Статья "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ"


Организация тьюторского сопровождения

«Если однажды меня не окажется

рядом с тобой, запомни:

ты храбрее, чем подозреваешь,

сильнее, чем кажешься,

и умнее, чем ты думаешь.

И еще кое-что – я всегда буду с тобой,

даже если меня не будет рядом.»

Алан Александр Милн

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для всех без исключения детей. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, независимо от тяжести имеющихся ограничений здоровья, является активно развивающейся личностью, способной овладеть необходимыми жизненными компетенциями, осваивать социальные формы поведения и доступные ему культурные практики.

Для полноценного включения ребенка с ОВЗ в образовательные организации необходимо создание специальных образовательных условий. Одним из таких условий является наличие специалиста сопровождения, который мог бы организовать образовательную среду таким образом, чтобы ребенок с ОВЗ был максимально успешен и при этом мог вписаться в коллектив образовательного учреждения. Для решения данных задач современному руководителю не обойтись без тьютора.

Тьюторство, как новая в российском образовании педагогическая деятельность, становится важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения. Тьюторство может способствовать развитию не только более индивидуализированного обучения, но и воспитания, где тьютор содействует максимальному раскрытию личности обучаемого, формированию его мотивов и ценностей.

Одной из важнейших задач образовательной организации является готовность принятия детей с различными способностями. Это влечет за собой не только изменения в структуре и работе образовательной организации, но изменение во взглядах педагогического коллектива, привыкших рассматривать свою работу как обучение определенных групп детей. Такой подход заключается «…в позитивном отношении к разнообразию учеников и восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможностей для обогащения процесса познания…» (ЮНЕСКО, 2007). Важным и прогрессивным шагом в развитии ценностных основ образования стало определение инклюзивного образования как обеспечение «равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (п.27 ст. 2 ФЗ 273). Для обеспечения разработки конкретных эффективных психолого-педагогических технологий выступает технология тьюторского сопровождения.

Концепция сопровождения в России как образовательная технология разработана Е.И. Казаковой, Ковалевой Т.М. (1995-2001г.г.). По мнению разработчиков метода тьюторского сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее его окружение (Шипицина Л.М., 2003). Это позволяет рассматривать тьюторское сопровождение не только в отношении ребенка, но и в отношении других субъектов образования.

Технологии тьюторского сопровождения в специальном и инклюзивном образовании не разняться между собой и применяется к ребенку с ОВЗ, имеющему недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные ЦПМПК и препятствующие получению образования без специальных условий. К специальным условиям относятся образовательные программы (АООП, АОП, ИОП), ТСО коллективного или индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента. Деятельность тьютора включает в себя: участие в разработке и реализации АОП и ИУП (ИОМ), ИОП, осуществление взаимодействия с другими участниками образовательного процесса: учителя, психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги, родители (законные представители), индивидуальное сопровождение образовательного процесса учащегося, анализ реальных достижений тьюторантов в процессе обучения, корректировку ИОП, индивидуализацию образовательного процесса. Для успешной интеграции ребенка в среду образовательной организации, имеющую инклюзивную или специальную коррекционную направленность, тьютор вправе запросить от любого участника образовательного процесса необходимую документацию и информацию, имеющую отношение к тьюторанту. Цель тьюторского сопровождения состоит в том, «… чтобы ребенок добился как можно больше при тех возможностях и способностях которыми он обладает, не смотря на имеющиеся проблемы в развитии.» (Т.М. Ковалева). Задачи тьюторского сопровождения заключаются в создании комфортных условий для тьюторанта, которые будут обеспечивать успешное включение в образовательную деятельность и формировать мотивацию к самостоятельному обучению.

В образовательной организации тьюторское сопровождение происходит в реализации нескольких этапов:

Диагностический этап: сбор данных о тьюторанте, его интересах и склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, готовность в целом к осознанному и самостоятельному обучению.

Проектировочный этап: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у тьюторантов проблем и предусматривает разработку технологий тьюторского сопровождения для самоопределения в образовательном процессе, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия ими оказываемой помощи.

Реализационный этап: оказание помощи в самоопределении тьюторантов в образовательной организации и поддержку при решении возникающих проблем и затруднений.

Аналитический этап: анализ результатов и коррекция реализации ИОП. Основными методами работы тьютора является диагностика, динамическое наблюдение за тьюторантом, контроль и координация ИОП, обязательное включение рефлексивных методик в тьюторскую деятельность, использование тьюторских технологий (проектные технологии, работа с портфолио, технологии консультирования, тренинговые технологии и др.).

Для успешной реализации тьюторской технологии руководителю образовательной организации необходимо грамотно выбрать вид тьюторского сопровождения, в которых тьютор может выполнять различные роли. Выбор сопровождения зависит от вида нарушения, которое имеет ребенок. Тьютор может выступать в качестве персонального учителя для ученика. Данный вид сопровождения необходимо применить, если основной учитель класса не является специалистом в области специальной педагогики, а тьютор, наоборот, имеет соответствующее специальное образование.

Тьютор – помощник учителя. Данная форма работы тьютора - адаптация учебного материала для тьюторантов, определение критериев оценивания и реализация совместных мероприятий относительно обучения ребенка с особенностями в развитии.

Тьютор – второй учитель в классе. Такой подход широко распространен в американских школах. В силу того, что признание ребенка не способным учиться самостоятельно считается нарушением его прав, в классе, где занимается ребенок с особенностями в развитии, работают два учителя, которые попеременно помогают учиться всем детям, но ребенку с особенностями развития – в большей степени.

В качестве примера данного подхода может послужить опыт ГКОУ СКОШИ № 73. В нашей школе используются все три вида тьюторского сопровождения. В классах, где обучение осуществляется по АООП 7.2, тьютор – второй учитель. Вместе с учителем специалист составляет рабочие программы и вместе с учителем их реализует. В таком классе тьюторское сопровождение рекомендовано ЦПМПК, как правила 6, а иногда и 10 обучающимся. При этом в классе может находиться ребенок с рекомендацией индивидуального тьюторского сопровождения. Это дети с РАС (программа 8.1 или 8.2). Тьютор помогает постепенно включиться такому ребенку в общий процесс обучения, в коллектив сверстников.

В классах, где обучение осуществляется по АООП 7.1, руководство уроком осуществляет один учитель, который является основным в классе, а другой (тьютор) проверяет домашнее задания у всех учеников, следит за ходом самостоятельной работы каждого, в том числе и за работой своего подопечного и подопечных. В то время как основной преподаватель объясняет новый материал, второй учитель (тьютор) находится рядом со своими подопечными.

Таким образом, тьютор и учитель, по сути, становятся одной командой, в которой экспертом в отношении обучения ребенка с особенностями развития может быть как учитель, так и тьютор.

Для эффективной практики тьюторского сопровождения важным условием для образовательной организации является эффективно раскрыть специфику работы тьютора, эффективно интерпретировать нормативно - правовые основы его деятельности, определить функции тьютора в командной работе. Важно отметить, что тьюторская технология близка идеям сотрудничества и имеет гуманистическую направленность.


 


 

Список использованной литературы:

1. Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы, - М., ЦППРиК «Тверской», 2010

2. Соколова В.Р. «Другие» дети» // Новая среда. – 2006. - № 9.

3. Юнина В.В. «Воспитательная среда специального (коррекционного) образовательного учреждения как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»: диссертация С-Пб, 2009

4. «Инклюзивное образование» выпуск 3 Организация деятельности координатора по инклюзии в ОУ, Дмитриева Т.П. – М.: Центр «Школьная книга», 2010

5.Ковалева Т.М. - Открытое образование и современные тьюторские практики // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10летию тьюторских конференций. 1996-2005.- Томск, 2005.

6. Комраков Е.С. Тьютор в роли проектировщика– В кн. Техники деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие/ науч. ред. С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. – Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.

6. Ковалева Т.М. Человек в процессе индивидуализации //Тьюторское сопровождение. 2012. № 1


Полный текст материала Статья "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пенкина Владлена Викторовна  Публикатор
18.06.2018 0 287 21

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0