Анализ научно–методической деятельности педагогического коллектива


В материале дан подробный анализ работы Методического совета школы. Материал предназначен для администрации общеобразовательных учреждений.


Организация методической работы в школе в 2012 - 2013 учебном году была представлена следующими направлениями деятельности: 

  1. Реализация ООП НОО по Стандартам второго поколения;
  2. Принятие Рабочих программ по предметам;
  3. Определение направлений работы с одаренными детьми;
  4. Анализ и принятие экзаменационного материала за курс основного общего образования;
  5. Подготовка текстов для АКР;
  6. Совершенствование педагогического мастерства с целью повышения уровня обученности и воспитанности обучающихся;
  7. Методическая неделя;
  8. Предметные недели;
  9. Консультации учителей, обучающихся выпускных классов и их родителей по итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ, а так же в условиях независимого оценивания;
  10. Работа с вновь прибывшими учителями

Для решения задач, определяемых направлениями деятельности методического совета школы, были проведены следующие мероприятия: 

  1. Решением педагогического совета протокол № 6 от 21.05. 2011 года в школе принята Основная образовательная Программа начального общего образования, утвержденная приказом директора школы № 1-215 от 17.06. 2011 г. Ее реализация начата с 1 сентября 2011 года. В 2012 – 2013 учебном году в соответствии с планом внутришкольного контроля была осуществлена проверка выполнения следующих программ: духовно-нравственного развития и воспитания школьников, психолого-педагогического сопровождения обучающихся, формирования культурного, здорового и безопасного образа жизни, внеурочной деятельности. По каждой проверке написаны соответствующие справки, содержание которых рассмотрено на совещаниях при директоре школы, где были даны соответствующие рекомендации и отписаны приказы. Анализируя деятельность МКОУ «_______» по реализация ООП НОО можно сделать вывод о том, что в целом педагогический коллектив верно понял свои задачи, определил направления деятельности и старается максимально реализовать те цели и задачи, которые были определены в каждой программе, хотя еще хватает недочетов в этой работе и их, конечно, необходимо устранять в следующем учебном году.  Основными рекомендациями преподавателям стали рекомендации по более внимательному и качественному оформлению документации и размещению информации на сайте школы. С родителями будущих первоклассников проведено родительское собрание, где были освещены основные вопросы и направления обучения по новым стандартам, предложены направления внеурочной деятельности обучающихся.  
  2. Методическим советом школы были изучены и приняты Рабочие программы по общеобразовательным предметам. Рабочие программы по своим предметам имеют все преподаватели. Титульные листы оформлены в соответствии с требованиями Положения «О рабочей программе по предмету». 

В тоже время содержание и внутреннее оформление самих программ иногда существенно отличается. В большинстве случаев замечания повторяются уже неоднократно. В пояснительных записках у большинства преподавателей продолжает отсутствовать описание предмета, его место в структуре образования. 


К основным недочетам в составлении рабочих программ можно отнести: - у большинства преподавателей программы не пересмотрены с прошлого года; - неотформатированные страницы, - отсутствие у ряда учителей указаний УМК, - отсутствие количества часов, выделенных на изучение предмета, - отсутствие целей либо результатов обучения по некоторым дисциплинам, - наличие одного титульного листа к рабочим программам по нескольким классам, - указан 2011 – 2012 учебный год, - разный стиль оформления Рабочей программы у одного и того же учителя и по одному и тому же предмету, - использование корректора. 


Календарно-тематическое планирование преподавателей соответствует требованиям: указан порядковый номер урока, количество часов, отведенное на изучение урока и темы, название разделов, темы. Однако у ряда учителей данная работа выполнена небрежно, графы прослеживаются нечетко, нумерация уроков проставлена по разделам, а не фронтально.


Лучшие Рабочие программы по предметам составлены преподавателями: 1а класса - ______________, ИЗО, технологии - _________________. 
Основные замечания по оформлению и разработке рабочих программ сохранились с прежних лет, что говорит о крайне несерьезном отношении ряда преподавателей к выполнению Положения «О рабочей программе по предметам» и своим должностным обязанностям. В Справке по итогам проверки Рабочих программ педагогическому коллективу рекомендовано: недочеты, допущенные при составлении Рабочих программ по предметам устранить; привести календарно-тематическое планирование в соответствие с Учебным календарным графиком; придать Рабочим программам соответствующий эстетический вид.


Работа преподавателей с одаренными детьми проводилась согласно Плана работы с одаренными детьми.

В течение учебного года были реализованы следующие направления: 

  • организована работа Научного общества обучающихся, состоявшего из двух секций: исторической (10 класс, рук. _____) и химической (11 класс, рук. ______.) Здесь обучающихся в течение года учат писать научно-исследовательские и проектно-исследовательские работы. В январе 2013 года было проведено заседание круглого стола членов НОО с предзащитой выполняемых обучающимися работ. В апреле 2013 года состоялась научно-практическая конференция с защитой работ обучающихся секций. В работе конференции приняли участие обучающиеся 7-го и 9-х классов.
  • на ступени начального образования преподаватели, прежде всего, стремились развивать предметные и коммуникативные компетенции обучающихся:  решение задач на смекалку, на развитие логического творческого мышления, внимания, памяти, разгадывание кроссвордов, ребусов, сканвордов, знакомство со словарями, участие в викторинах. Учителя начальной школы прививают интерес к получению знаний, развивают умение применять современные средства информации. В рамках внеурочной деятельности в 1 - 2-х классах проводились занятия по художественному чтению, где у детей вырабатывались навыки выразительного чтения, занятия спортивными и классическими танцами помогали детям не только снять напряжение учебного дня, но и выявить склонности, способности к данному виду творчества. Этим же целям соответствовали и занятия в кукольном театре и с «волшебными лоскутками». Проектная деятельность, занятия в экологическом кружке, занятия в кружках «Знайка», «АБВГДейка», «Веселый счет» позволили преподавателям заметить в детях склонности к научным видам деятельности. В 1 – 4-х классах педагогами школы проводились и индивидуальные консультации. Четвероклассники участвовали в школьных и районных предметных олимпиадах по русскому языку и математике. Обучающиеся 1 – 4-х классов приняли активное участие в предметных олимпиадах по русскому языку, математике, окружающему миру, организованных Центром развития одаренности (г. Пермь), итоги участия оказались достаточно успешными.  
  • на ступенях средней и старшей школы основная масса времени в первом полугодии отводилась преподавателями на подготовку обучающихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников. В первом этапе олимпиады приняли участие 947 обучающихся 4 – 11-х классов, во втором этапе – 32 обучающихся 7 – 11-х классов. Кроме этого, обучающиеся 5 – 11-х классов приняли участие в олимпиадах по обществознанию, истории, химии, биологии, английскому языку, математике организуемых Центром развития одаренности (г. Пермь). Преподаватели на данных ступенях обучения проводят работу как с отдельными обучающимися, так и с целыми группами. Основная масса времени в подобных планах направлена на развитие интереса обучающихся к тому или иному предмету, развитие предметных компетенций обучающихся, расширение знаний. Частично время отводится на подготовку обучающихся к участию в конкурсах, в предметных неделях. Формы работ с обучающимися различные – это лекции, индивидуальные занятия и консультации, экскурсии, диагностика, тестирование, конкурсы, проекты, концерты, конференции и др.

Планируя работу с одаренными детьми, каждый учитель-предметник составляет индивидуальный план работы на год. Представленные планы предполагают работу как с отдельными обучающимися, так и с целыми группами. Виды деятельности в 1 – 2-х классах связаны, в том числе, с реализацией требований ФГОС второго поколения. Планы составлены в основном с определением времени, в течение которого будет реализовываться то или иное направление. Анализ планов показал, что педагогам необходимо расширить возможности применения обучающимися своих способностей. Кроме этого, учитывая новые направления развития школы, необходимо привлекать к участию в работе Научного общества обучающихся учеников начальной школы, для чего в НОО нужно создать дополнительную секцию. Общешкольный план работы с одаренными детьми прошел согласование с Методическим советом школы и утвержден директором школы. Составлен он на основе планов работы учителей-предметников. В плане отражена работа с обучающимися в рамках НОО, которая включает в себя подготовительный этап, развивающий этап (включая начальную и основную школы), исследовательский этап; участие во Всероссийских олимпиадах школьников по предметам, а так же в олимпиадах других регионов России, в Молодежных предметных чемпионатах «Центра развития одаренности» г. Перми.    

Многие замечания по представленным планам, сохранились с прошлого учебного года, что говорит об определенной недобросовестности преподавателей при работе с документами.   

В течение года осуществляется сбор информации и материалов по всем аспектам деятельности одаренных детей и систематизация их в методическом кабинете, пополняется портфолио каждого обучающегося школы. На сайте, в фойе школы, в школьной газете систематически размещается информация о достижениях отдельных учеников школы и ученического коллектива в целом. Обучающиеся награждаются Почетными грамотами в торжественной обстановке на общешкольной линейке. Проблемой продолжает оставаться то, что одни и те же обучающиеся принимают участие во множестве различных олимпиад, что увеличивает на них нагрузку, а в конечном итоге приводит к более низким результатам. Над разрешением этого вопроса предстоит поработать в следующем учебном году. 

В марте 2013 года Методическим советом школы была проведена экспертиза экзаменационного материала, подготовленного преподавателями для выпускников основной школы. Материалы были представлены по следующим предметам: химия, обществознание, физика, информатика. Для выпускников 9в класса, занимавшихся по специальной коррекционно-развивающей программе 8 вида обучения, были подготовлены экзаменационные материалы по профессионально-производственному обучению, отражающие специфику освоения программы именно в данном ОУ. В ходе экспертизы было выявлено, что содержание билетов соответствует требованиям Стандарта, но по химии и обществознанию отсутствовали пояснительные записки, а по информатике – критерии по выставлению отметок. После указания на данные недостатки, учителя своевременно их устранили, и экзаменационные материалы были переданы на экспертизу в Методический кабинет Управления образования, где прошли ее успешно.

В течение учебного года дважды (по итогам каждого полугодия) были проведены АКР, результаты которых зафиксированы в Справках по учебно-воспитательной работе. Результаты АКР позволяют установить динамику формирования конечных результатов, увидеть недостатки в работе, установить их причины, выявить темы, которые обучающиеся усваивают с наименьшей успешностью. Данные подобных мониторингов анализируются, вырабатываются рекомендации, которые обсуждаются на заседаниях ШМО. Руководителями ШМО намечаются мероприятия, по устранению возникших проблем в обучении и усвоении программного материала. Основной рекомендацией для всех учителей-предметников стала рекомендация по использованию современных педагогических технологий с целью повышения уровня овладения предметными компетенциями, повышения уровня качества знаний обучающихся, более широкое использование на уроках мультимедийных средств обучения и подготовка обучающихся к итоговой аттестации, а так же рекомендовано преподавателям в среднем звене школы, обратить внимание на ряд существенных проблем, возникших в обучении данной возрастной категории школьников и найти пути их решения. 

Совершенствование педагогического мастерства с целью повышения уровня обученности и воспитанности обучающихся происходило, прежде всего, через участие в конкурсах профессионального мастерства. В школьном конкурсе «Учитель года» участвовали: ______ – учитель географии;  _______ – учитель немецкого языка, русского языка и литературы; ____________ – учитель начальных классов. Учителями были подготовлены и проведены интересные по форме и содержанию уроки, активное участие обучающихся позволило полноценно реализовать ТДЦ уроков, урок _________соответствовал ФГОС второго поколения. (см. Журнал анализа посещенных уроков).  Победителем конкурса стала ___________. На районном конкурсе школу представляла победитель прошлого года, учитель ИЗО ____________, которая выступила очень достойно и заняла на конкурсе третье место. Продолжает оставаться проблемой участие в данном конкурсе, сокращается количество учителей, желающих в нем участвовать. В современных же условиях активность педагога ставится на первое место, в том числе при оценивании результатов его труда и педагогам школы необходимо пересмотреть свое отношение к данному конкурсу. 

Педагогические советы: «Инновационные образовательные технологии в рамках ФГОС», «Системно-целевой подход в проектировании образовательного процесса», «Проблемы и перспективы воспитательной работы в ОУ в условиях обучения по ФГОС» кроме чисто теоретической части, которую готовили основные докладчики, еще и дали возможность содокладчикам обобщить свой опыт по темам педсоветов. Содокладчиками выступили шесть педагогов по различным учебным дисциплинам, что позволило увидеть опыт работы преподавателей по указанным  темам, определить направления деятельности педагогического коллектива по достижению максимально положительного результата по обозначенным проблемам. Педсовет по теме  «Инновационные образовательные технологии в рамках ФГОС второго поколения» был призван расширить представления о новых возможных технологиях тех членов педагогического коллектива, которые еще не прошли курсы повышения квалификации  по условиям работы по ФГОС второго поколения, а также систематизировать информацию по теме для преподавателей, которые уже приступили к реализации ФГОС. Еще один педагогический совет по теме: «Проблемы и перспективы воспитательной работы в ОУ в условиях обучения по ФГОС», основывался на первичных результатах освоения ООП НОО. Решения, вынесенные по результатам данных педагогических советов, станут основой для определения тем педагогических советов в 2013 – 2014 учебном году и обозначенные направления в работе коллектива получат свое развитие. 

В 2012 – 2013 учебном году повышение квалификации учителей прошли 8 преподавателей. 7 из них прошли курсы по работе по ФГОС второго поколения. Двое из 8-ми прошли курсы, как администраторы. Еще два учителя прошли курсы для работы в лагере с дневным пребыванием обучающихся (один, как руководитель, один – как воспитатель). Трое преподавателей школы прошли квалификационные курсы по проверке части «С» на ЕГЭ по истории, биологии, обществознанию.

В 2012 – 2013 учебном году была продолжена работа по повышению методической грамотности педагогов. Работа педагогического коллектива по теме: «Организация воспитывающей деятельности в ОУ в условиях современной школы» была обобщена на муниципальном уровне в ходе методического семинара, участи в котором приняли более 40 педагогов из других ОУ района. Работу семинара предваряла огромная работа всего коллектива по систематизации накопленного материала, сбор фотоматериалов, создание видеопрезентаций по отобранным направлениям. Теоретическая часть включала в себя краткую историю школы, ее учебных достижений, основная часть теоретического материала вобрала в себя всю информацию по различным видам воспитывающей деятельности в нашем ОУ. Продолжило эту часть выступление учителя начальных классов с кратким обобщением опыта преподавателей по организации и осуществлению внеурочной деятельности обучающихся, проводимой в рамках ФГОС. Завершением теоретического материала стало выступление обучающихся школы с итогами участия в социально-значимых проектах и акциях (подробное выступление см. в папке Методический совет и на сайте школы). Работа семинара была продолжена практическими занятиями, в ходе которых были даны уроки: «Великий колокольный звон» (музыка, 2а класс, ________.), «Полимеры» (химия, 11 класс, __________.), «Наши недостатки и достоинства» (психологический практикум, 5а класс, ______). Завершением методического дня стало мероприятие для обучающихся 5 – 11 классов  «Родина – это часть тебя» _________и _________). Проведенный семинар и работа школы в целом по указанной теме, получили высокие отметки и положительные отзывы и педагогов района, и районного методического кабинета.    

Несомненно, педагогическому коллективу необходимо продолжить плодотворную работу в организации воспитывающей деятельности детского коллектива и, сохраняя традиции, преумножать их, формируя личность с активной гражданской позицией,  готовой вступить во взрослую жизнь не только гражданином и патриотом, но и просто порядочным человеком.

В течение 2012 – 2013 учебного года в школе прошли 4 предметные недели: предметов гуманитарного цикла,  предметов художественно – эстетического цикла, начальной школы, предметов естественно – математического цикла. Участие в предметных неделях приняли все обучающиеся 1 – 11-х классов.
Планы предметных недель были выполнены полностью. Проведенные внеклассные мероприятия показывают желание преподавателей привнести в жизнь обучающихся школы яркие моменты, которые на уроках не всегда бывают уместны, но значительно развивают интерес обучающихся к различным школьным дисциплинам. Каждое из мероприятий было по-своему интересным и полезным. Все преподаватели, учитывая возраст обучающихся, подобрали наиболее приемлемые формы и содержание мероприятий, многие из которых были подготовлены самими обучающимися.

В феврале наиболее ярко прошли мероприятия, ставшие уже традиционными:

  • Торжественная общешкольная линейка, посвященная 70-летию освобождения п. Пристень от немецко-фашистских захватчиков;
  • «Веселые старты»;
  • Выставка декоративно-прикладного искусства;
  • Конкурс литературно-музыкальных композиций «Дети мира против войны»;
  • Конкурсное мероприятие «А ну-ка, парни!»

Впервые за последние 25 лет в школе возобновили Смотр строя и песни для обучающихся среднего звена. И подготовка к конкурсу, и участие в нем вызвали неподдельный интерес у ребят, которые все свободное время проводили в маршировании и разучивании песен и речевок. 
Впервые в этом году самые маленькие – первоклассники участвовали в конкурсе литературно-музыкальных композиций «Дети мира против войны», который проводится в школе с 2003 года. Несмотря на юный возраст, выступление первоклашек оказалось одним из самых ярких.

В рамках предметных недель начальной школы и предметов естественно-математического цикла прошли как традиционные мероприятия, посвященные празднованию 8 марта, прощанию с Азбукой, спортивно-игровое семейное соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья», игровая викторина по экологии, подготовленная старшеклассниками для начальной школы, так и новые, оказавшиеся не менее интересными и познавательными: «А ну-ка, девочки!», две эко-акции, различного рода математические соревнования, а так же в интересных формах был представлен обширный краеведческий материал. 

Многие мероприятия были подготовлены самими обучающимися, которые активно искали материал, отбирали нужную информацию, предлагали интересные формы подачи для остальных обучающихся. 
Преподаватели, в ходе проведения предметных недель, показали высокий уровень методической подготовки, владение современными педагогическими технологиями, современными техническими средствами обучения. 

Рекомендации преподавателям, полученные ими по итогам предметных недель в 2011 – 2012 учебном году по размещению материалов на сайте школы и активному привлечению обучающихся к самостоятельному добыванию знаний для участия в предметных неделях и к организации  предметных недель, выполнены практически максимально, что говорит об определенной заинтересованности преподавателей при помощи необычной формы привлечь внимание обучающихся к изучению того или иного предмета. 
Все материалы по предметным неделям (сценарии, разработки мероприятий, самоанализы) оформлены в папку «Предметные недели. 2012 – 2013 уч. год».

В течение всего учебного года была продолжена плотная работа по просвещению всех участников итоговой аттестации. В этой связи состоялись совещания при директоре и завуче, родительские собрания при администрации школы, классные собрания обучающихся при завуче. Работа ШМО учителей предметов гуманитарного, естественно – математического циклов была направлена на просвещение педагогов, поиск наиболее оптимальных методик преподавания и контроля знаний для подготовки обучающихся к сдаче итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ, а также в условиях независимого оценивания, организуемой РЭК. Этой же цели способствовала реализация Планов по подготовке ОУ к прохождению итоговой аттестации в новой форме. 

В течение учебного года 9-тиклассники приняли участие в пробных экзаменах в форме независимого оценивания, проводившихся ЮЗГУ. Большой проблемой для обучающихся являлась работа с бланками, но связана эта проблема, прежде всего с невнимательностью и определенной безответственностью, самих выпускников основной школы. К окончанию учебного года эта проблема была решена и на экзаменах все выпускники отработали с бланками без ошибок. 11-классники приняли участие в централизованном тестировании, проводившимся ЮЗГУ, по математике, русскому языку и обществознанию. Кроме этого выпускники средней школы приняли участие в апробации КИМ по истории и в тренировочном экзамене по информатике и ИКТ в компьютеризированной форме. Условия на всех пробных экзаменах были максимально приближены к тем, что будут на самих экзаменах и, т.о., осуществлялась психологическая подготовка выпускников к сдаче экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ и в условиях независимого оценивания. С обучающимися и 9-х, и 11-го классов заместителем директора по УВР были неоднократно проведены собрания, на которых подробно рассматривали все вопросы, касающиеся итоговой аттестации.

С родителями обучающихся так же проводилась планомерная работа. Кроме классных родительских собраний по вопросам итоговой аттестации, в январе 2013 года состоялись собрания на уровне администрации школы, где родители были ознакомлены с Положениями об итоговой аттестации, бланками ГИА, ЕГЭ и правилами их заполнения.  
С начала учебного года в фойе школы оформлены стенды «Единый государственный экзамен в 2013 году» и «Государственная итоговая аттестация в 2013 году», на которых была  размещена информация о процедуре и сроках проведения экзаменов. 
Т. о., можно сделать вывод, что в ОУ была проведена достаточная работа по подготовке к итоговой аттестации. Однако проблема прошлых лет все еще оставалась - не всегда хватало психологической помощи всем участникам итоговой аттестации.

С 1 сентября 2012 года в школу пришли шесть новых преподавателей, двое из которых являются молодыми специалистами. Т. о., ряды учителей школы пополнились двумя учителями начальных классов, учителем математики, физической культуры, двумя учителями русского языка и литературы (один из них – с правом преподавания немецкого языка). Пятеро имеют высшее педагогическое образование, одна обучается в БелГУ на заочном отделении. Со всеми преподавателями были проведены беседы, результаты которых оформлены в Справку №____ от «___» _________. Те проблемы в работе, которые были названы учителями, связаны или с тем, что некоторые являются молодыми специалистами и только начинают свою педагогическую деятельность, или с тем, что учителя переведены из основной школы и трудности в обучении связаны с организацией учебной деятельности в классах с большой наполняемостью. На уроках порой тяжело удерживать дисциплину. В целом же все преподаватели, несмотря на возникшие сложности, стремятся эти проблемы решать, работают в тесной связи с классными руководителями, с родителями обучающихся, стараются освоить новые для себя технологии в преподавании и воспитании.

Обобщая результаты научно – методической деятельности педагогического коллектива можно сделать следующие выводы:

  1. Основную часть педагогического коллектива составляют опытные учителя с большим стажем работы, обладающие высоким профессионализмом, имеющие в своем большинстве первую и высшую квалификационные категории. Все это говорит о том, что в школе созданы все условия для обеспечения хорошего и отличного качества образования;
  2. Работа по обобщению и распространению актуального педагогического опыта в школе ведется, но ее еще нельзя назвать целенаправленной и системной. Нет положительной тенденции в количественном составе участников муниципальных и региональных мероприятий по распространению опыта работы, а у многих преподавателей школы есть чем поделиться с коллегами;
  3. Активно работая по реализации ООП НОО и получая положительные результаты, педагоги не уделяют должного внимания при оформлении документации, допуская небрежность и невнимательность в записях тем классных часов, оформлении отчетной документации; 
  4. Проводя плодотворную работу по всем направлениям УВП, педагоги проявляют малую заинтересованность в своевременном пополнении сайта школы.

Полный текст материала Анализ научно–методической деятельности педагогического коллектива смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бекетова Марина Николаевна  Публикатор
учитель истории и обществознания, МКОУ "Пристенская средняя общеобразовательная школа" Пристенского района Курской области
03.11.2016 0 270 42
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0