Анализ работы НОУ "Истоки" за 2009-2010гг. Основное содержание научно-исследовательской работы. 10-11 класс


8




МОУ Дракинская СОШ Лискинского района Воронежской области


«Активизация интеллектуальной деятельности учащихся через исследовательскую работу». (Из опыта педагогической деятельности.)

Вокуева Ирина Павловна – учитель высшей квалификационной категории, лауреат конкурса «Лучшие учителя России» 2006 года.


Одна из актуальных проблем сегодня – это активизация познавательной деятельности учащихся. Решить на практике эту проблему позволяют современные педагогические технологии. Научно-исследовательская деятельность учащихся совместно с учителем развивает активный интерес к учебному предмету, более того, поднимает этот интерес на более высокий уровень. Учащийся в процессе такой деятельности самостоятельно ставит себе задачу, продумывает цель деятельности, предполагает конечный результат. Методики исследования обсуждаются с учителем, а далее, на каждом этапе работы, от теоретического до практического, школьник работает самостоятельно, обращаясь с вопросами к учителю.

Мне удалось накопить богатый материал, так как в течение шести последних лет я руководила в школе работой научного общества учащихся (НОУ) «Истоки». Основное направление деятельности – изучение краеведческого материала. Школьники с интересом изучали эту тему в разных аспектах: творчество местных писателей и поэтов, творчество писателей и поэтов Воронежской области, адаптирование классики, местная печать с точки зрения лингвистических исследований, топонимика и ономастика, литературное творчество самих школьников, выпуск журнала «Истоки».

В последние годы основное внимание НОУ было сосредоточено именно на научно-исследовательской работе по краеведческому материалу. Основные методики исследования: изучение научной литературы по теме; работа с различными словарями, справочниками; социологический опрос; сбор материала осуществлялся из бесед с местными жителями, интервью с учителями, работниками библиотек, главой сельской администрации; систематизация материала по тем признакам, которые видит ученик или предлагает учитель. Конечно, это кропотливая и трудоёмкая работа, но в то же время дети приобретают бесценный опыт: умение ориентироваться в научной информации, беседовать с людьми разного социального статуса и образования, собирать материал на карточки, систематизировать его. Особый этап – подготовка работы к выступлению. По совету учителя ребята составляют основное содержание работы, готовят презентации, учатся выступать перед аудиторией.

Со своими работами учащиеся выступали на классных часах в школе, на научно-практических конференциях разного уровня: школы, округа, области. За последние два года было создано пять научно-исследовательских работ. Две из них (подчёркнутые) получили призовые места на XXIV и XXV конференциях научного общества в Воронежском Государственном университете.
1. «Михаил Просянников – поэт земли Лискинской». (2009г., учащиеся 10 «Б» класса Чижкова Юлия, Щукин Артём)

2. «Литературоведческий анализ стихотворений И. Сафонова». (2009 г., ученица 11 «Б» класса Агапова Татьяна)

3. «Местная топонимика. Собственные имена в названии улиц моего родного села». (2009 г., ученицы 10 класса Вистерничан Наталья, Сахно Наталья)

4. «Прозвище как альтернатива фамилии в моём родном селе Дракино». (2010 г., ученица 11 «Б» класса Гавриченко Наталья)

5. «Старые названия улиц моего села». (2010 г., ученица 11 «Б» класса Чижкова Юлия)

Предлагаю вашему вниманию основное содержание научно-исследовательской работы «Прозвище как альтернатива фамилии в моём родном селе Дракино», выполненной Гавриченко Натальей, с которой она выступала на XXV конференции научного общества в Воронежском Государственном университете и заняла третье место. Работа пополнила краеведческий музей нашей школы.

«Основное содержание исследовательской работы.

Я живу в селе Дракино Лискинского района Воронежской области. Уже давно меня заинтересовало то, что у нас в селе очень часто семьи называют не по фамилиям, а по каким-либо подворьям, которые закрепились за ними. Именно этой теме – изучению подворий седа Дракино – я и решила посвятить свою исследовательскую работу.

Два столетия назад великий немецкий мастер слова и мыслитель Лессинг написал: "Мне представляется странным уже то, что нам известны не только вещи, а и имена этих вещей. Тем не менее, я хочу большего: не просто понимать смысл слов, но еще знать, почему они звучат так, а не иначе..."

Так же и с подворьями, пусть известна семья и её прозвище, более живой ум не остановится на этом! Хочется же знать: «Откуда взялось то или иное подворье? По какой причине эту семью прозвали именно так, а не иначе?» Я попробовала в этом разобраться.

Из книги Л. Успенского «Ты и твоё имя», я узнала, что «фамилия – имя родовое: его особенность в том, что оно коллективно принадлежит не одному, а нескольким людям, членам одной семьи. От отцов оно способно переходить к детям, от мужей – к женам. Почти никогда оно не содержит в себе признаков, которые обрисовывали бы те или иные черты, общие всем членам данного рода. Гораздо чаще оно просто прилепляется к ним – людям совершенно разным и непохожим – на основании единственного признака – родства.

А прозвище как раз наоборот: как бы указывает на одного-единственного, данного человека, на его личность, только ему одному присущие отличительные черты».

Смысл «прозвания» заключается в том, что оно прямо вытекает из личных свойств, внешности характера или жизни его носителя. Если бы такие прозвища давались без причин и оснований, не характеризуя человека, они не могли бы существовать.

Официальное русское именование триедино: его составляют имя, отчество и фамилия. Например, Иван Петрович Павлов, Петр Ильич Чайковский. Именование по имени и отчеству показывает вежливое отношение к именуемому лицу, включает желание подчеркнуть уважение. Обычно отчество начинают присовокуплять к имени тогда, когда человек становится вполне взрослым, приобретает вес в обществе, обзаводится семьей, а не в юном возрасте.

Из книги А.В.Сусловой, А.В. Суперанской «О русских именах» я много узнала о том, как формировалось в русском обществе наименование человека, его фамилия, имя, прозвище, фамилия.

Слово фамилия внедрялось в России в повседневную жизнь после указов Петра I. Однако фамилии как элемент именования русских людей существовали и раньше, но назывались они прозвищами, прозваниями. В этом же значении иногда употреблялось слово «назвище». В царских указах о проведении переписей населения обычно говорилось, что следует записать всех людей, проживающих в таких – то местностях, «по именам с отцы и с прозвищи», т.е. по имени, отчеству и фамилии.

Самая многочисленная часть русского населения – крестьянство не имело юридически закрепленных фамилий до XIX века, а некоторые представители крестьян получили фамилии только после Октябрьской революции, в связи с паспортизацией, проведенной Советским правительством в начале 1930-х годов.

Отсутствие у крестьян вплоть до недавнего времени постоянных, передававшихся от отца к сыну фамилий объясняется, с одной стороны, спецификой самих фамилий как особых, официальных именований, которые записывались в документах и связаны с различного рода регистрациями населения, а с другой стороны – образом жизни русского крестьянства, которое в массе своей до Великой Октябрьской социалистической революции постоянно проживало в деревне. В своих родных местах паспорта никому не требовались, а потому не возникало необходимости в особом официальном именовании.

Тем не менее, так называемые уличные, или деревенские, фамилии в русской деревне существовали давно. Именно они попали в переписные листы, когда требовалось записать всех жителей «по именам с отцы и с прозвищи». Однако в отличие от фамилий, юридически закрепленных за всеми потомками лица- носителя определенного фамильного именования, эти уличные фамилии были нестабильными.

Уличные фамилии бытуют в русских деревнях и по сей день. В сельских местностях нередко приходится сталкиваться с таким явлением, когда про какую-нибудь семью говорят: пишутся-то они Новиковы, а зовутся Игнатьевы или пишутся-то они Кузнецовы, а мы их зовём Редькины. При этом записанная в паспорте фамилия, которую пишут и на конвертах писем, присылаемых в деревню из города, порой бывает менее известной в деревне, чем уличная, прозвищная фамилия.

Таковы основные вехи в истории возникновения русских фамилий.

Исследовательскую работу я продолжила, проведя социологический опрос жителей с. Дракино.

Согласно результатам, большинство жителей нашего села интересуется историей своего села, но не все знают даже своё подворье, не говоря уже о подворье своих соседей.

Я побеседовала со многими старожилами нашего села:
Дроздовой Н. В.
Батуриной Е. В.
Дубовой А. С.
Чижковой Н. В.
Волковым В. В.
Щунулиной А. А.
Румянцевой М. И.
Машиной П. В.

Мне удалось создать картотеку из прозвищ. В картотеке я указывала настоящую фамилию семьи, прозвище, то, что это прозвище обозначает. В моей картотеке 55 карточек.

При анализе собранного материала можно создать определенную классификацию деревенских прозвищ:

1. По фамилии (имени) деда, отца, мужа.

Пантюхи (дедушка Пантелей)

Ванярины (дедушка Иван)

Лёсиковы (дедушка Лёня)

Сюхины (бабушка Ксения)

Иванчуки (дедушка Иван)

Федькины (дедушка Федор)

2. Прозвища, данные по физическим недостаткам.

Снайперы (дефект зрения)

Слоны (крупное телосложение)

Цыганки (внешность)

Кудряшихины (по прическе)

Шестипальчики (физический дефект)

Брыли (губа)

Колобки (пышное телосложение)

Кочаны (по форме головы)

Пятаки (внешность)

Быки (крупное телосложение)

3. Прозвища, отражающие занятия, профессию.

Ковали (кузнецы)

Чабаны (пастухи)

Иноки (образ жизни)

4. Прозвища, указывающие на место жительства.

Краеши (дом с краю)

Машкины (переезд Машкино)

Мещеряки (жители)

5.Прозвища, характеризующие образ жизни.

Колядовы (колядовать)

Карточники (играть в карты)

Тишакины (тихие)

Сухари (жадные)

Кутунята (много детей, сравнение с животными)

Сметанники (любители полакомиться чужой сметаной)

Говоруши (много говорили)

Бирюки (замкнутые)

Кулаки (скупые)

Барчиши (жили, как баре)

Кошатники (любили кошек)

Крамоли (заговорщики)

Болкуны (болтать невпопад)

Мантуличи (подлизы)

Корсаричи (пират)

6. Прозвища, полученные в детстве и отражающие особенности произношения.

Мемёнки (по разговору)

Кондрациты (по произношению, ребёнок не выговаривал слово «антрацит» – сорт угля)

7. Прозвища, пришедшие из книг, кино и мультфильмов.

Мазаи (из произведений Н. А Некрасова)

Мересьевы (из повести Б. Полевого)

8. Прозвища, не относящиеся к классификационным группам.

Клячины (по лошади)

Моржата (по занятию прадеда)

Каурки (по лошади)

Абракадабры (набор слов)

Барбарисы (с шипами)

Кусичи (большой кусок)

Раболепы (угодливый)

Швырденки (бросок)

Супостаты (враг)

Сумбурята (несуразица)

Изюмы (изюм)

Разлюли (потеха)

Гомоюнты (трудолюбие)

Штыки (оружие)

Некоторые прозвища меня очень заинтересовали, их значение было непонятным, и я решила обратиться к словарю «Живого великорусского словаря» В. И. Даля. Вот что мне удалось найти.
Шестеркинышестерка – мелкий и бессловесный исполнитель, вообще, человек на побегушках (прост. пренебрежит.).
Кауркикаурая лошадь (по распространенной кличке).
Брылибрыла, брила - отвислая губа, особенно верхняя (о толстогубом человеке).
Мещеряки жители.
Колобки колобок - ком теста, толстая лепешка, о человеке плотного телосложения.
Абракадабрыабракадабра – бессмысленный, непонятный набор слов.
Кулаки - кулак – скупой и корыстолюбивый человек.
Барбарисыбарбарис - колючий кустарник с мелкими кислыми ягодами.
Барчишибарич - так называли сыновей барина.
Кусичи кус - большой кусок.
Пятаки - пятак- монета или сумма в 5 копеек. Круглый кончик рыла у свиньи, кабана и некоторых других животных.
Раболепыраболепый - рабски льстивый, угодливый.
Кочаныкочан – о глупом человеке, а также о человеке с большой взлохмаченной головой (прост. пренебреж.).
Кошатники - кошатник-любитель кошек.
Крамоликрамольник- заговорщик, бунтовщик, а также вообще человек, который выступает против власти, законов.
Болкуны - болкать, болкнуть – молвить невпопад, болтать.
Швырденкишвырок - однократное движение при швырянии, бросок (разг.). А также обрубок дерева, остающийся на лесопилке.
Супостаты-супостат-враг, неприятель чей – либо, противник, недруг, злодей.
Сумбурята - сумбур – ералаш, несуразица, чепуха, чушь, дичь, вздор, бессмыслица, нелепица, путаница, галиматья.

Мантуличи - мантулить и мантульничать – блюдолизничать, поедать остатки с барского стола.
Корсаричикорсар – пират, морской разбойник; вольница, приватир, капер, то же, что на материке партизан.
Иноки - инок – монах, чернец, черноризец, отшельник, пустынножитель.
Быки бык – известное домашние животное. На юге плодный бык назыв. нерезь, бугай, сиб. порос, смл. кнорос.
Изюмыизюм – валенный провесной виноград.
Разлюли-разлюли/ мн. – холя, раздолье, потеха.
Гомоюнтыгомоюн – заботливый, усердный, трудолюбивый, смирный работник; копун.
Штыки – штык – трехгранный бодень, рогатина, посаженная на солдатское ружьё. Слиток, брусок золота, серебра, меди, иногда свинца.

Все эти примеры свидетельствуют о глубине, многообразии русского языка, полного тайн и загадок. Путь к постижению этих тайн – в кропотливой, трудной, но такой необходимой исторической и лингвистической исследовательской работе, необходимой для осознания человеком его места в русской национальной истории и культуре, чтобы было у нас не только прошлое и настоящее, но и будущее».

Источники материалов

Словари и справочники:

1. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка», Т.3.М., 1956.

Научная литература:

1. Суслова А.В., Суперанская А.В. «О русских именах», Лениздат, 1991.

2. Успенский Лев «Ты и твоё имя», Москва, Детская литература, 1972.

8




Полный текст материала Анализ работы НОУ "Истоки" за 2009-2010гг. Основное содержание научно-исследовательской работы. 10-11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вокуева Ирина Павловна  Vokueva-Irina
05.04.2011 3 7660 810

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК