Статья "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ"


Организация тьюторского сопровождения

«Если однажды меня не окажется

рядом с тобой, запомни:

ты храбрее, чем подозреваешь,

сильнее, чем кажешься,

и умнее, чем ты думаешь.

И еще кое-что – я всегда буду с тобой,

даже если меня не будет рядом.»

Алан Александр Милн

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для всех без исключения детей. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, независимо от тяжести имеющихся ограничений здоровья, является активно развивающейся личностью, способной овладеть необходимыми жизненными компетенциями, осваивать социальные формы поведения и доступные ему культурные практики.

Для полноценного включения ребенка с ОВЗ в образовательные организации необходимо создание специальных образовательных условий. Одним из таких условий является наличие специалиста сопровождения, который мог бы организовать образовательную среду таким образом, чтобы ребенок с ОВЗ был максимально успешен и при этом мог вписаться в коллектив образовательного учреждения. Для решения данных задач современному руководителю не обойтись без тьютора.

Тьюторство, как новая в российском образовании педагогическая деятельность, становится важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения. Тьюторство может способствовать развитию не только более индивидуализированного обучения, но и воспитания, где тьютор содействует максимальному раскрытию личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей.

Одной из важнейших задач образовательной организации является готовность принятия детей с различными способностями. Это влечет за собой не только изменения в структуре и работе образовательной организации, но изменение во взглядах педагогического коллектива, привыкших рассматривать свою работу как обучение определенных групп детей. Такой подход заключается «…в позитивном отношении к разнообразию учеников и восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможностей для обогащения процесса познания…» (ЮНЕСКО, 2007). Важным и прогрессивным шагом в развитии ценностных основ образования стало определение инклюзивного образования как обеспечение «равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (п.27 ст. 2 ФЗ 273). Для обеспечения разработки конкретных эффективных психолого-педагогических технологий выступает технология тьюторского сопровождения.

Концепция сопровождения в России как образовательная технология разработана Е.И. Казаковой, Ковалевой Т.М. (1995-2001г.г.). По мнению разработчиков метода тьюторского сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее его окружение (Шипицина Л.М., 2003). Это позволяет рассматривать тьюторское сопровождение не только в отношении ребенка, но и в отношении других субъектов образования.

Технологии тьюторского сопровождения в специальном и инклюзивном образовании не разняться между собой и применяется к ребенку с ОВЗ, имеющему недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные ЦПМПК и препятствующие получению образования без специальных условий. К специальным условиям относятся образовательные программы (АООП, АОП, ИОП), ТСО коллективного или индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента. Деятельность тьютора включает в себя: участие в разработке и реализации АОП и ИУП (ИОМ), ИОП, осуществление взаимодействия с другими участниками образовательного процесса: учителя, психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги, родители (законные представители), индивидуальное сопровождение образовательного процесса учащегося, анализ реальных достижений тьюторантов в процессе обучения, корректировку ИОП, индивидуализацию образовательного процесса. Для успешной интеграции ребенка в среду образовательной организации, имеющую инклюзивную или специальную коррекционную направленность, тьютор вправе запросить от любого участника образовательного процесса необходимую документацию и информацию, имеющую отношение к тьюторанту. Цель тьюторского сопровождения состоит в том, «… чтобы ребенок добился как можно больше при тех возможностях и способностях которыми он обладает, не смотря на имеющиеся проблемы в развитии.» (Т.М. Ковалева). Задачи тьюторского сопровождения заключаются в создании комфортных условий для тьюторанта, которые будут обеспечивать успешное включение в образовательную деятельность и формировать мотивацию к самостоятельному обучению.

В образовательной организации тьюторское сопровождение происходит в реализации нескольких этапов:

Диагностический этап: сбор данных о тьюторанте, его интересах и склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, готовность в целом к осознанному и самостоятельному обучению.

Проектировочный этап: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у тьюторантов проблем и предусматривает разработку технологий тьюторского сопровождения для самоопределения в образовательном процессе, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия ими оказываемой помощи.

Реализационный этап: оказание помощи в самоопределении тьюторантов в образовательной организации и поддержку при решении возникающих проблем и затруднений.

Аналитический этап: анализ результатов и коррекция реализации ИОП. Основными методами работы тьютора является диагностика, динамическое наблюдение за тьюторантом, контроль и координация ИОП, обязательное включение рефлексивных методик в тьюторскую деятельность, использование тьюторских технологий (проектные технологии, работа с портфолио, технологии консультирования, тренинговые технологии и др.).

Для успешной реализации тьюторской технологии руководителю образовательной организации необходимо грамотно выбрать вид тьюторского сопровождения, в которых тьютор может выполнять различные роли. Выбор сопровождения зависит от вида нарушения, которое имеет ребенок. Тьютор может выступать в качестве персонального учителя для ученика. Данный вид сопровождения необходимо применить, если основной учитель класса не является специалистом в области специальной педагогики, а тьютор, наоборот, имеет соответствующее специальное образование.

Тьютор – помощник учителя. Данная форма работы тьютора - адаптация учебного материала для тьюторантов, определение критериев оценивания и реализация совместных мероприятий относительно обучения ребенка с особенностями в развитии.

Тьютор – второй учитель в классе. Такой подход широко распространен в американских школах. В силу того, что признание ребенка не способным учиться самостоятельно считается нарушением его прав, в классе, где занимается ребенок с особенностями в развитии, работают два учителя, которые попеременно помогают учиться всем детям, но ребенку с особенностями развития – в большей степени.

В качестве примера данного подхода может послужить опыт ГКОУ СКОШИ № 73. В нашей школе используются все три вида тьюторского сопровождения. В классах, где обучение осуществляется по АООП 7.2, тьютор – второй учитель. Вместе с учителем специалист составляет рабочие программы и вместе с учителем их реализует. В таком классе тьюторское сопровождение рекомендовано ЦПМПК, как правила 6, а иногда и 10 обучающимся. При этом в классе может находиться ребенок с рекомендацией индивидуального тьюторского сопровождения. Это дети с РАС (программа 8.1 или 8.2). Тьютор помогает постепенно включиться такому ребенку в общий процесс обучения, в коллектив сверстников.

В классах, где обучение осуществляется по АООП 7.1, руководство уроком осуществляет один учитель, который является основным в классе, а другой (тьютор) проверяет домашнее задания у всех учеников, следит за ходом самостоятельной работы каждого, в том числе и за работой своего подопечного и подопечных. В то время как основной преподаватель объясняет новый материал, второй учитель (тьютор) находится рядом со своими подопечными.

Таким образом, тьютор и учитель, по сути, становятся одной командой, в которой экспертом в отношении обучения ребенка с особенностями развития может быть как учитель, так и тьютор.

Для эффективной практики тьюторского сопровождения важным условием для образовательной организации является эффективно раскрыть специфику работы тьютора, эффективно интерпретировать нормативно - правовые основы его деятельности, определить функции тьютора в командной работе. Важно отметить, что тьюторская технология близка идеям сотрудничества и имеет гуманистическую направленность.


 


 

Список использованной литературы:

1. Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы, - М., ЦППРиК «Тверской», 2010

2. Соколова В.Р. «Другие» дети» // Новая среда. – 2006. - № 9.

3. Юнина В.В. «Воспитательная среда специального (коррекционного) образовательного учреждения как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»: диссертация С-Пб, 2009

4. «Инклюзивное образование» выпуск 3 Организация деятельности координатора по инклюзии в ОУ, Дмитриева Т.П. – М.: Центр «Школьная книга», 2010

5.Ковалева Т.М. - Открытое образование и современные тьюторские практики // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10летию тьюторских конференций. 1996-2005.- Томск, 2005.

6. Комраков Е.С. Тьютор в роли проектировщика– В кн. Техники деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие/ науч. ред. С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.

6. Ковалева Т.М. Человек в процессе индивидуализации //Тьюторское сопровождение. 2012. № 1


Полный текст материала Статья "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пенкина Владлена Викторовна  Публикатор
18.06.2018 0 1150 93

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0