Опыт реализации индивидуального маршрута одарённого ребёнка в учреждении дополнительного образования


Составляя индивидуальный маршрут, можно опираться на содержание базовой общеразвивающей программы своего объединения, обогащая её методами и формами работы с одарёнными детьми, подбирая дополнительные темы занятий, исходя из круга интересов конкретного ученика. Можно дополнять, но взаимозамена программ – исключена, так как у них разный способ структурирования материала.

Опыт показывает, что базовая программа  по индивидуальному маршруту строится по аналогии с восходящей прямой линией - от простого к сложному, а программа, ориентированная на развитие одарённости – по принципу логарифмической спирали. Структура индивидуальной программы расширяется за счёт включения других образовательных областей и предметных направлений, что открывает большие возможности учащимся для исследовательской деятельности.

Статья будет интересна педагогам дополнительного образования, у которых имеются учащиеся, прошедшие основной курс общеразвивающей программы и желающие заниматься дополнительно.

Поиск путей повышения качества образования приводит к составлению индивидуального образовательного маршрута, что в системе дополнительного образования рассматривается как одна из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессио¬нального самоопределения учащихся.

Создание условий для развития индивидуальных способностей учащихся является приоритетной задачей объединения французского языка «Радуга» на базе Дворца Творчества Детей и Молодёжи (г. Саратов), где были разработаны механизмы выявления детей с предпосылками одарённости и формы их психолого-педагогического сопровождения на всех этапах развития. Мы поделились опытом работы ещё в 2004 году, опубликовав в научно-практическом журнале «Одарённый ребёнок» статью «Диагностика и развитие творческой одарённости ребёнка в учреждениях дополнительного образования». В настоящее время, продолжая работу в данном направлении, принимаем  участие в комплексной образовательной программе «Одарённость».

Представляем трех учениц объединения французского языка «Радуга» МАУДО «ДТДиМ», имена которых вписаны в «Золотую книгу почёта воспитанников Дворца». Но, прежде чем описать их достижения, зададим гипотетический вопрос: «Случайно ли именно эти три ученицы вошли в список юных талантов объединения?» Отметим, что в «Портфолио объединения» за последние годы преобладали документы участия и побед в разноуровневых мероприятиях именно этих учениц.

Случайно ли это? С точки зрения науки, в целом, - да. Поскольку одарённость является врождённым свойством любого человека и на их месте мог оказаться любой ученик. С точки зрения их индивидуальной траектории развития в объединении «Радуга» - нет. Ведь, предпосылки одарённости этих детей были выявлены ещё в дошкольном  и младшем школьном возрасте, а разработка индивидуальной программы, способствовала полному раскрытию их незаурядных способностей.

Для развития одаренности ребёнка необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами разных стран, большинство из которых пришли к выводу о том, что предельно индивидуализировать образовательную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальную программу или образовательный маршрут для каждого ученика, исходя из его индивидуальных особенностей.

Так что же такое индивидуальный образовательный маршрут? Это образовательная программа (в других источниках: индивидуальная программа), предназначенная для обучения одного конкретного ребёнка, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Составляя индивидуальный маршрут, можно опираться на содержание базовой общеразвивающей программы своего объединения, обогащая её методами и формами работы с одарёнными детьми, подбирая дополнительные темы занятий, исходя из круга интересов конкретного ученика. Можно дополнять, но взаимозамена программ – исключена, так как у них разный способ структурирования материала. 
Базовая программа строится по аналогии с восходящей прямой линией - от простого к сложному, а программа, ориентированная на развитие одарённости – по принципу логарифмической спирали. Структура индивидуальной программы расширяется за счёт включения других образовательных областей и предметных направлений, что открывает большие возможности учащимся для исследовательской деятельности.
Так, как же построить индивидуальный образовательный маршрут? Предлагаем схему, по которой работаем сами.

Схема построения индивидуального образовательного маршрута одарённого ребёнка

  1. ДИАГНОСТИКА уровня развития способностей, индивидуальных особенностей или одарённости ребёнка
  2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ, которые должны быть достигнуты по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута
  3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ на всех этапах развития
  4. УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ в реализации маршрута
  5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ учебно-тематического плана, формы занятий, приёмов и методов, формы определения итогов
  6. СПОСОБЫ ОЦЕНКИ УСПЕХОВ РЕБЁНКА на каждом этапе освоения маршрута

Диагностика. На протяжении всех лет обучения совместно с психологами ДТ систематически проводились диагностические исследования. В младшем возрасте на выявление одарённости, например: анкета «Как распознать «одарённость», в среднем и старшем возрасте – входящая диагностика личностного развития обучающихся. Мы добавляли и свой диагностический инструментарий, имеющий непосредственное отношение к изучению иностранного языка, например: тест «Узнавание букв французского алфавита» или методика «Образная память» и др., использовали также методики личной карточки одарённого ребёнка, а именно: «Характеристика ученика» и на её основе «Карта одарённости». 

Какие же были результаты исследования в той группе, где занимались наши ученицы?  Например, вывод 1: «у учащихся преобладает незаурядный интеллект и артистический талант» или вывод 2: «в группе преобладают обучающиеся с высокой способностью к самоутверждению, что свидетельствует о высоком уровне их самостоятельности».

Исходя из результатов диагностики, определяются цели и задачи маршрута. В нашем случае целеполагание было ориентировано на самореализацию учащихся в художественной и интеллектуально-творческой видах деятельности.
Для составления учебно-тематического плана предусмотрено предварительное совместное (педагог – учащийся – родители) согласование дополнительных тем занятий. Речь идёт о педагогической поддержке продвижения одарённого ребёнка по маршруту.
И здесь уместно обратиться, к примеру, из практики. 

Положение о Всероссийском фестивале исследовательских работ учащихся всегда поступает в начале учебного года, и мы вместе с ребятами и родителями начинаем подбирать интересующие их темы.

Ежегодно участвуя в фестивале, в сентябре прошлого года 11-и классница Э. с сожалением сказала, что, наверное, не сможет участвовать из-за нехватки времени, «да и тем интересных больше не осталось». В качестве поддержки, решила ей показать свежий номер журнала «Французский язык» с юбилейной статьёй к 90-летию Шарля Азнавура – французского певца с армянскими корнями. Здесь всё о жизни Шанура Азнавурьяна, которого французская няня в детстве стала называть Шарль из-за труднопроизносимого имени. Показывая статью, обращаю  внимание Элины на то, что по случаю своего 90-летия Ш. Азнавур дал единственный концерт в Ереване, где назвал точную дату следующего концерта в честь своего 100-летия.  «Это будет 22 мая 2024 года. Я там буду, и, надеюсь, вы тоже, сказал он, обращаясь к зрителям». Элина, заинтересовавшись статьей, ушла в задумчивости, а чуть позже появилась авторская работа «Шарль Азнавур – песня длиною в жизнь», опубликованная в сборнике исследовательских работ, издательство «Первое сентября», г. Москва, 2015 год.

Участие родителей в реализации маршрута желательно и полезно, будь то освоение новых рецептов французской кухни, семейное выступление на отчётном концерте или публичный семейный доклад о странах франкофонах.

Формы занятий с одарённым ребёнком: бенефис, творческая мастерская, занятие- погружение в языковую среду и др., и формы подведения итогов освоения маршрута: персональная выставка, зачётная работа, тест, показ достижений и др., – разнообразны, некоторые необычны, их можно совмещать. Например: бенефис талантливого ученика с презентацией его персональной выставки, или мастер-класс с концертом, что мы практикуем на отчётных мероприятиях объединения. 

К способам оценки успехов одарённого ребёнка относят:  индивидуальное «Портфолио учащегося» с результатами за год или несколько лет, различные виды мониторинга (мониторинг обученности, мониторинг воспитанности и др.), а также самооценку, которую ученик делает по схеме самоанализа: Что планировал? Что удалось? Чему научился? Что ещё нужно сделать?

В завершении статьи устроим небольшой Бенефис нашим юным талантам: А.– способная, целеустремлённая и ответственная ученица, неоднократный призёр Всероссийских предметных конкурсов и олимпиад. Р. – творческая разносторонняя личность. Я.написала в самопрезентации о том, что французский язык ей очень пригодится в будущей жизни, потому что она хочет стать диктором Центрального Телевидения и «вещать» на разных языках мира. Э. – в настоящее время студентка 2-го курса Медицинского Университета, выбранное направление – нейропсихология. Однажды, Э. то ли в шутку, то ли  всерьёз сказала, что будет лечить своих пациентов «французской песней».
Обществу нужны талантливые, конкурентоспособные люди. Подготовив к взрослой жизни будущего нейропсихолога с авторской терапией, эрудированного диктора и профессионального лингвиста, можно сказать, что маленькая частица госзаказа на одарённых людей – выполнена. 


Полный текст материала Опыт реализации индивидуального маршрута одарённого ребёнка в учреждении дополнительного образования смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мирошникова Галина Николаевна  GalinaDTDiM2010
педагог дополнительного образования, МАУДО "Дворец творчества детей и молодежи"
06.11.2016 0 326 38
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0