Методический доклад "Урок — основная форма учебной и воспитательной работы"


План доклада

I. Пояснительная записка

  1. Значение темы для современной методики преподавания специального инструмента (Баяна)
  2. Экскурс в историю

II. Урок – основная форма учебной и воспитательной работы

  1. Задачи и цели урока
  2. О творческом состоянии педагога
  3. Особенности преподавания в детской музыкальной школе
  4. Трудности индивидуальной работы с учащимся
  5. Работа над учебным материалом
  6. Планирование урока
  7. Вопросы построения урока
  8. Плановость и импровизационность в проведении урока. О конечных целях урока

III. Заключение

I. Пояснительная записка

Содержание доклада направленно на создание условий для развития личности ребенка, его стремления к познанию и творчеству, приобщает учащегося к общечеловеческим ценностям, помогает воспитывать в ребенке культуру поведения, умение ценить красоту, создает условия творческой самореализации. Перед учащимся открывается новый мир звуковых красок, помогающий развитию музыкальных способностей, стимулирующий интерес к инструментальной музыке.

Эта тема особенно актуальна в наши дни. Уровень исполнительства резко возрос, выпускники ВУЗов и училищ значительно информированы, обладают солидной базой знаний. Но многие довольно слабо владеют методикой ведения занятий, оптимальной передачей знаний ученику, эффективными способами построения уроков.

Среди форм организации учебной и воспитательной работы самой действенной является УРОК. Урок – это категория историческая. Эта форма работы берет начало от ЯЧА АМОСА КАМЕНСКОГО. 300 лет тому назад он открыл совершенно новую форму учебной работы: Классно – урочную систему. До нее в классе сидели люди разного возраста и разного уровня подготовки. Главное содержание работы в школе была «зубрилка» священного писания, причем каждый ученик имел определенное задание. Здесь учитель выполнял контролирующую функцию и не сообщал ничего нового. В схолостической школе не существовало никаких нормативов времени и преподаватель мог держать учащихся сколько хотел. Ни о какой сознательности обучения и наглядности не было речи. Обосновывая классно – урочную систему, КАМЕНСКИЙ как раз и настаивал на необходимости руководящей роли учителя. КАМЕНСКИЙ пришел к выводу, что лучше всего построить работу так, чтобы один учитель обучал учеников, подобранных по возрасту и по уровню знаний. Эта идея произвела революцию в образовании.

В 20-е годы в Советском союзе пытались разрушить классно – урочную систему. В это время в советской педагогике ощущалось влияние запада, особенно американской педагогике,  которая выдвинула «Дальтон-план», по имени города, где он родился. Его идея состояла в том, что каждый учащийся должен добывать знания сам. Но это трудный процесс и учитель должен в этом помочь. Недостатки «Дальтон – плана» - отсутствие руководящей роди учителя. В 1932 году было издано Постановление ЦК партии, где было сказано, что основной формой организации учебной работы должен являться урок со строгим расписанием занятий. В обучении и воспитании возросла роль педагога по специальности.

II. Урок – основная форма учебной и воспитательной работы

Основа работы в детской школе искусств (ДШИ) – индивидуальное обучение в классе. Задача педагога не только научить играть на музыкальном инструменте, но и развить художественное мышление, научить понимать музыку, наслаждаться ею. Обучение неразрывно связанно с воспитанием, которое начинается, когда учащийся открывает дверь в класс своего педагога. Внешний вид педагога, манера обращения – все это оказывает большое влияние на поведение учащегося.

Какие требования предъявляются к уроку?  Урок должен иметь ясную цель, которую намечает учитель в соответствии с содержанием той темы, которую он проходит. Какова цель урока педагога – музыканта? Усвоение учащимися суммы знаний, умений и навыков, организация его музыкального мышления, совершенствование его чувств.

Для выполнения поставленных задач и целей, на уроке, должна быть творческая обстановка, складывающаяся из 2-х компонентов: музыкальной одаренности учителя и его педагогических способностей. С другой стороны, если преподаватель является творчески одаренной личностью, с музыкальной точки зрения, но не имеет определенных педагогических способностей, то урок никогда не будет творческим.

Одно из качеств педагогического мастерства – артистизм. Макаренко, по этому поводу, говорил следующее : « Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить 15-20-ю оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса». Мало увлеченности, активности, выключенности от своих забот.

Ряд особенностей преподавания в ДШИ вытекает из громадной разницы между 6-8 летними, поступающим в школу ребенком и 14-16 летним, оканчивающим школу подростком. Каждый год приносит с собой нечто новое и в развитии характера учащегося, и в развитии его интеллекта, эмоциональной сферы и в физическом развитии организма. В процессе обучения существует 2 личности и художественные индивидуальности : педагог и ученик. От того, как сложатся их взаимоотношения, зависит, во многом, успех их совместного труда.

Тот факт, что занятию музыкой – дело чрезвычайно серьезное, сложное, но, одновременно и очень интересное и престижное, ученик должен понять как можно раньше.

Важное значение имеет первая встреча с учеником. Главная ее цель – создание доверительной обстановки на уроке, способствующей эмоциональной раскрепощенности ученика, его творческому самовыражению. Целесообразно начинать первый урок беседой с учеником в форме интервью. Такого рода беседа – форма выражения для ученика. Получив возможность проявить свою творческую инициативу ученик становиться заинтересованным в продолжении учебы.

В начальный период обучения 6-7-и летних детей наиболее привлекательными выглядят методы работы, использующие элементы детской игры. Возможность соревнования нескольких учеников в решении одной и той же задачи всегда оживляет урок, повышает рабочий тонус учеников (читка нот, скорость).

Фантазия и воображение учеников всегда сможет подсказать педагогу игру. Известная истина гласит – педагог, обучая своих учеников, сам постоянно учиться у них. С помощью игры можно проверять и обучать одновременно. Педагог, к примеру, играет вальс, польку, марш, песню ,объясняя характерные черты каждого из жанров. Ученики, соревнуясь, определяют жанр. Игра, благодаря своей эмоциональной привлекательности, для ученика, вызывает высшую форму сосредоточенности – непроизвольное внимание

Правильны по отношению к детскому возрасту будут следующие положения:

  • речь должна состоять из коротких, грамматически простых фраз, темп речи должен учитывать медленность восприятия и мышления ребенка.
  • Ребенок имеет право на повторность объяснения, а подросток обязан запомнить указания с первого раза.
  • интенсивность проведения урока должна повышаться от младших классов к старшим.
  • домашние задания детям младшего возраста должны быть точно назначаемы, подросткам можно представлять известную инициативу, относительную самостоятельность в планировании своей работы.  Малыши занимаются по принципу от простого к сложному : играют в замедленном темпе, каждой рукой отдельно, играют небольшие эпизоды с последующим их объединением и др. Старшим усложняют исполнительскую задачу : увеличение числа повторов трудных упражнений, эпизодов, пассажей, искусственное усложнение условий, более подвижный темп, относительно требуемого, повышенная активность игрового аппарата, усложнение фактуры. Цель этих приемов – создание технического запаса, развитие выносливости, волевых качеств, стабильности, уверенности и активности исполнения, совершенствование технических навыков.

Индивидуальный подход к каждому ученику – фундаментальный принцип музыкальной педагогики. Только в процессе творческой педагогической работы, благодаря постоянному наблюдению, изучению ученика, педагог находит оптимальные, в каждом случае, методы его обучения и воспитания. Универсальных приемов нет. Любой прием может нанести вред, если он не учитывает психофизиологические особенности личности ученика. Ущерб может нанести способ его применения. Несовместимы, например, скованность и частое использование плотного туше; заторможенность мышления, замедленная двигательная реакция и форсирование темпов; требование выразительной игры и отсутствие или недостаточная развитость соответствующих технических навыков.

Работа педагога над учебным материалом начинается с редактирования, анализа и проигрывания его, затем нахождение опечаток, исправление ремарок, уточнение значения артикуляции, уточнение аппликатуры. Личное исполнительство является слабой стороной многих педагогов. Он не может исполнить пьесу, особенно с продвинутыми учениками. Это заставляет не давать не знакомую пьесу, повторяя привычный репертуар. Если пьеса не знакомая педагог не ощущает трудностей, что встанут перед учеником, не сможет вывести ученика из затруднений, когда тот при игре забывает тот или иной оборот. Тем, кто отставал в своем исполнительстве необходимо выучить ученический репертуар и лишь затем приступать к работе над произведением. Педагог с учеником делают предварительный анализ трудных мест, планируют пути их преодоления. Полезно поиграть подобные упражнения еще до начала освоения пьесы, это сократит время работы над ней, улучшит качество исполнения. Нередко, успех достигается изменением, например, положения руки, небольшим смещением корпуса, изменением в технической группировке, акцентированием. Затем можно перейти к работе над художественно – содержательной стороной произведения.

Планировние основных методов очередного занятия естественно сочетается с резюмированием предыдущего урока. Творческое обдумывание урока приводит к тому, что психика педагога продолжает и дальше работать, в результате чего и на самом уроке, неожиданно, появляется ряд новых интересных мыслей. Важно восстановить в памяти все положительное, что ученик сделал по собственной инициативе. Это начало творческой личности ученика.

Если же урок не спланирован, педагог, не имея времени, ведет работу над наиболее привычными задачами, применяет привычные методы работы – трафарет.

Но трудно планировать работу с 10-ю учениками сразу. Как поступить? Детально обдумывать с некоторой частью учащихся. Это наиболее одаренные, в первую очередь; но нельзя не творчески подходить к урокам со слабыми учениками. Это развивает педагогическую технику учителя.

Какие требования предъявляются к уроку? Урок должен иметь ясную цель, которую намечает учитель в соответствии с содержанием той темы, которую он проходит. Какова цель урока педагога – музыканта? Цель урока для музыканта – усвоение учащимися суммы знаний, умений и навыков, организации его музыкального мышления, совершенствование его чувств. Это требует от педагога превосходное знание предмета, того произведения, которое изучается, требует знания индивидуальности учащегося и умение его научить его работать самостоятельно.

Мысленно обозревая итоги урока, надо задать себе следующий вопрос:

  • Дал ли урок новый, свежий импульс к самостоятельной работе, повысил его увлечение музыкой, повысил волю к преодолению трудностей, вкус к детальной, тщательной отделки всех мелочей пьесы?
  • Чем урок вооружил ученика в смысле знания общих принципов исполнения?
  • Какие были допущены психологические ошибки : раздражительность, скука, трафаретность слов, антипатия к ученику, работе. А что было творческого, нового, хорошего?
  • Чем обогатился методический опыт педагога?
  • Что не успел из-за недостатка времени сделать, а что было лишним?

 Урок планируется по 2-м линиям :

  • По линии расширения знаний
  • По линии помощи в работе над репертуаром

Чаще вторая заслоняет первую, педагог больше работает над пьесами, забывая о многосторонности педагогического процесса. Ученик должен думать не только о пьесе, а уметь расширять репертуар читкой с листа, эскизно проходить часть репертуара, играть в ансамбле, по слуху, транспонировать. Основные контуры урока должны бать заранее ясны:

  • Заранее обдумывается на какие стороны развития учащегося, в первую очередь, обратить внимание, какой вспомогательный материал необходим (упражнения, этюды), какие пьесы выслушать полностью, какие частично.
  • Обдумать и свое общее отношение на предстоящем уроке: общий уровень требовательности, степень открытости или наоборот, но  ,главное, отношение к ученику в любом случае должно быть симпатизирующим.
  • Внесение новизны в ход ведения урока
  • Планировать урок так, чтобы он был интересен и ученику, и преподавателю. Заинтересованность в предстоящей работе – предпосылка возникновения творческого состояния на самом уроке.

С чего целесообразнее начинать урок – с упражнений, этюдов или художественного репертуара? Наиболее разумно было бы не придерживаться раз и навсегда установленного порядка, чтобы приучить учащегося быстро применяться к обстоятельству.

Важно, чтобы ученик понял, что надо работать над упражнениями, игрой по слуху, игрой с листа – независимо проверяет ли педагог эту работу часто или нет. Учащиеся старших классов вообще должны быть приучены работать не только над тем, что задано. Педагог должен научиться распределять время урока так, чтобы успеть сделать всю наиболее нужную, в данный момент, работу. Главный объект работы выбирается преподавателем тот, где ученик не может обойтись без помощи педагога. Иногда надо проверять какую то сторону работы учащегося, например повторение старых пьес, чтобы убедиться, что учащийся работает над ними. Если нужно пройти много произведений, то целесообразно детальнее заняться частью произведений, работать над ними, помогать в преодолении трудностей, добиться от учащегося понимания произведения и как работать дома. А остальные произведения, хотя бы проверить домашнюю работу и сделать несколько существенных замечаний. Игрой гамм и чтением нот с листа можно заниматься и в середине урока. Как же следует осуществлять проверку домашнего задания. Часто бывает, что преподаватель пользуется при проверке домашнего задания так называемым методом «попутных поправок», при котором педагог, прослушивая ученика, начинает его прерывать. Это можно делать в том случае, если педагог видит, что учащийся, из-за своей лени, не выучил урок и что ему все ясно, причина невыученного урока – недобросовестное отношение к занятиям. Можно ,так же, останавливать учащегося, если он играет фальшивые ноты и при это не исправляется сам. Почему же в других случаях нельзя прерывать игру учащегося? Да потому, что педагог составляет более полное представление о проделанной домашней работе учащегося. Учащийся психологически настраивается на то, что необходимо играть без остановок, этим воспитывает в себе важное исполнительское качество. Не следует загружать внимание учащегося множеством замечаний. Надо обратить внимание на самые главные – общий характер исполнения, на важнейшие детали и грубейшие ошибки и лишь на других занятиях переходить к менее существенным частностям и второстепенным деталям. В работе над произведение большое место должно занимать показ педагога. Показ, конечно, должен быть высокохудожественным, второй путь – словесное пояснение, при том возможно образнее, поэтичнее, увлекательнее. При работе над произведением педагог может использовать еще один метод, метод «дирижирования». Значение этого метода работы в том, что он дает возможность педагогу непосредственно влиять на учащегося во время исполнения. Большое значение для успешного выполнения домашнего задания имеет грамотная, конкретная запись в дневнике. Большое и воспитательное значение на уроке и вообще для занятий учащегося имеет оценка. Можно несколько поощрять отметкой учащихся не очень способных, но старательных, но нельзя поощрять отметкой учащихся способных, но не старающихся.

Следует избегать неоконченных уроков на полуслове. Если с одним учеником задержался, в следующий раз надо заниматься с тем, у кого урок, непроизвольно, оказался короче.

Урок по специальности не должен носить импровизационный характер, его можно и нужно планировать, к нему нужно готовиться. Прежде всего важно тщательно изучить весь репертуар ученика, уметь его хорошо играть, просмотреть различные редакции, продумать аппликатуру. Конечно нельзя спланировать урок во всех деталях. Возможно, что на том или ином уроке не удасться поставить новых задач, а придется повторить старые или не удасться исправить ошибки. План урока, как и всякий живой план, допускает любого рода творческие отклонения и даже «коренную» перестройку в ходе урока. Но продуманный план, во всех случаях, явиться стержнем, на котором будет держаться организация урока. Такой урок будет воспитывать у учащегося дисциплину труда и способствовать организованности его самостоятельных занятий.

Основой воспитательной работы на уроке является содержание урока. Искусство обладает способностью активно воздействовать на чувства и взгляды человека. Воспитание средствами искусства – это целенаправленное воздействие, способствующее активному и правильному восприятию художественных образов. Это определяет ответственность и важность правильного выбора произведения, над которым должна вестись работа. Выбранный педагогом репертуар, должен соответствовать следующим требованиям : быть доброкачественным в художественном отношении, удовлетворять методическим требованиям на разных этапах развития учащегося, быть доступным учащимся не только с точки зрения технически, но, в первую очередь, с точки зрения содержания. Произведения, с которыми сталкиваются учащиеся, должны обладать конкретностью и образностью музыкального материала. Но правильный выбор материала, сам по себе, все еще не решает всего комплекса вопросов, связанных с воспитанием на уроке.

Не менее важным является вопрос раскрытия содержания произведения, раскрытие авторского замысла. В своей работе педагог должен прививать учащимся любовь к труду, формировать такие черты характера, как самостоятельность, ответственность, внимание, терпение, воля, дисциплина. Большую роль играет эмоциональная сторона. Преподавание не может быть эффективным, если на уроке нет творческой обстановки.

Какова конечная цель урока:

  • Ученик должен обогатить свои исполнительские звания;
  • Должен унести представление о предстоящей работе;
  • Образная память должна обогатится доброкачественными игровыми образами;
  • Должен получить эмоциональную зарядку к дальнейшей работе. Она должна быть положительной. «Хочется работать, достигнуть». Положительная зарядка достигается путем подчеркивания удач ученика, строить работу так, чтобы постоянно что то «выходило», получалось.

III. Заключение

Искусство ведения урока наиболее трудная и наиболее показательная часть творческой деятельности педагога. Этому искусству нужно много и упорно учиться, анализируя педагогический процесс, как опытных педагогов – мастеров, так и свою собственную педагогическую деятельность. В проведении урока одинокого заслуживает обсуждения и недооценка его эмоциональной стороны, и недооценка его интеллектуального содержания. В первом случае рискуем воспитать сухого ремесленника, а во втором – беспринципного дилетанта. Видя перед собой конечную цель работы с учащимся и стараясь в своей повседневной деятельности плодотворно решать поставленную задачу, педагоги-музыканты вносят большой вклад в дело эстетического воспитания учащихся.

Рекомендуемая методическая литература

  1. П. Говорушко «Основы игры на баяне» М. 1982г.
  2. Н. Резоль «Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне» М.1977 г.
  3. А. Сурков «Пособие для начального обучения игре на готово-выбранном баяне» М.1973 г.
  4. А. Судариков «Основы начального обучения игре на баяне» часть 1 и часть 2. М.1982 г.
  5. И. Алексеев «Методика преподавания игры на баяне» М.1960.
  6. И. Пуриц «Методические статьи по обучению игре на баяне» М. 2001 г.

Полный текст материала Методический доклад "Урок — основная форма учебной и воспитательной работы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Торутанов Анатолий Васильевич  Екатерина_Пашкова
преподаватель по классу "Баян", МБОУ дополнительного образования Детская школа искусств №12 г. Ульяновск
07.04.2015 0 2034 311
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0