Формирование вокально-телесной схемы путем адаптированной (упрощённой) методики певческого вдоха "На раз-два-три"


Данная разработка содержит методические рекомендации для руководителей и педагогов детско-юношеских музыкально-театральных и вокальных студий на основе педагогического опыта связанного с исследованием   элементов вокальной техники  и развитию сценической речи. Рассматривается оздоравливающее значение использования методики по обучению певческому вдоху «На раз-два-три». Рекомендации актуальны в работе с учащимися без начального музыкального образования, с отсутствием выраженных  вокальных и музыкальных способностей, с заболеваниями органов дыхания и опорно-двигательного аппарата, с низким культурным уровнем.

Ключевыми словами работы можно назвать : вокально-телесная схема, певческий вдох, вокальный аппарат, универсальная гласная, дефицит внимания, гиперактивность, психологическая коррекция личности, самоконтроль, слухово-вокальная координация.

Актуальность данной методики в упрощённости, доступности получения начальных навыков для формирования вокально-телесной схемы и певческого вдоха. Кроме того, имеют большое значение оздоравливающая  технология используемая в обучении, технология проблемного обучения и воспитания, направленная на обеспечение целостного  развития вокального аппарата и личностных качеств учащихся, индивидуальный метод заключающийся в раскрытии личных творческих способностей обучающегося учитывая уровень подготовки и воспитывает умение самостоятельно включаться в процесс обучения.

Благодаря применению методики осуществляется коррекция опорно-двигательного аппарата, положения позвоночника, упорядочение процесса дыхания, коррекция психо-эмоционального состояния, синдрома дефицита внимания и гипервозбудимости.

Формирование коллектива на базе учреждения среднего или начального профессионального образования происходит из подростков, живущих в сложной социальной среде, часто в неполных семьях или вообще  без родителей, не имеющих представления о музыкальной грамоте и своих вокальных и творческих способностях. Часто нет навыков культурного общения в коллективе и этических норм поведения. Преимущественно юноши находятся на мутационном этапе формирования своего голосового аппарата. Даже если в детстве и имелась слухово-вокальная координация, то к 15-16 годам она теряется, так как относилась к детскому голосу. Появление нового тембра голоса и диапазона его звучания часто является открытием для обучающихся и требует коррекции психо-эмоционального состояния во время занятий.

Сложность начального этапа обучения заключается в необходимости одновременного усвоения и закрепления нескольких навыков для дальнейшего развития вокальных и творческих способностей обучающихся. На первом году обучения теоретические знания и практические навыки осознанного певческого вдоха не всегда удаётся сочетать. Учащиеся не могут почувствовать диафрагму и освободить ротоглоточный рупор.

Зажимы, ключичное дыхание, рассеянное дыхание, сколиозы большинства учащихся затрудняют работу над  формированием вокально-телесной схемы. Только постоянный осознанный самоконтроль может стать залогом  усвоения основных первоначальных навыков певческого вдоха и создания  вокально-телесной схемы. Занятия со сложными подростками требует технологии личностно-ориентированного обучения. Дополнительной трудностью является наличие групповой формы обучения, что требует создания универсальной методики применимой ко всем.

Концертная работа,  организуемая  педагогом и администрацией учебных заведений, не является основным и сильнейшим стимулом творческого формирования и развития в рамках данного коллектива. Раскрытие личных способностей, познавательный интерес, социально-культурная реабилитация, коррекция психологического  и физического состояния  обучающегося становятся побуждающими факторами для воспитания личной мотивации к занятиям. Специфика работы в подобных коллективах требует создания более доступных, упрощённых методик  обучения. В частности, речь идёт о методике обучения начальным навыкам вокальной технике исполнения, формировании вокально-телесной схемы.

Певческий вдох является начальным этапом постановки голоса. При вдохе учащемуся необходимо подготовить свой вокальный аппарат к голосоведению, а тело к работе в режиме вокального инструмента. Понятие  правильной вокально-телесной схемы включает отсутствие зажимов и ощущение опоры звука с точки зрения диафрагмального, нижнерёберного дыхания. Таким образом, возможные недостатки и удачи исполнения, осознанный выбор типа дыхания определяется во время вдоха, значение которого для вакальной техники трудно переоценить.

В понятие певческого вдоха входят начальные навыки взятия воздуха перед пением, активизация ротоглоточного рупора и нёбной занавески с учётом форманты исполняемого звука. Известная советская певица С.В. Акимова в своей книге  вспоминает   как её педагог профессор  М.А.Славина просила дышать: «Вдохнуть воздух ртом, задержать его в себе до начала пения, опустить диафрагму, опереть звук на грудь». Известный оперный баритон Б.Вайкль пишет о вдохе: «Дыхание можно считать правильным, если лёгкие и бока успевают наполняться воздухом через нос и лишь тогда, когда плечи не поднимаются, а головой можно легко двигать в разных направлениях». Российский педагог и певец Г.И.Тиц , ставший профессором Московской консерватории был учеником известного Э. Гандольфи. Он приводит объяснения  учителя о вдохе в книге «Мой учитель Э.Гандольфи» : «Большое значение уделял он дыхательной установке в пении и часто показывал как надо дышать. Для этого он подзывал ученика, предлагал положить одну руку себе на спину, другую на область нижних рёбер и говорил «Послушай как я дышу». И действительно, его лёгкие работали словно меха, расширяясь по всей окружности».

Исходя даже из этих  высказываний и собственного опыта,  значение тела исполнителя в постановки голоса  нельзя недооценивать. Нельзя полагаться только на горло, связки и рот, сосредотачивая на этом всё внимание. Горло и связки вообще являются наиболее уязвимыми частями голосового аппарата. Задача формирования правильной вокально-телесной схемы состоит как раз в том, чтобы  максимально разгрузить горло при голосообразовании  и сделать процесс пения и сценической речи менее травмирующим   для связок.

В дальнейшем обучении, при наличии психологической готовности к  публичным выступлениям навык правильного певческого вдоха и вокально-телесной схемы закреплённый на подсознательном уровне становятся необходимой базой для развития  вокальных и артистических способностей исполнителя. Сильное психо-эмоциональное напряжение, возникающее во время публичного выступления, часто не даёт возможности сосредоточиться на процессе взятия воздуха и контроле за состоянием вокально-телесной схемы, поэтому  эти навыки требуются уже закреплённые на подсознательном уровне в работе вокального аппарата.

Данная методика обучения певческому вдоху основана на принципах классической итальянской школы и вокальной реформе Дюпре-Гарсия.  Для обучения рекомендуется нижнерёберный тип  певческого дыхания как основополагающий.

На момент начала вдоха фиксируется правильное положение тела.


Полный текст материала Формирование вокально-телесной схемы путем адаптированной (упрощённой) методики певческого вдоха "На раз-два-три" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Калинина Наталья Владимировна  Публикатор
педагог дополнительного образования, ГБОУДОД Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга
21.12.2015 0 669 133
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0