Деловая игра с педагогическим коллективом "Стандарты второго поколения"


Разработка деловой игры с педагогическим коллективом, которую можно провести на педагогическом совете или на методическом объединении. В основу заложен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Позволяет создать условия для достижения нового качества образования через модернизацию учебно-воспитательного процесса путем развития профессионального мастерства учителя, его творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность в изменяющихся условиях и применительно к различным ситуациям.

Фрагмент

1Введение
После утверждения и введения в действие федерального государственного стандарта начального общего образования произошла смена общеобразовательной парадигмы: предлагаются вариативное содержание образования и новые педагогические технологии, современные педагогические концепции и идеи. В этих условиях особенно актуальное значение приобретает развитие профессионального мастерства учителя, его творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность в изменяющихся условиях и применительно к различным ситуациям.
Решение задач, поставленных перед системой народного образования, во многом зависит от эффективности методической работы, проводимой внутри школы. На качество методической работы влияют многие факторы, такие, как использование разнообразных форм и методов, создание определенных организационно- педагогических условий, способствующих развитию творчества учителей. К таким активным методам обучения относятся деловые игры. Разработкой и применением деловых игр занимались Лихачев Б.Т.,  Выготский Л.С., Селевко Г.К., Эльконин Д.Б. Они утверждали, что деловая игра выступает как педагогическое средство и является активной формой обучения, которая отрабатывает профессиональные умения и навыки . В целом весь процесс организации игр и их проведения можно разделить на 4 основных этапа:
1. Вводная теоретическая часть в форме лекции или самостоятельного изучения необходимого теоретического материала.
2. Моделирование игры:
-определить тему и содержание (педагогическую проблему, объем теоретической информации и практических умений, подлежащих усвоению),
-сформулировать общую дидактическую цель игры, ее задачи.
После этого начинается непосредственная разработка материалов деловой игры или сценария.
Она включает разработку проекта деловой игры или сценария с описанием конкретной педагогической ситуации, в которой участникам игры предстоит имитировать свою деятельность соответственно исполняемой роли. Разрабатываются общие правила игры, а также подробные инструкции для игроков и руководителя игры.
Здесь же следует предусмотреть описание организации проведения занятий, составление заданий для участников игры, определение ожидаемых результатов.
3.Проведение игры в соответствии с разработанной моделью.
Время игры зависит от ее содержания и конкретных задач.
4.Подведение итогов игры, подробный анализ, оценка ее роли и значение.
При организации деловой игры важно помнить о необходимости реализации в ходе ее проведения принципа самовыражения.
При проведении ДИ возможно возникновение следующих трудностей:
1. Участники не вступают в игру или вступают в нее формально. В этом случае ведущему следует проиграть самому
или выбрать наиболее инициативных и подготовленных исполнителей. Можно стимулировать игровую деятельность с помощью вопросов типа: "Я думаю действовать так, но сам пока не разобрался. Что вы мне посоветуете?"
2. Игра затягивается, так как участники не могут найти правильное решение. Ведущий должен ввести дополнительные средства, помогающие участникам достичь цели.
3. Игровые действия не развиваются, поскольку участники не могут наладить взаимодействие. В таком случае следует уточнить роли, повторно сформулировать задачи.
4. Игра переходит в конфликтную ситуацию. Ведущий снимает конфликт, ликвидируя предмет спора, или вводит в игру новые данные или новые правила, которые нейтрализуют участников конфликта.
Чтобы избежать многих трудностей, чтобы участники чувствовали себя более комфортно во время проведения игры, необходимо организовать правильную теоретическую подготовку по предложенной теме, как коллективную, так и индивидуальную, т.е. участники должны быть вооружены теоретическими основами решаемой проблемы и должны владеть исследовательскими умениями и подходами в поиске ее практического разрешения. Потребность проведения деловых игр обусловлена тем, что, с одной стороны,- это наиболее активная форма повышения квалификации педагогических кадров вообще, а с другой – деловая игра ориентирована своим содержанием на предупреждение развития профессиональных затруднений учителей.
Данную игру рекомендую проводить в педагогическом коллективе на методическом объединении учителей начальных классов, так как в основу заложен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Деловая игра «Стандарты второго поколения».
Цель проекта: создание условий для достижения нового качества образования через модернизацию учебно-воспитательного процесса путем развития профессионального мастерства учителя, его творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность в изменяющихся условиях и применительно к различным ситуациям.

Задачи:
1.    Углубить знания по теме игры, обогащение практического опыта педагога.
2.    Формирование умений свободно ориентироваться в обсуждаемой проблеме.
3.    Развитие педагогического мышления.
Участники проекта:
-педагоги образовательных учреждений

2Актуальность проекта
Актуальность деловой игры, как одной из активных форм организации повышения уровня педагогической компетенции, именно в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность, совершенствоваться в профессионализме. Деловая игра  направлена на развитие профессионально значимой личности. Деловые игры выступают как форма, в которой наиболее успешно происходит осваивание содержания новой деятельности,  являются эмоциональной опорой личности, являются инструментом самовыражения, проявления самостоятельности и активности педагогов. Все это в совокупности дает толчок к повышению профессиональной компетентности педагогов, деловая игра позволяет создать условия, при которых «обучение в течение всей жизни» становится личной установкой педагогов. Такую установку можно сформировать только на базе личного интереса. И этот интерес должен вписываться в профессиональный контекст, опираясь на уже полученные профессиональные знания .
Все выше изложенные обстоятельства определяют актуальность исследования деловых игр вообще и деловых игр в процессе методической работы в частности.


Полный текст материала Деловая игра с педагогическим коллективом "Стандарты второго поколения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Супрун Ирина Владимировна  irinas88
учитель начальных классов, МБОУ лицей № 126
21.04.2014 6 12045 2323
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 6
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 grinvik • 11:33, 12.02.2015
Огромное спасибо. Очень хорошая разработка деловой игры. Второй год внедряем стандарты в основной школе. Куча проблем. И предложенная вами игра как раз снимает многие психологические барьеры у педагогов, позволяет решить "на берегу" многие спорные вопросы.
Еще раз спасибо.
avatar
5 karimnat • 18:52, 20.01.2015
Введение новых стандартов вызвало бурю эмоций у педагогической общественности. Сгладить негативное отношение, конечно, же помогут деловые игры и создание коллизий, описанных в статье. Такие игры ориентированы на предупреждение развития профессиональных затруднений учителей. Спасибо автору!
avatar
4 ПучковаСА • 16:15, 06.01.2015
Ирина Владимировна, спасибо за предоставление конспекта деловой игры с педагогическим коллективом "Стандарты второго поколения". Вы предложили необычную форму педсовета - деловую игру .Очень актуальный и интересный материал особенно с переходом ФГОС на основной уровень освоения учебных программ. Проведение деловых игр с педагогическим коллективом способствует сплочению коллектива. Спасибо.
avatar
3 Елена8316 • 22:02, 26.12.2014
Спасибо, Ирина Владимировна, актуальная форма проведения педсовета, не менее актуальна тема, особенно при переходе на ФГОС в ООО.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 valtv • 20:59, 28.11.2014
Ирина Владимировна, спасибо за предоставление конспекта деловой игры с педагогическим коллективом "Стандарты второго поколения". Иной раз очередной педсовет не хочется проводить, кажется, все уже сказано о стандартах второго поколения, А вы предложили необычную форму педсовета - деловую игру (особенно мне понравились фрагменты выбора действия педагога в критической ситуации, а также вопросы в виде тестов, которые пригодятся и к аттестации педработников).
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 GALA8065 • 11:41, 15.09.2014
Очень актуальный и интересный материал. Проведение деловых игр с педагогическим коллективом способствует быстрому и глубокому освоению и принятию новых педагогических идей. Спасибо.