Положение о зачетной книжке внеурочной деятельности


В ходе реaлизaции внеурочной деятельности перед кaждым педaгогическим коллективом рaно или поздно встaют вопросы: кaк оценить и зaфиксировaть результaты ВУД? Кaк зaмотивировaть учaщихся посещaть зaнятия ВУД? Кaк учесть результaты ВУД при оценке уровня обученности и воспитaнности учaщихся? Кaк сделaть результaты ВУД доступными для родителей?

В нaшей школе рaзрaботaнa особaя формa фиксaции результaтов внеурочной деятельности - зaчетнaя книжкa.

Нa основaнии результaтов ВУД, отмеченных в зaчетной книжке может быть сформировaн рейтинг, кaк конкретного ученикa, тaк и клaссa в целом.

В этом учебном году нaшa школa aпробирует зaчетную книжку кaк форму фиксaции результaтов внеурочной деятельности, но уже сегодня можно скaзaть о том, что дети стaли более aктивно посещaть зaнятия внеурочной деятельности, учителя стaрaются рaзнообрaзить формы рaботы: КВН, квесты, комaндные игры, увеличилось количество экскурсий и т.п., a родители проявляют зaинтересовaнность в том, чтобы рейтинг ученикa рос.

1. Общие положения

  1. Настоящее Положение о зачетной книжке ВУД (далее - Положение) вводится с целью регламентации формы и процедуры ведения зачетной книжки как учебного документа, предназначенного для фиксации компетентностных результатов освоения программ внеурочной деятельности (далее ВУД).
  2. Зачетная книжка является внутришкольным документом и используется только во внутреннем учебно-воспитательном процессе.
  3. Зачетная книжка выдается учащимся, обучающимся по ФГОС НОО в начале учебного года (до 10 сентября текущего года), вновь принятым учащимся в течение 5 дней после зачисления.

2. Структура зачетной книжки
Зачетная книжка состоит из следующих разделов:

  • титульный лист;
  • ведомость учета курсов внеурочной деятельности;
  • результативность участия в мероприятиях;
  • сводная ведомость учета результативности освоения программы ВУД;
  • лист самооценки;
  • пожелания педагогов, родителей и учащихся

3. Инструкция по ведению зачетной книжки

  • При получении зачетной книжки учащийся оформляет записи на титульном листе: вписывает фамилию, имя, класс.
  • На странице «Ведомость учета курсов внеурочной деятельности» учащийся вписывает названия курсов внеурочной деятельности, которые планирует посещать в учебном году.
  • По окончании реализации программы внеурочной деятельности преподаватель делает отметку о посещении учащимся данного курса, отмечая дату начала посещения и дату окончания посещения курса, заверяет записи своей подписью.
  • На странице «Результативность участия в мероприятиях» фиксируется результативность участия учащегося в мероприятиях различного уровня в рамках реализации конкретной программы внеурочной деятельности. Записи выполняются преподавателем курса ВУД в течение реализации программы ВУД.

Отмечаются следующие параметры участия:

  • название мероприятия;
  • дата участия в мероприятии;
  • уровень мероприятия (групповой – при проведении мероприятия в рамках занятия группы ВУД; школьный – при проведении мероприятия школе; городской – при участии в городских программах);

степень активности:

  • в столбце «показатель» отмечается активность в данном мероприятии (зритель – тот, кто смотрит представление, участник – человек, который принял участие в мероприятии; организатор – человек, который придумал, организовал выступление);
  • в столбце «балл» выставляется отметка как «участнику» - 2 балла, «организатору»  – 4 балл•    уровень участия:
  • в столбце «показатель»  (индивидуальное участие или групповое, т.е. подготовка и представление результата было подготовлено и реализовано группой учащихся, например, совместный проект, спектакль, концертный номер и т.п.);  
  • в столбце «балл» выставляется отметка за индивидуальное участие – 2 балла, за групповое – 3 балла;

результативность:

  • в столбце «показатель» (участник – человек, который принял участие в мероприятии; дипломант – человек, награжденный дипломом; лауреат – лицо, удостоенное особой премии; призер – участник состязания, получивший приз; победитель – тот, кто одержал победу);
  • в столбце «балл» выставляется отметка: участнику – 2 балла, иным категориям – 4 балла.

На странице «Результативность участия в мероприятиях» предусмотрена графа «Итого баллов», в которой  фиксируется общее количество баллов за участие в мероприятиях.

9.    Страница «Сводная ведомость учета результативности освоения программы ВУД»  предназначена для фиксации основных результатов реализации программы ВУД, подведения итогов освоения программы.

  • в столбце «Наименование программы ВУД» вписывается название программы ВУД;
  • в столбце «Уровень освоения программы ВУД» проставляется количество баллов 2, если программа «освоена», 0 баллов, если программа  «не освоена»;
  • в столбце «Отсутствие пропусков без уважительных причин» проставляется 2 балла, если в течение срока реализации программы учащийся не допустил пропусков без уважительной причины;
  • в столбце «Активность на занятиях» преподаватель проставляет от 1до 3 баллов, в зависимости от степени активного участия учащегося в процессе реализации мероприятий программы ВУД: 1 балл – учащийся принимает участие в реализации мероприятий при организующей и направляющей роли учителя; 2 балла – учащийся проявляет интерес к творчеству, способен самостоятельно выполнить задание учителя, доказать и объяснить свою точку зрения, ученику требуется контроль со стороны учителя); 2 балла – ученик способен генерировать идеи, предлагать и организовывать мероприятия по реализации поставленных задач, проявляет независимость суждений о процессах и явлениях, способен самостоятельно организовать мероприятия в рамках конкретной задачи);
  • в столбец «Участие в мероприятиях» проставляется количество баллов с соответствующей страницы;
  • в столбец «Результаты промежуточной или итоговой аттестации» проставляется 1 балл за успешное прохождение промежуточной аттестации и 2 балла за успешное прохождение итоговой аттестации по программе;
  • в столбец «Итого баллов» проставляется суммированное количество баллов по конкретному курсу ВУД.

Полученные результаты могут быть использованы для определения рейтинговой оценки достижений учащегося в классе, школе, а также определения эффективности участия учащегося в реализации конкретной программы ВУД.

10. Страница «Лист самооценки» предназначена для осуществления оценки развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Осваивая умение оценивать собственную деятельность, ученик начинает анализировать выполняемые действия, ориентироваться в информации, видеть границы своего незнания, самостоятельно мыслить, выполнять разные учебные роли.

Ученикам предлагается определить, чему он научился на занятиях ВУД, отметив:

  • в столбце «Я научился», те операции, которые он успешно освоил;
  • в столбце «Мне нужно научиться», те сферы деятельности или тот объем знаний, который ему нужен для достижения поставленных целей;
  • в столбце «Мое настроение» ученик проставляет «солнышко» разного цвета в соответствии с собственной удовлетворенностью конкретной программой ВУД («желтое солнышко» - мне очень понравилось заниматься, было интересно и полезно; «зеленое солнышко» - я узнал много нового, но мне было сложно справляться с рядом заданий);
  • в столбце «Что было самым важным для меня» ученик отмечает наиболее важные и значимые для него достижения.

11.  На странице «Пожелания педагогов, родителей и учащихся» на лепестках ромашки педагог, родители или учащиеся могут написать свои пожелания ученику, выказать поддержку или восхищение.

Работу по заполнению странички пожеланий можно организовать на заключительном занятии.

Ведение зачетной книжки
12.    Записи в зачетной книжке производятся аккуратно, пастой синего цвета.
13.    В течение учебного года зачетные книжки ВУД хранятся у классного руководителя. Для выставления результатов участия в мероприятиях книжки выдаются непосредственно редагогам,  реализующим данную программу.
14.    В конце учебного года зачетная книжка ВУД выдается учащемуся для приобщения ее к портфолио учащегося.


Полный текст материала Положение о зачетной книжке внеурочной деятельности смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тихонович Марина Евгеньевна  Публикатор
30.05.2017 3 859 111
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 3
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
3 l@l@ • 22:42, 08.06.2017
Мы часто жалуемся на то, что нас задушили бумаготворчеством - некогда ребёнку в глаза посмотреть и выслушать его. Так нет, мы ещё сами готовы новые виды отчётности сочинять и внедрять. А по нашему примеру и другие действуют. Не пора ли остановиться? С детьми надо работать, а не портфолио и зачётки им создавать. Что-то не очень верится, что классный руководитель, озадаченный необходимостью заполнить 25-30 зачёток и проставить отметки во все столбцы, найдёт в себе силы подготовить и провести по-настоящему интересное и полезное мероприятие для детей. Опыт показывает, что все эти рейтинги и баллы разрушают отношения в коллективе и открывают дорогу формализму. Извините за резкость, но уж очень наболело. Я могу потратить выходной, пробыть допоздна в школе и даже ночь не поспать, когда готовлю классный час или занятие кружка. И делаю это ради искорки интереса в глазах детей, ради того, чтобы они почувствовали себя командой в общем деле. Но не для того, чтобы потом сутки сидеть и проставлять в разные столбцы баллы и оценки.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
2 atschool • 18:26, 08.06.2017
мало классным руководителям бумажной работы?! вы знаете, мне кажется, что легче дать 72(36+36) урока в двух сменной школе, чем выполнить все, что требуют от классного руководителя. а ведь раньше я классное руководство любила...
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Комментарии • 07:33, 08.06.2017
идея очень интересная и полезная для классных руководителей и заместителей директоров по ВР. А как относятся к этому Ваши коллеги, не говорят, что прибавилась ещё "бумажная" работа? Т.А. Кушнир, зам директора по ВР, пгт Емельяново, Красноярского края