Статья: "Интеграция детей с ОВЗ в пространство общеобразовательной школы"


Фрагмент

Идея адаптивной школы опирается на один из главных принципов государственной политики в области образования: общедоступность образования, адаптивность системы к уровням развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Коллектив МОУ СОШ №2 города Усть-Кута работает в режиме развития по программе: «Адаптивная школа как пространство самореализации личности, ориентированной на успех».Значительный опыт работы педагогов школы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обусловил участие педагогического коллектива в инновационном проекте «Обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья» в рамках областного мегапроекта «Развитие инновационного потенциала субъектов региональной образовательной деятельности как условие достижения нового качества образования в рамках президентской инициативы «Наша новая школа»» В статье представлен опыт работы школы по разработке и практической  реализации проекта: «Интеграция детей с ОВЗ в пространство общеобразовательной школы» как одного из модулей программы развития школы в рамках констатирующего эксперимента.

В последнее время на фоне снижения общего количества детей, растет число нездоровых психически и физически незрелых детей, которые нуждаются в специализированной помощи врачей, педагогов и психологов. Увеличивается запрос на предоставление образовательных услуг в условиях общеобразовательной школы детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Коллектив МОУ СОШ №2 города Усть-Кута работает в режиме развития по программе: «Адаптивная школа как пространство самореализации личности, ориентированной на успех». Идея адаптивной школы опирается на один из главных принципов государственной политики в области образования: общедоступность образования, адаптивность системы к уровням развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

Школа старается максимально адаптироваться к обучающимся с их индивидуальными способностями и потребностями, в отличие от традиционной школы, стремившейся приспособить ребенка к своим требованиям. Развитие адаптивной образовательной среды ориентировано на дифференцированное включение ребенка в систему школьного образования в зависимости от его особенностей, состояния здоровья и обеспечивает адаптацию к интеллектуальным и физическим нагрузкам, социальное и профессиональное определение школьника.

Ежегодно в период адаптации первоклассников  выявляются дети, имеющие проблемы в развитии через изучение медицинских карт обучающихся, бесед с родителями, организованного наблюдения, логопедического обследования. Педагогом-психологом определяется группа «риска» детей.  Она отслеживается по двум диагностическим методикам:

  1. Диагностико-прогностический скрининг (Е. Екжанова).
  2. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе Л.М.Ковалёвой.

Обе методики позволяют оценить с достаточно высокой степенью надёжности у детей уровень развития зрительно-двигательных навыков, фонематического слуха, внимания, сформированности навыков самоконтроля, планирования и организации к произвольной деятельности.

Анализ полученных в ходе обследования результатов показывает, что выделяются три группы детей из общего числа.

1-я группа – коэффициент дезадаптации (далее по тексту КД) от 0% до 14%,
в эту группу входят хорошо адаптированные дети.
2-я группа – КД от 15% до 30%, свидетельствуют о средней степени
дезадаптации.
3-я группа – КД выше 30%, это «группа риска», в ней мы выделяем две подгруппы:

  • Подгруппа А, где КД 31%-40% - это серьёзная степень дезадаптации.
  • Подгруппа Б, где КД 41% и выше, это дети, как правило, нуждающиеся в консультации психоневролога.
  • Третью группу (подгруппа А, подгруппа Б) мы называем «группа риска». У таких детей в начале учебного года наблюдаются множественные нарушения в различных сочетаниях. Без целенаправленной работы с данными детьми учителя, психолога, социального педагога в контакте с родителями, иногда ещё логопеда и психиатра, практически невозможно надеяться на успешную адаптацию.

Поэтому обучающиеся определённой нами группы «риска» проходят через процедуры психолого-медико-педагогического консилиума (школьный уровень), консультации детского врача психиатра (городской уровень), и психолого-медико-педагогической комиссии (областной уровень, далее ПМПК).

По итогам ПМПК родителям обучающихся предлагается лечение психофизических отклонений; при согласии родителей (лиц, их заменяющих) обучение на дому, дублирование программы, обучение ребенка в классах СКК VII вида и  VIII вида.
При серьёзных физических и психических отклонениях в здоровье родителям детей с проблемами в развитии предлагается оформить инвалидность.

Ежегодно в школе проводится экспертиза и подготовка пакета документов на обучающихся начальной школы, проходящих ПМПК.  По итогам ПМПК родителям обучающихся предлагается лечение психофизических нарушений, обучение в специальных – коррекционных классах VII и  VIII вида, обучение на дому, дублирование программы. При серьезных физических и психических отклонениях здоровья, родителям рекомендуется оформление инвалидности этим детям. С детьми, имеющими проблемы в развитии, в школе работают, 2  педагога – психолога, логопед, социальный педагог, педагог – дефектолог.


Полный текст материала Статья: "Интеграция детей с ОВЗ в пространство общеобразовательной школы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Винокурова Марина Валерьевна  mashavin
02.11.2014 1 3628 533
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 физика0553 • 02:33, 02.03.2015
Интеграция детей с ОВЗ ( 7 или 8 вид обучения) в школьный процесс требует наличия в школе педагога - психолога. Такой специалист есть только в крупных школах. Небольшие города, поселки не имеют возможности привлекать такого специалиста, значит, обходятся своими средствами. Я очень сомневаюсь, что эти средства адекватны степени заболевания.