Статья "Социальное партнерство при формировании модели инклюзивной школы2


Социальное партнерство при формировании модели инклюзивной школы

Лукьянова Светлана Дмитриевна, директор

Государственноного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной

школы-интерната (VIII вида) № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга (ГБОУ школа-интернат № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга)



В ГБОУ школе – интернате № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга, в соответствии с распоряжением Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 31.01.2012 г. № 278-р, реализуется комплексная программа работы по введению компонентов инклюзивного образования в учебно-воспитательный процесс. С 10.01.2012г школа открыла 23 класса для 150 воспитанников Детского дома-интерната № 4 – с отклонениями в умственном развитии.

Особое внимание, в работе с детьми, имеющими множественные тяжелые нарушения в развитии, учреждение уделило формированию доступной среды школы и психолого-социальному сопровождению педагогического процесса. Учебно-методическая комплекс формировался исходя из индивидуальных потребностей учащихся каждого класса, руководствуясь нормативным документам и требованиям СанПин .

Реализуя на практике инновационную систему работы с особыми детьми, учреждение столкнулось с рядом трудностей, которые осложняют социо-культурную реабилитацию. Среди основных проблем – краткосрочность (ограниченность) процесса образования и воспитания – дети должны выполнять домашние задания – процесс обучения должен быть пролонгирован воспитателями или волонтерами в ДДИ. В связи с этим мы внедрили разработанную в нашей школе «Программу социального партнерства учителей и воспитателей». Программа основана на совместном планировании и активной реализации учебных программ всеми членами воспитательной среды.

Цель программы: формирование оптимальной образовательной среды, реализующей право ребенка на образование, социализацию и гармоничное развитие личности.

Первым этапом программы, является проведение социальной диагностики, в которой оцениваются не только психо - физиологические особенности ребенка, но и его социальные контакты и потребности.

Второй этап – проведение психолого-педагогического мониторинга успешности обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Третий этап – формирование социальных связей и закрепление индивидуального комплексного сопровождения ребенка.

Четвертый этап - Выработка наиболее эффективных методов и приемов психологической подготовки детей с особыми образовательными потребностями к условиям массовой школы.

Пятый этап – формирование адекватного социо-культурного пространства школы – закрепление эмпатийных и толерантных отношений к ребенку с особыми образовательными потребностями.

Шестой этап – комплексная мониторинговая оценка образовательной среды, успешности ребенка в этой среде и разработка шкал оценки эффективности обученности и социальной адаптации.

Все структурные компоненты программы могут успешно реализовываться только при условии совместного учебно-воспитательного взаимодействия в системе «ученик – учитель – волонтер – воспитатель - психолог».

Практическая реализация программы заключается в разработке и планировании работы научно-методического объединения воспитателей ДДИ 4, воспитателей школы, педагогов, классных руководителей, психологов, социальных педагогов, волонтеров.

Для формирования эффективной образовательной среды учреждение активно привлекает волонтеров Благотворительных общественных организаций, таких как «Перспективы», «Шаг на встречу», «Подорожник». Участие волонтерского движения как субъекта образовательного и воспитательного процесса играет одну из ведущих ролей т.к., работая с детьми в различных ситуациях, они имеют бесценный опыт и знания о каждом воспитаннике. На основании отзывов волонтеров создается психодидактическая характеристика образовательной системы, объективно подходящей ребенку.

Педагогический коллектив школы работает над формированием технического и учебно-методического сопровождения учебно-воспитательного процесса:

1. создается класс сенсорно-когнитивного обучения, для детей с проблемами речевой коммуникации,

2. формируется особый инновационный учебно-методический комплекс, позволяющий включать в образовательный процесс неформальные информационные приемы дистанционного обучения, для объединения детей находящихся на домашнем обучении и детей, посещающих школу,

3. создается единая система воспитательных мероприятий, проводимых с участием детей школы и детей классов «Особый ребенок», для чего разрабатывается единый стандарт оценки успешности всех участников,

4. Стимулируется повышение профессиональной компетентности педагогических работников, путем организации тематических мастер – классов с ведущими специалистами в области инклюзивного образования.

В целом, можно отметить, что в этом учебном году школа успешно продолжила реализацию Федеральной программы работы с детьми, имеющими особые потребности. Проходит формирование на базе школы ресурсного центра по методическому сопровождению обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (в рамках опытно-экспериментальной деятельности), введена система методического сопровождения формирования социальной адаптации и здоровьесбережения (в рамках данной статьи, приводим концептуальные идеи проекта формирования общешкольного воспитательного пространства в области здоровьесбережения, который начал успешно реализовываться в 2012/2013 учебном году), проводится работа по начальной предпрофильной подготовке выпускников, разрабатываются целевые индикаторы (критерии оценки) эффективности обучения.

Объективно отмечена положительная динамика у учащихся: они с удовольствием посещают уроки и мероприятия воспитательного характера, свободно общаются с детьми других классов школ, активно откликаются на инновационные формы работы – осваивают компьютерные игровые обучающие программы и т.д.

Администрация учреждения также планирует продолжать теоретические и прикладные научные исследования для решения вопросов развития, воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах в условиях инклюзивной практики.



Приложение 1 Программа валеологического воспитания детей имеющих множественные тяжелые нарушения в развитии (выдержки).

Программа валеологического воспитания школьников, «ЗДОРОВЬЕ – (Здоровьесбережение, Детское участие, Оздоровление, Родительское сопровождение, Общественное обсуждение, Валеологические технологии, Единство воспитательной системы)», посвященная формированию навыков здоровьесбережения у юных жителей Царского Села – г. Пушкина

Краткая аннотация проекта

Проект реализуется ГБОУ школой-интернатом №16 Пушкинского района с 2012 года и направлен на формирование здоровьесообразного поведения, на воспитание гражданственности и патриотизма школьников, на профилактику асоциального поведения, развитие позитивной культурной самоидентификации в городской среде, на создание условий для воспитания толерантности и способности к диалогу.

Проект предлагает участникам самостоятельный выбор направления образовательной деятельности в зависимости от познавательных интересов и творческих возможностей личности.

Цель проекта: создание условий для развития личности юного царскосела на основе духовных и нравственных традиций города посредством формирования культуры здоровьесообразного поведения и развития гражданской ответственности, толерантности, социализации, патриотизма и детских инициатив.

Авторский коллектив проекта сумел объединить ряд направлений для достижения поставленной воспитательной задачи в рамках программы: 1. здоровьесберегательное «Семья, в которой я живу», 2. творческое (художественное и литературное творчество) «Здоровье глазами детей», 3. социально – творческое, трудовое «Мое здоровье – здоровье будущего».

Все программные компоненты имеют в своей основе активную социально – значимую деятельность школьников, направленную на изучение и улучшение семейного наследия города.

В качестве приоритетного нами определено развитие следующих качеств юного горожанина:

  • Самостоятельность и готовность к содружеству и сотрудничеству.

  • Способность к самореализации в социально-творческой деятельности.

  • Активность (активное действие, преобразование себя самого и окружающего мира, реализация своего творческого потенциала).

Начало проекта 2012 г., окончание 2014 г.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей

«Мое здоровье – здоровье будущего». Проект направлен:

  • на включение детей в активную оздоровительную деятельность по формированию основ здорового образа жизни,

«Здоровье глазами детей». Проект направлен:

  • на развитие творчества школьников через участие в фестивалях, конкурсах, праздниках, выставках, творческих вечерах, посвященных проблемам здоровьесбережения школьников Царского Села;

  • на ознакомление детей с художественно-эстетическими валеологическими традициями, воспитание у школьников чувства сопричастности к духовно-нравственным ценностям.

«Семья, в которой я живу». Проект направлена на:

  • повышение познавательного интереса учащихся и воспитанников к валеологическому (историческому и культурному) наследию родного города;

  • на воспитание у детей и подростков эколого – краеведческой культуры, бережного, заботливого и ответственного отношения к себе, своему здоровью – как к части природы, стремления оказать ему действенную помощь.








Полный текст материала Статья "Социальное партнерство при формировании модели инклюзивной школы2 смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лукьянова Светлана Дмитриевна  rjytdtw
07.02.2013 0 3309 630

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0