Анализ работы методического объединения учителей физической культуры и ОБЖ


Кучковский Руслан Владимирович


учитель физической культуры


МОУ «Харпская СОШ»

















Анализ работы методического объединения

учителей физической культуры и ОБЖ

за 2007-2008 учебный год.


Тема, над которой в этом учебном году работало наше методическое объединение: Внедрение новых эффективных педтехнологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода.

Для реализации данной темы была сформулирована цель: Создание комфортных условий обучения и гармоничного взаимодействия учителя и ученика. Также были поставлены задачи:

1. Сформировать систему диагностики интересов, творческих возможностей и развития личности школьника и учителя.

2. Выработать критерии результативности работы педагогов в интерактивной форме и системы мониторинга такой работы.

3. Разработать методику подготовки к городским предметным олимпиадам.

4. Уделить внимание работе с одаренными детьми.

5. Выработать методику КИМов по физической культуре и ОБЖ



Для реализации поставленных задач, на сентябрьском заседании методического объединения было разработано тематическое планирование работы МО на учебный год. Также был предложен на рассмотрение и утверждение план внеклассной физкультурно-массовой работы. Учителями физической культуры было разработано календарно-тематическое планирование уроков физической культуры с учетом лыжной подготовки на второе полугодие 2007-2008 учебного года.

Сентябрь месяц был посвящен формированию групп спортивных секций, а также корригирующей гимнастике. В сентябре под руководством учителей: Бережного В.П. и Бережной М.А., удалось провести общешкольный туристический слет, с участием всех классов школы во главе с классными руководителями. Слету предшествовала большая организационная работа, что способствовало его успешному проведению.

В этот же отрезок времени было продолжено формирование спортивных секций и групп корригирующей гимнастики.

Было создано три группы по баскетболу общей численностью - 47 человек. Ответственным за набор и учебный процесс в этих группах является учитель физической культуры Абатуров С.В.. Учителем Кучковским Р.В. были создана одна группа футбола с общим охватом - 15 человек. В итоге общая численность созданных спортивных групп составила - 62 учащихся.

В сентябре месяце на основе медицинских показаний и под руководством Макаровой М.Н. были созданы 11 групп корригирующей гимнастики для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Общая численность этих групп составила 152 человека. Таким образом, методическое объединение полностью выполнило те задачи, которые ставили перед собой на данный период времени.

Конец октября месяца силами учителей физической культуры проводился мониторинг физической подготовленности учащихся.

Общее количество учащихся на начало учебного года составило 433 человек. В исследовании физической подготовленности приняло участие 416 учеников, что составило 96% от общего количества учащихся. Результаты исследования показали: физическую подготовленность на оценку «супер» сдало 8 человек, что составило-1,9% от общего количества принявших участие. Оценку «отлично» получили-127 человек, что составляет-30,5%, «хорошо» получили-241 ученик, что составляет-57,9% и оценку «удовлетворительно» получили-40 человек, что соответственно составляет-9,7%. Средний уровень физической подготовленности по всей школе составил-0,09, что соответствует оценке «хорошо». Эти результаты наглядно говорят о том, что учителя физической культуры выбрали правильную методику для улучшения физической подготовленности учащихся.

Во второй четверти упор был сделан в основном на методическую работу, хотя и внеклассная работа не оставалась без внимания членов методического объединения.

Макарова Марина Николаевна познакомила с отчетом по теме самообразования: «Методические подходы формирования осанки школьников в период полового созревания». Автор показал, что в успешности формирования и сохранности правильной осанки большое значение имеет регулярность в выполнении упражнений. На помощь здесь приходят специальные домаш­ние задания, которые не только обеспечивают регулярность занятий, но и позволяют диффе­ренцировать их содержание в соответствии с индивидуальными возрастными особенностя­ми школьников. Чтобы занимающиеся правиль­но выполняли заданные им упражнения дома, надо на уроках физической культуры обучать школьников правильному выполнению упраж­нений и выбору оптимальной их дозировки, а также правилам контроля за формой осанки и величиной нагрузки.

В ходе подготовки этой работы был использован и систематизирован большой объем методической литературы.

Работа имеет практическую пользу, так как адресована учителям физической культуры и может с успехом применяться в их деятельности.

Что касается внеклассной работы, то секционные группы работали согласно утвержденному в первой четверти расписанию. В месте с тем началась работа по подготовке положения девятой спартакиады среди учащихся школы. Было решено провести спартакиаду по семи видам спорта, начиная с ноября месяца 2007 года и торжественно подвести итоги 21 февраля на спортивном празднике. В программу спартакиады были включены следующие виды спорта: мини-футбол, волейбол, настольный теннис, баскетбол, стрельба из пневматической винтовки и скоростно-силовое многоборье с элементами легкой атлетики и «веселые старты» на воде. Ответственность за проведение всей спартакиады возлагалась на учителей физической культуры. Было также решено, что итоги спартакиады будут проводиться по трем возрастным группам: 1 группа – 5-6 классы, 2 группа – 7-8 классы и 3 группа – 9-11 классы.

С 19 ноября спартакиада открылась первым видом по мини-футболу. Соревнования проводились ежедневно за исключением субботы и воскресенья. Турнир закончился 2 декабря, в нем приняло участие 19 классов - 76 человек. Большую помощь в проведении оказали члены сборных команд школы, которые взяли на себя все обязанности по судейству в младшей и средней возрастных группах. С 3 декабря по 28 декабря был проведен волейбол, в котором приняло участие 20 классов - 120 учеников.

С 11 декабря по 14 декабря проходила стрельба из ПВ. Участвовало 21 команда - 63 ученика.

На основании положения о проведении районной олимпиады по физической культуре, было разработано положение о проведении олимпиады в рамках МОУ «Харпская СОШ» 10 октября 2007 года состоялась олимпиада по физической культуре среди учащихся 9-11 классов. Была организована и проведена сдача тестов на знание теоретической части и практических умений. В олимпиаде приняло участие 26 учеников. Из принявших участие были отобраны ученики, показавшие наилучшие результаты, с целью подготовки к районной олимпиаде по физической культуре.

В районной олимпиаде проходившей на базе МОУ «Харпская СОШ» учениками нашей школы было занято пять призовых мест, из них три первых место, два вторых. Жумагулов Асхат ученик -11а класса занял – I место, Граубергер Максим 9в – I место, Минка Кристина 10б – I место, Сметанина Катя 11б – II место, Бушмакина Ольга 9б – II место.

Выступление учеников нашей школы в районной олимпиаде можно признать успешным.

В конце четверти на методическом объединении был проведен обзор методической литературы. В этом обзоре были использованы материалы журнала «Физическая культура в школе» и газеты «Спорт в школе». Все эти составляющие позволили провести данное мероприятие с большой пользой.

В третьей четверти свое продолжение получила спартакиада школы. Были проведены оставшиеся виды: баскетбол, в котором приняло участие 20 классов -100 учеников, легкоатлетическом троеборье 18 классов - 54 ученика в настольном теннисе приняло участие 19 классов – 57 детей. В веселых стартах на воде приняло участие -150 учеников. Всего в спартакиаде было задействовано 557 учащихся нашей школы, но необходимо учитывать, что некоторые дети принимали участие в нескольких видах. Торжественное закрытие девятой спартакиады состоялось 21 февраля, где проводилось награждение победителей и призеров а также проводились веселые старты между учениками 11а,в и 11б кадетским классом.

Воспитанниками нашей школы на районных соревнованиях в зачет спартакиады учащихся были заняты следующие места:

Баскетбол - первое место юношами и второе место командой девочек - тренер Абатуров С.В.. Волейбол – второе место заняла команда юношей и девушек – тренер Макарова М.Н.. Футбол – третье место юноши – тренер Кучковский Р.В..

Лыжные гонки – командное третье место – тренер Рогожникова И.В..

Пулевая стрельба - командное третье место - тренер Бережной В.П.

Бережным В.П. были обнародованы результаты работы, которую он выбрал в качестве темы самообразования.

Тема носит название: «Методика подготовки допризывной молодежи (школьников) к службе в армии».

Автор сообщил, что при организации учебно-тренировочной работы с допризывниками и призывниками он использует тренировочные нагрузки по развитию силы, быстроты и выносливости на каждом уроке по принципу так называемой комплексной тренировки. Каждый учащийся, имеет свои отличия от других сверстников показатели силы, быстроты и выносливости, обладает присущей только ему величиной рассогласования между личным достижением и единым для всех нормативом армии.

Поэтому в работе со школьниками оптимальным будет строго индивидуальный подход в определении меры тренировочных нагрузок с учетом личных достижений каждого из них по принципу «личных рекордов». Суть этого принципа заключается в том, что в работе со старшеклассниками, имеющими различные исходные показатели физической подготовки, необходимо рассчитывать на каждом промежуточном этапе обучения индивидуальную меру прироста нагрузок и планируемых результатов, достаточных для успешного выполнения армейских нормативов со времени окончания школы. Также применение ступенчатого метода- это увеличение тренировочных нагрузок, в соответствии с которыми на протяжении определенного периода времени объем и интенсивность тренировочной нагрузки на уроках и занятиях по самоподготовке сохраняются неизменными, а затем незначительно увеличиваются в соответствии с установленными нормами для каждого учащегося промежуточными плановыми заданиями.

Управляя процессом подготовки старшеклассников, предполагает необходимость постоянного определения темпов роста мышечной работоспособности, определяемых по результатам тестовых и нормативных испытаний. Таким образом, двигательная деятельность старшеклассников за счет систематического использования средств и методов развития силы, быстроты и выносливости при регулярном педагогическом контроле позволяет всем практически здоровым школьникам- призывникам успешно выполнять к моменту окончания средней школы нормативные требования армии, установленные для солдат первого года службы.

Работа, проведенная Владимиром Павловичем, вызвала интерес у педагогов.

Абатуров Сергей Владимирович познакомил с отчетом по теме самообразования

«Методические основы изучения баскетбола в 5 – 7 классах».

С этой целью изучил соответствующую литературу Адемчишин А. А., Мухин В. Н.,

Мозола Р. С. «Спортивные и подвижные игры в воспитании детей и подростков», Воробьев Н. П. « Спортивные игры», Гомельский А.Я. «Баскетбол. Секреты мастерства», Зельдович Т., Кераминас С..

Анализируя школьную программу по разделу «Спортивные игры», я отметил, что для 5—7 классов включены элементы четырех наиболее популярных спортивных игр: баскетбол, волейбол, футбол и гандбол. Я считаю, что для лучшего освоения материала необходимо выбирать не более двух видов. Выбор их обуславливается наличием соответствующей учеб­но-спортивной базы, подготовленностью учителя и традициями школы.

Я пришел к выводу, что наибольший удельный вес на уроке должны занимать упраж­нения, направленные на формирование навыков в технике и такти­ке игры. Закрепление осуществляется в упражнениях, в которых техника выполнения приема сочетается с быстротой и точностью действия в зависимости от конкретной ситуации. Такая обстановка приближает условие выполнения приема к игровым, повышает эффект обучения, дает возможность варьировать связки изучае­мых действий в элементарных тактических заданий. Для учебных игр отводится 25—30% времени урока.

Обучение баскетболу требует соблюдения некоторых методи­ческих требований. Главное из них — это максимальное облегче­ние условий выполнения, когда ученики знакомятся с новым для них приемами. Как только движение освоено, вводятся дополнитель­ные упражнения, но уже усложненные (препятствия, противодей­ствия и т. д.). Вновь освоенные приемы соединяются в связки с ранее изученными. На сегодняшний день в своей работе я подобрал подводящие упражнения для изучения ловли- передачи мяча и ведения мяча для учащихся 5 – 7 классов. Для лучшей наглядности и понимания сути упражнений мной были сделаны рисунки. Этот материал может служить подспорьем в работе для молодых учителей. Работа имеет практическую пользу, так как адресована учителям физической культуры и может с успехом применяться в их деятельности.

3 марта на школьном методическом объединении учителей физической культуры и ОБЖ был представлен на утверждение экзаменационный материал за курс средней и основной школы по физической культуре и ОБЖ. Количество экзаменационных билетов по физической культуре составляет 25 штук по три вопроса. Билеты взяты из журнала «Вестник образования» №5 за март 2007 года для 9 классов и «Вестник образования» №9 за май 2006 года для 11 классов. Объем экзаменационного материала, позволит выявить уровень теоретических знаний по всему курсу физической культуры. В практической части было решено оставить шесть видов испытаний. Но при этом экзаменующиеся сдают только три, выбирая их путем вытягивания жребия.

В третье четверти члены методического объединения сработали хорошо с отдачей и результативностью.

В четвертой четверти на базе нашей школы под руководством Бережного В.П. был проведен окружной туристический слет, где сборная нашей школы выступила достойно и заняла четвертое место. Итоги соревнования проводились в разных номинациях. Это и ориентирование, и конкурс песни, и конкурс на лучший обед. В программу входило также восхождение на гору Ра-Из.

Одной из задач, которые ставило перед собой методическое объединение на четвертую четверть, был мониторинг умений и навыков по физической культуре. Им были охвачены все классы школы. Мониторинг был построен на основе положения о «Президентских состязаниях». Согласно, этого положения учащийся сдает шесть нормативов и может получить следующие оценки: «супер», «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «не удовлетворительно» и «опасная зона». Сдача нормативов осуществлялась на уроках физической культуры и заняла период с четырнадцатого апреля по первое мая.

В мониторинге принимало участие 412 ученика, что составляет 95,% от общего количества учащихся. Одержали оценку «супер»-10 человек, «отлично»-137, «хорошо»-228, «удовлетворительно»-35 человек и «опасная зона»-2 человека. Средний уровень физической подготовленности по школе составил-0,11, что соответствует оценке «хорошо».




Кучковским Р.В. была подготовлена разработка на тему «Методика обучения элементам футбола учащихся 5-7 классов».

Разнообразие содержания игровой деятельности в футболе требу­ет комплексного

развития основных физических качеств и функцио­нального совершенствования всех систем организма занимающегося. А это возможно лишь в процессе разносторонней физической подго­товки, когда, наряду с развитием основных физических качеств, уделя­ется внимание и развитию специальных качеств.

Развитие у начинающих футболистов физических качеств и овла­дение разнообразными двигательными навыками оказывают непо­средственное влияние на все стороны их подготовки, но более всего способствует повышению уровня технической и тактической подго­товленности. Физически подготовленные будущие спортсмены, как правило, обладают и более устойчивой психикой и способностью к преодолению психических напряжений. У них наблюдается большая уверенность в своих силах, настойчивость в действиях. Высокие функциональные возможности позволяют им легче справляться с утомлением, сохранять эффективность деятельности аффектных сис­тем и на этой основе добиваться превосходства в тактической деятель­ности. Физическая подготовка разделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка --- обеспечивает полноценное физи­ческое развитие и всестороннюю физическую подготовленность начи­нающих футболистов. Она представляет собой процесс, направлен­ный на развитие основных физических качеств и совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков. Цель общей физической подготовки — создание у занимающихся двигательной подготовленности, фундамента специальной подготов­ки.

Специальная физическая подготовка — это процесс целена­правленного развития физических ткачеств и функциональных воз­можностей занимающихся, осуществляемый в соответствии со специ­фикой футбола и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов. Ее основная цель — мак­симальное развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости во взаимосвязи и единстве.

В ходе подготовки этой работы был использован и систематизирован большой объем методической литературы.

На заседании объединения Макаровой Мариной Николаевной был проделан отчет о работе групп корригирующей гимнастики.

Актуальность вопросов, посвященных лечению и профилактике нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия у детей, не теряет своей остроты до настоящего времени, так как частота этих патологических состояний неуклонно возрастает.

Показанием к применению комплексов лечебной гимнастики являются нарушения осанки, сколиозы I-II степени, плоскостопие у детей и подростков от 7 до 18 лет.

Методика формирования осанки направлена на всесторонне гармоническое развитие и улучшение здоровья учащихся. Корригирующая гимнастика – одно из основных средств консервативного лечения. Наряду с укреплением мышц и тренировкой их силовой выносливости, стабилизацией и коррекцией деформаций в ходе занятий корригирующей гимнастикой достигаются: формирование стереотипа правильной осанки; выработка мышечного равновесия для выравнивания нарушенного взаимоположения частей тела; выработка стереотипа правильного дыхания.

Корригирующая гимнастика содействует решению следующих задач: 1. Формирование потребности физического самосовершенствования.

2. Умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях повышения работоспособности и укрепления здоровья, а значит, и подготовки к здоровому образу жизни.

3. Развитие двигательных способностей.

4. Коррекция осанки, укрепление мышечного корсета.

5. Увеличение силовой выносливости мышц нижних конечностей.

6. Коррекция деформации стоп.

7. Приобретение знаний в области физкультуры и здорового образа жизни.

8. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

Работа групп корригирующей гимнастики основывалась на программе «Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки» под редакцией кандидата педагогических наук Г.А. Халемского, рекомендованной Управлением специального образования Российской Федерации 2004 г. и на методических рекомендациях Санкт-Петербургского педиатрического медицинского института «Профилактика и лечение плоскостопия у детей».

Средства лечебной физической культуры, используемые на занятиях по корригирующей гимнастике: беседы; общеразвивающие, гимнастические, специальные корригирующие упражнения; подвижные игры; элементы спортивных игр; приемы самомассажа; домашние задания.

Основные принципы, при использовании физических упражнений: дифференцированность подхода к использованию средств физической культуры в зависимости от характера функциональных нарушений в организме, пола, физической подготовленности; постепенность и индивидуализация.

Дозировка нагрузки в занятии по корригирующей гимнастике, в зависимости от особенностей деформации позвоночника и стопы, физической подготовленности и развития мускулатуры больного, изменяется темпом, амплитудой, количеством упражнений, включением дыхательных упражнений, изменением исходных положений, применений упражнений на расслабление или, напротив, энергоемких и силовых упражнений с использованием отягощающих предметов (от 0,5кг до 2кг). В процессе занятий физическими упражнениями учитывались особенности каждого возраста. При работе с младшими школьниками – их недостаточный двигательный опыт, поэтому возрастает роль принципа наглядности. В V-IX классах происходит процесс полового созревания школьников. Эндокринные влияния в этот период могут несколько ухудшить состояние здоровья. В старшем возрасте у учащихся ярко выражена способность к отвлеченному мышлению, поэтому они в состоянии целесообразно пользоваться приобретенными ранее знаниями и двигательным опытом в различных условиях.

Занятия проводились 2 раза в неделю (68 часов в год) по 40 минут в группах(11-16человек).

В процессе занятий используются следующие методы: общепедагогические (словесные и наглядные), специфические (методы строго регламентированного упражнения, игровой).

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой и поточной форм работы занимающихся.

Процесс занятий предусматривает следующие виды контроля:

  • Вводный, который проводится перед началом работы;

  • Итоговый, проводимый после завершения всей программы.

Для контроля эффективности физических упражнений и методики формирования навыка правильной осанки использовалось тестирование, включающее ряд упражнений, которые определяют уровень и отслеживают динамику двигательной активности суставов. Тесты проводились в сентябре и мае. Для определения гибкости поясничного отдела позвоночного столба использовался тест «Дотягивание до предмета в положении сидя». Для оценки пассивной гибкости позвоночника – «Растягивание позвоночника назад». Для определения силы мышц брюшного пресса, обеспечивающих устойчивость туловища – «Частичное сгибание вверх».

В ходе тестирования были выявлены следующие результаты:



хорошо

удовлетворительно

плохо

Сентябрь

25 %

64 %

11%

Май

66%

27%

7 %


В результате реализации программы у всех учащихся, посещающих занятия, достигается косметический эффект – улучшение осанки, формируется мышечный корсет с увеличением мышечной массы и силовой выносливости.

На итоговом заседании был заслушан анализ работы методического объединения. Работу методического объединения за 2007-2008 учебный год, решено признать с оценкой «хорошо».


Полный текст материала Анализ работы методического объединения учителей физической культуры и ОБЖ смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кучковский Руслан Владимирович  самурай5698
25.01.2013 0 8191 1264

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК