Отчет о методической работе лицея за 2015-2016 учебный год


В условиях перехода на новые образовательные стандарты возникает потребность в повышении профессиональной компетентности педагога. Эту задачу педагогический коллектив лицея решает за счёт разных форм повышения квалификации учителей. Сегодня актуальной становится внутрилицейская система профессионального развития как одна из составляющих профессиональной компетентности учителя. Основная цель системы профессионального развития педагогов лицея – формирование методической компетенции при переходе на ФГОС. Основные задачи внутрилицейской системы профессионального развития: определение единой методической темы на учебный год; создание условий для постоянного обеспечения непрерывного профессионального развития личности педагога; выявление наиболее перспективного педагогического опыта и презентация на различных уровнях (школьном, муниципальном, региональном); вовлечение в активную методическую работу педагогов.

Реализация основных  задач  была  организована через следующие формы методической  работы: работа педагогов  по  самообразованию; работа по выявлению и обобщению  педагогического опыта; открытые уроки, их анализ и самоанализ; предметные  недели, декады, месячники; информационно-методическая работа; диагностика педагогического профессионализма и качества образования; работа с молодыми специалистами; организация и контроль повышения квалификации учителей; аттестация педагогических  работников; участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях; заседания методического совета; заседания  предметных кафедр; семинары; научно-практическая конференция.

Высшей   формой   коллективной   методической  работы всегда был и остаётся педагогический совет. В течение учебного года было проведено заседаний педагогического совета, что соответствовало годовому плану работы.

Педсовет  №1 август:

1. Анализ работы лицея за 2015-2016 учебный год и задачи на новый учебный год.

2. Качество образования приоритетная составляющая в условиях перехода на ФГОС ООО.

3. Обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся во время подвоза детей.

4. Обсуждение   плана  работы лицея на новый учебный год.

5. Рассмотрение   локальных  актов

Протокол № 2 октябрь:

1. О рассмотрении аналитических отчетов педагогических работников.

2. О выдаче аттестата о среднем общем образовании (Ф.И.О. педагога).

Педсовет №3 ноябрь:

1. Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания. Технология осуществления педагогической поддержки.

2. Личностно-ориентированное  воспитание в системе тематических классных часов. Из опыта работы.

3. Итоги проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2015-2016 году.

4. Анализ работы педагогического коллектива  в первой четверти 2015-2016  уч. года.

5. Рассмотрение  локальных  актов.

Педсовет №4 январь:

1. Анализ решения предыдущего педсовета.
2. Современные образовательные технологии и новые образовательные результаты.

3. Анализ работы лицея во второй четверти 2015-2016 учебного  года.
4. Усиление  работы  педагогического  коллектива  по антитеррористической  защищенности.
5. Рассмотрение локального акта «Положение об организации работы в период карантина».

Педсовет № 5 апрель:

1. Анализ решения предыдущего педсовета.
2. Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования  в соответствии с современными требованиями.
3. Разработка современного урока. Технологическая карта, рациональный подход к ее составлению.
4. Работа с детьми, проявляющими  выдающиеся способности.
5. Оценка результативности работы лицея в 3 четверти.
6. О подготовке лицея к промежуточной  и итоговой аттестации.
7. Рассмотрение заказа на учебники на 2016-2017 учебный год.

Протокол №6 апрель:

1. О  допуске  обучающихся  2-3,5-8, 10 классов к промежуточной аттестации.
2. О  допуске к итоговой аттестации выпускников  4-х классов, освоивших программу  начального  общего  образования.
3. Об  организованном завершении учебного года.
4. О летней занятости обучающихся.

Педсовет №7 май:

1. О  допуске  обучающихся 9 классов к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.
О допуске обучающиеся 11 классов к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

2. Протокол №8 май:

1. Итоги  промежуточной аттестации обучающихся  2-8, 10 классов.

итоги комплексной контрольной работы и защиты проектов в 5-х, 6-х и 7-х классах.

2. О   переводе   обучающихся  1-8, 10 классов в следующий класс.

3. О награждении Похвальным листом  за отличную успеваемость.

Протокол №9:

1. О выпуске  из 9 класса

Протокол №10:

1. О выпуске из 11 класса.

Ведущая  роль  в управлении методической работой как целостной системой  принадлежит методическому совету лицея.  В течение   учебного года    проведены    все  запланированные  заседания Методического Совета:

Сентябрь

1. Анализ методической работы за 2014-2015  учебный год и утверждение плана  работы  НМС   на 2015-2016 учебный год.

2. Методические рекомендации по организации домашнего задания.

3. Организация учебно-исследовательской деятельности. Определение круга обучающихся и руководителей. Выбор тем  исследовательских работ.

Октябрь

1. Семинар-практикум  - «Построение новой модели профессионального роста учителя как необходимое условие введения и реализации ФГОС. Самооценка готовности учителя к работе по ФГОС»

2.  Об участии в конкурсе «Учитель года 2016».

3 . О проведении  школьного этапа Всероссийской  олимпиады школьников.

Ноябрь

1. Педагогические чтения: «Опыт, педагогические открытия, практика обретения».

Декабрь

1. Результативность методической работы лицея за первое полугодие, состояние работы по повышению квалификации учителей.

2. Круглый  стол «Учитель-ученик: самоконтроль и самооценка своей деятельности»

3. Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности; итоги участия учащихся лицея в районных турах предметных олимпиад.

4. Работа по преемственности начальной и основной уровней образования.

Февраль

1. Расширение образовательного пространства ученика средствами интеграции основного и дополнительного образования.

2. Проведение недели биологии химии, географии.

3. Возможности  дистанционного обучения.

Март

1. Лицейская НПК: «Образовательное пространство как пространство развития». Профессиональное развитие педагога: обеспечение непрерывности в условиях реализации ФЗ - 273 «Об образовании в РФ»; обобщение ППО педагогическими работниками лицея

Май

1. «Перспективы развития методической работы в 2016-2017  учебном году»

2. Анализ работы предметных кафедр за 2015-2016 уч. год и задачи на следующий год.

3. Программное обеспечение на следующий учебный год.

В начале учебного года были организованы все рабочие моменты: сформирована  заявка  на курсы повышения квалификации; составлены и скорректированы  рабочие  программы   по всем предметам; спланирована   работа  предметных  кафедр  на  год; составлен план методической работы лицея.

«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней  учителей». Отсюда первостепенная задача методической работы в лицее - повышение профессиональной компетентности учителей.   Важная роль принадлежит готовности  к самообразованию. Учитель готовится к уроку всю жизнь.   Чтобы стать хорошим учителем, надо не только любить учить других, но и любить учиться самому, постоянно повышать свою квалификацию.  Однако  никакие курсы и семинары не будут эффективными без систематических самостоятельных занятий. Поэтому  самообразование  и принято считать основной формой повышения квалификации. Непрерывное, целенаправленное, оно связывает воедино все перечисленные выше формы работы, дополняет и развивает их, служит основой роста учителя как специалиста.

В соответствии с планом  внутрилицейского  контроля,  с целью повышения   эффективности  профессиональной педагогической деятельности и  творческого   роста  учителей,  непрерывности самообразования  заместителем  директора  в период с 25.09.15 г. по  15.10.15  г. была  проведена   проверка   планов   по самообразованию.

Проверка   показала,  что   основная  часть   педагогических  работников   лицея    имеют в  наличии   планы и программы  по самообразованию. В  планах  указана   общелицейская   методическая  тема  и тема учителя.  Во всех планах  указаны  цели и задачи работы по данной теме, сформулированы сроки и планируемые  результаты имеется список используемых информационных ресурсов. Определены формы отчета о проделанной работе: выступление на заседании кафедры, подготовка  творческого отчета, статьи, публикации, обобщение опыта.

Проверка   планов    и программ  по  самообразованию   показала, что основная   форма  самообразования    учителей   индивидуальная, предполагающая   самостоятельную  работу  над  повышением   профессионального  и  методического уровня;

Программы   самообразования   включают в себя в основном пополнение знаний по предмету и знакомство с новейшими данными соответствующей науки, развитие педагогических, психологических и методических знаний и умений.  Недостатком является  отсутствие запланированной работы по совершенствованию  общественно-политических  знаний, ознакомлению  с наиболее выдающимися достижениями различных наук,  обогащению  литературных и эстетических представлений, знакомству  с новыми тенденциями и явлениями культурной жизни.

Кроме того выявлены следующие недостатки: план  полностью скачан из интернета и не переработан; завышены предполагаемые результаты; отсутствует структура построения мероприятий по самообразованию; отсутствие целей самообразования; формальное построение плана.

Такие планы профессионального самообразования требуют корректировки и доработки.

Одной из форм методической работы являются ежегодные педагогические чтения. В прошедшем учебном году тема чтений была следующая:  

«Опыт, педагогические открытия, практика (обретения)». Цель педагогических чтений: создание условий для творческой самореализации педагогических работников лицея; повышение профессионального уровня педагогических работников; выявление и популяризация лучшего педагогического опыта; создание условий для пополнения портфолио педагогических работников; создание условий для саморазвития и самореализации педагогических работников; содействие внедрению передового педагогического опыта в образовательный процесс; создание условий по использованию педагогическими работниками лицея информационных и образовательных ресурсов сети Интернет.

В педагогических чтениях приняли участие   представители всех предметных кафедр.   На педагогических  чтениях были представлены материалы по  следующим темам: "Воплощений идей ФГОС в практике учителей", "Современный урок в современной школе", "Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся", "Психологическое  обеспечение взаимодействия участников  образовательного процесса", "Инновационные технологии и методики и их влияние на включенность учащихся в образовательный процесс", "Здоровьесберегающее обучение", "Семья и школа: поиск путей конструктивного сотрудничества", "Воспитательный потенциал современного урока".

Чтения проходили по предметным кафедрам. Опытом поделились 47 педагогов. По итогам педагогических чтений были  рекомендованы лучшие материалы для размещения на сайте лицея.

Традиционной формой распространения передового педагогического опыта является  проведение Фестиваля открытых уроков, который разрешает задачи апробации и отбора приемов, форм и методик современного продуктивного обучения.

В нем приняли  активное  участие  все учителя математики, физики, информатики, иностранных языков, у которых Фестиваль совпал с  проведением  предметной декады.  Некоторые  учителя провели циклы открытых  уроков и мероприятий,   выпустили  красочные  стенгазеты,    

На основе анализа  посещенных   открытых  уроков  и  мероприятий, можно сделать выводы: самые  активные  участники  фестиваля учителя -  математики, информатики,   биологии,  географии,  иностранных языков.  Приняли   участие  представители   кафедры   истории, начальных классов,  физкультуры  и  технологии.  Мало  открытых уроков  дали  учителя русского языка и  литературы. Традиционно  проведено много   интегрированных уроков. Содержание  и  форма  проведения  открытых уроков  показали,  что  любой  урок   имеет огромный потенциал для решения новых задач.    Все  открытые  уроки  проводились  с использованием компьютерных технологий.  Многие  уроки являлись обобщающими уроками по теме, но были  и уроки изучение нового  материала. В целом уровень проведения открытых уроков и мероприятий  высокий.

В  течение  года   состоялись   следующие   заседания  НОУ  «Эврика»: «Биология здоровья». 11 (х/б проф) 23.12.15; «Число Е. Логарифм»; «Лекарственные растения Липецкой области, занесенные в Красную книгу»  18.12.15 г. для учащихся начальной школы; «3-д технологии в образовании»   и  «Безопасный компьютер»,

Большое внимание в лицее  оказывается молодым учителям. Тема работы школы молодого учителя: «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха учащихся». Работает  система  наставничества.

В течение года в школе молодого учителя   постоянно  проводятся тематические консультации, семинары и круглые столы.

Эффективно участвовали педагоги лицея  в  районных, областных  и  во Всероссийских   конкурсах открытых уроков, исследовательских работ, публикаций методических разработок. По итогам  получены сертификаты участников, Дипломы победителей и призеров, свидетельства о публикации.

- Учитель биологии стала лауреатом регионального конкурс «Я реализую ФГОС» Приказ №144 от 16.12.15 г. ЛИРО

- Учитель биологии принял  участие  в  областном конкурсе конкурс «Лучшее Портфолио – 2015», сертификат участника, 20. 11.15.

- Учителя приняла участие в региональной конференции «Актуальные проблемы естественно-математического образования в условиях перехода на ФГОС», ЛИРО 11.11.15  (сборник)

- Учитель географии приняла заочное участие в первой Всероссийской педагогической конференции в секции “Общее среднее образование” на тему «Экологический аспект в изучении географии» (Диплом, свидетельство о публикации).

- Учитель географии с учащимися 6 класса приняли участие во «Всероссийском   уроке чистой воды».  Диплом за проведение Всероссийского экоурока «Вода России», Благодарственное письмо лицею.

В рамках обобщения опыта  в  октябре  в   лицее  были  проведены  районные  семинары  учителей математики, физики, информатики и  учителей иностранных языков.

Повышению педагогического мастерства  учителей способствует и правильно  организованный   внутрилицейский   контроль.  ВШК  был спланирован  по  принципу  гласности  и  открытости.     При   организации контроля  осуществлялся   индивидуальный   подход  к  каждому  педагогу.

Осуществление  контроля  сопровождалось  соблюдением  его  основных принципов:  научности,  гласности,  объективности,  цикличности, плановости. Итоги контроля отражены в протоколах совещаний при директоре, заседаниях кафедр, в приказах директора, в справках.

Общие  выводы:

Методическая  работа  проводилась  в  системе и была направлена на повышение качества знаний, развитие познавательных и творческих способностей  каждого ученика и учителя.

Повысился профессиональный уровень педагогического коллектива. Возросла творческая активность учителей

Рекомендации:

1. Учителям лицея продолжать работу по повышению профессиональной компетентности.

2. Руководителям  предметных  кафедр и  заместителю  директора по методической работе  усилить  внимание  к  диагностической  работе.

3. Учителям  предметникам  активизировать работу по повышению    качества  проведения  уроков  в  соответствии  со ФГОС  НОО и ФГОС  ООО на основе внедрения  элементов  современных технологий .

4. Руководителям  предметных  кафедр продолжить работу по выявлению, обобщению  и  распространению  положительного опыта творчески работающих учителей.

В соответствии с планом работы лицея 30 марта 2016 года была проведена педагогическая конференция «Образовательное пространство как пространство развития» 30 марта 2016 года, на которой присутствовали педагогические работники   в количестве 102 человека.

Цель конференции: обобщение и распространение опыта работы, интеграция и систематизация теоретических и практических наработок в учебно-воспитательной   деятельности педагогов. Участники конференции рассмотрели вопросы организации образовательной деятельности лицея, современные подходы к содержанию   образования, современные педагогические технологии в воспитании обучающихся.  Проведение конференции способствует   активному мотивированию педагогов к использованию современных технологий в образовательной деятельности, направлена на формирование системы оперативного обмена опытом, информацией, методическими разработками, выявляет лучшие образцы учительского опыта.

Работа конференции проходила   по предметным площадкам: начальные классы, русский язык и литература, история и обществознание, биология, география, химия и экология, иностранных языков, математика, физика и информатика, технология, искусство и физическая культура.  На площадках выступили  учителя различных предметов.

На  творческих  площадках  был  представлен  опыт  работы   педагогических   работников лицея  внедряющих ФГОС нового поколения.

Участники конференции отметили следующие приоритетные направления развития методической службы:

1. выявление и распространение эффективного педагогического опыта;

2. обеспечение доступности и качества образовательных услуг в условиях введения и реализации федеральных государственных стандартов;

3. методическое сопровождение педагогической деятельности по выявлению и развитию одаренных детей;

4. вопросы адаптации молодых педагогов в  образовательном пространстве лицея;

5. методическое   сопровождение обучающихся   со стабильно низкими образовательными результатами

6. проектная и исследовательская   деятельность обучающихся.

Решения конференции:

1. Определить  основные  пути  совершенствования   урока  в лицее

2. Шире внедрять элементы современных педагогических технологий при переходе на ФГОС ООО.

3. Продолжить    организацию проектной и исследовательской деятельности .

4. Определить роль технологической карты урока, как современной формы планирования педагогического взаимодействия  учителя.

В течение учебного года активно работали предметные кафедры.

Общие выводы и задачи на следующий учебный год:

Поставленные  задачи  на 2015-2016  учебный год выполнены. Методическая  работа  проводилась  в  системе и была направлена на повышение качества знаний, развитие познавательных и творческих способностей  каждого   учителя.

Повысился профессиональный уровень педагогического коллектива. Возросла творческая активность учителей.  Показатели успеваемости в лицее   стабильные.  Были использованы различные формы, которые позволили решить поставленные задачи. Единство урочной и внеурочной деятельности учителей через элективные курсы, НОУ,  индивидуальные занятия позволило повысить воспитательный потенциал уроков и мероприятий, что положительно отразилось на качестве образования.

По итогам методической работы составлена справка, обсуждена на  заседании  методического совета.

Рекомендации:

1. Считать методическую работу лицея в 2015-2016 уч.году удовлетворительной.

2. Продолжать работу по повышению профессиональной компетентности учителя.

3. Руководителям  предметных  кафедр и  заместителю  директора по методической работе  усилить  внимание  к  диагностической  работе.

4. Учителям-предметникам активизировать работу по повышению    качества проведения уроков в соответствии со ФГОС НОО и ФГОС ООО на основе использования деятельностного подхода к обучению и внедрения элементов современных технологий.

5. Руководителям предметных кафедр продолжить работу по выявлению, обобщению и распространению положительного опыта творчески работающих учителей.

Справку составила заместитель директора.   


Полный текст материала Отчет о методической работе лицея за 2015-2016 учебный год смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дегтярева Наталия Николаевна  Публикатор
учитель географии, МБО лицей с. Хлевное
17.10.2016 0 273 37
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0