шариковой ручкой.
- Знаете, доктор, этот ребенок заболел, - говорит девочка.
- Ну что ж, посмотрим, что с ним. Дышите глубже, так, так... О! Так я и думал. По-моему, у нее неплохой капризит.
- А это опасно, доктор?
- Чрезвычайно! Дайте ей микстуру из синего чернильного карандаша и растирайте перед сном фантиком от анисовой карамельки.
- А эта девочка, вам не кажется, тоже немного нездорова?
- О, да она просто совсем больна! Это видно и без бинокля!
- Ой, а что с ней?
- Гм, сейчас посмотрим... Так... Немножко простудинки, немножко грустинки и острый приступ клубничного перекормита.
- Ой, мама, как страшно! Неужели она умрет?
- Нет, это не так опасно. Но лекарство не помешает. Ей нужно дать две таблетки глупидина. Только растворите их сначала в стакане грязной воды. И смотрите, чтобы стакан был зеленый. От красного стакана у нее могут разболеться зубы.
И вот в одно прекрасное утро девочка просыпается совсем здоровая.
Доктор разрешает ей встать с постели. Но дедушка хочет осмотреть ее сам, пока мама собирает ей одежду.
- Ну что ж, посмотрим, - говорит он. - Скажи-ка; тридцать три. Так. Скажи: перепеле. А теперь попробуй что-нибудь спеть. Ну что ж, все в порядке! У тебя были типичное перекормитное воспаление.

станция «В гостях у Чиполлино»
(Предлагает задания ученик в костюме Чиполлино)

- Здравствуйте! Я рад новой встрече с вами и сегодня предлагаю вам выполнить мои задания.
- Сначала вспомним героев сказочной повести «Приключения Чиполлино», разгадав кроссворд.
Кроссворд на слайде (максимально 5 баллов)

1. Этот герой и стал виновником появления на свет этой замечатель¬ной книги. Он был главой большой и дружной семьи, у него было восемь сыновей! (Чиполлоне)
2. Этот герой был кавалером, жестоким и бессердечным управителем и экономом богатых поме¬щиц. (Помидор)
3. Этого героя узнает каждый, кто внимательно читал книгу. Он был нанят в качестве домашнего учителя в дом богатых помещиц. (Петрушка)
4. Этот герой, когда задумывался, любил чесать ши¬лом затылок. (Виноградинка)
5. Это очаровательное создание имело доброе сердце, она сочувствовала Вишенке и помогала Чиполлино. (Земляничка)
6. Так переводится с итальянского имя Чиполлино. (Луковка)
7. Этот герой - главный правитель страны, где происходили события. Его стража, армия очень похожи на своего правителя. (Лимон)
8. Этот герой – племянник графинь Вишен. (Вишенка)
9. Здоровенный сторожевой пёс. (Мастино)

- А теперь ответьте на вопросы викторины, ответы записывайте на карточке.
Викторина (5 баллов)
1. Бедную окраину собрался посетить принц Лимон. Народ решил, что пришел бродячий оркестр. Почему? /На шапочках принца и придворных были колокольчики./
2. За что арестовали несчастного Чиполлоне? /Он нечаянно наступил на ногу принцу Лимону./
3.Как называлась маленькая деревушка, где жил кум Тыква? /Никто не потрудился написать её название на столбе или на первом доме./
4. Как Чиполлино показал синьору Помидору Мошенника? /С помощью зеркальца./
5.«Многие заходили в мастерскую, чтобы посмотреть на смелого мальчишку». Что такое совершил Чиполлино? /Заставил плакать самого кавалера Помидора./
6. Отчего вокруг профессора Груши летало облако мух? /Потому что скрипка его была сделана из половинки ароматной сочной груши, а мухи большие охотницы до всего сладкого./
7. Для чего жена Лука Порея использует его усы? /Чтобы сушить бельё./
8. «У него был необыкновенно толстый живот. Впрочем, ничего удивительного в этом не было, потому что он только и делал, что ел…» Кто это? /Барон Апельсин/
9. «Мистер Моркоу начал с того, что вытащил из какого-то мешочка кубик с номером 28. Это означало… Что именно?» /Что ему нужно отойти в сторону на 28 шагов и там искать беглецов/
10. «Чиполлино налил в бутылку воды, подсыпал туда сонного порошка и сделал вид, что пьёт». Кто на самом деле выпил сонную воду? /Пес Мастино/
Оценка работы класса (самая высокая – 10 баллов)
станция «Поэтическая»

- Джанни Родари был не только замечательным сказочником, он написал множество прекрасных стихов. Послушайте одно из них – стихотворение «Чем пахнут ремёсла»
Прослушивание стихотворения (рассказывает подготовленный ученик)
- А теперь задание: назовите все профессии, отмеченные автором в стихотворении - за каждый правильный ответ 1 балл.
• булочник
• столяр
• маляр
• стекольщик
• шофёр
• рабочий
• кондитер
• доктор
• крестьянин
• рыбак

- Определите главную мысль стихотворения (2 балла)
Оценка работы класса (самая высокая – 12 баллов)

Подведение итогов

- Посмотрите, какой замечательный дом мы построили.
- Надеюсь, что все вы прекрасно провели время. Я желаю вас всем исполнения всех желаний, ведь у каждого человека есть мечта, и если в неё по-настоящему верить, то она обязательно осуществится. Как говорил Джанни Родари: «Стоит тебе вступить в этот мир – и он уже твой. Да, да, весь, целиком! И твой, и его, и его, и всех ребят, что живут на земле. И тебе не нужно платить за него ни единого сольдо. Засучи только рукава, чтоб сподручнее было работать, протяни руку и бери его, бери себе на здоровье!»
Вручение грамот.

Полный текст материала Сценарий литературного праздника-конкурса, посвященного творчеству Джанни Родари для учащихся 3 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Карпова Елена Владимировна  Аленёшка
15.12.2010 4 22709 1207

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК