Статья "Новые формы оценки в дополнительном образовании"


Работа о безотметочном обучении в школе искусств. Для преподавателей школ искусств в дополнительном образовании.

Концепция дополнительного образования, принятая правительством Российской федерации  в 2014 г. одной из главных задач ставит:«Разработку инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересовв общем и дополнительном образовании, диагностику  мотивации достижений личности»

С 17 июня 2015г. школе искусств с.Юкаменское  присвоен  Статус федеральной    экспериментальной образовательной  площадки от ФГАУ «ФИРО» по теме: «Новая система оценки образовательной деятельности обучающихся в условиях введения ФГТ в школе искусств»( Федеральный Институт Развития Образования(ФИРО) г.Москва, научный руководитель Попова И.Н., заместитель руководителя Центра социализации, воспитания и  образования ФГАУ «ФИРО», кандидат педагогических наук, доцент. 

Сегодня впервые в образовательной среде нашего села осуществляется  сетевое взаимодействие  двух образовательных учреждений  (школы искусств и общеобразовательной школы ) в рамках экспериментального обучения искусству.На основании «Соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности» двух образовательных учреждений, осуществляется сетевая модель единого образовательно-воспитательного пространства учащихся экспериментального класса, обеспечивающая развитие социальной и творческой активности обучающихся  в системе внеурочной деятельности и дополнительного образования в условиях реализации ФГТ и ФГОС.

Проблема на которую направлена экспериментальная деятельность состоит в том, что учащиеся первого класса в образовательной школе учатся без отметок, а поступив учиться в школу искусств сталкиваются с отметкой.Как сказал  педагог -новатор Ш.А.Амонашвили: «Отметка-это педагогическая Баба Яга, переодетая в добрую фею»,а психолог Д.Б.Эльконин писал, что «Отметка- есть нацеленная в лоб ребёнка винтовка» .

Следовательно, прежде чем оценивать результат труда ребёнка отметкой, преподавателю необходимо сформировать у него одно из сложнейших интеллектуальных умений – контролирующую и оценочную деятельность. С таким подходом выразил согласие в 1998 году департамент общего среднего образовании Министерства образования России, когда в методическом письме «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», в параграфе «Характеристика цифровой  отметки и словесной оценки» продекларировал  необходимость  отказа от выставления отметок учащимся в 1 классе. 

Таким образом, отметка была нормативно исключена из учебного процесса в 1ом классе образовательной школы, но оценивание являлось и является естественной составляющей человеческих отношений и деятельности. Чем младше школьник, тем более он нуждается в оценке каждого своего усилия, поэтому недостаточно просто отменить отметку, важно заменить её более инструментальным и содержательным способом оценки достижений каждого ученика. 

В нашем педагогическом коллективе возникли вопросы о единстве требований в оценочной деятельности одних и тех же учащихся, но в двух принадлежащих разным министерствам образовательных учреждениях.

Почему в учебных программах школы искусств(Министерство культуры) оценкой образовательной деятельности учащегося начиная с первого класса  является отметка, а в образовательной школе(Министерство образования и науки) в первом классе введено безотметочное обучение? 

На сегодня Министерство образования имеет целый ряд документов по внедрению безотметочного обучения: 

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»      
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 19.11.1998г. №1561/14-15 «Контроль и оценка в начальной школе(реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения)
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 25.09.2000г. №2021/11-13 с дополнением от 20.04.2001г. №408/13-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы»
  • Инструктивное письмо №13-51-120/13 от 03.06.2003г. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
  • Письмо Департамента общего образования от 03.10.2003г. №13-51-237/13 « О введении безотметочного обучения в начальной школе по физической культуре, изобразительному искусству, музыке»

Министерство Культуры в этом вопросе относительно учащихся школ искусств никаких шагов не предпринимало. Возможно, между двумя Министерствами нет договорённости по вопросу безотметочного обучения учеников первых классов. Но только единство требований образовательного процесса даёт положительный результат в обучении и воспитании ребёнка.

Оценка-это определение качества усвоения учащимися программных знаний, умений и навыков.Форму оценивания результатов освоения образовательной программы выбирает и принимает образовательная организация: баллы, рейтинги, шкала, проценты, знаки, развёрнутая словесная характеристика и т.д.В нашей школе действует знаковая система оценки (в основе которой принципиальный подход: самооценка ученика предшествует оценке учителя) , для учащихся 1-2 классов разработан «Лист индивидуальных достижений учащегося» по каждому предмету. В«Листе достижений»кроме предметов,согласно требованиям предпрофессиональных образовательных программ,  прописан так же пункт культурно-просветительской деятельности учащегося, его саморазвития и самосовершенствования, таким образом происходит активная самореализация ребёнка, вырабатывается социальная практика.

Для учащихся 3-4 классов в рамках эксперимента разработана«Маршрутная книжка учащегося школы искусств 3-4 класса». Книжка заполняется  учеником каждую четверть –это своеобразный дневник –самоанализ, самооценка ученика, его конкретные цели и задачи, рассуждения о творческих достижениях и проблемах, эмоциональное настроение в процессе обучения, а также оценка учебной деятельности ученика данная преподавателем,  с комментариями и выводами. С помощью «Маршрутной книжки» фиксируются и  отслеживаются результаты, достижения ученика в каждой учебной четверти, выстраиваясь  в перспективную траекторию личностного развития и самосовершенствования.Таким образом, у ребёнка возникает потребность в улучшении обучения по собственной инициативе, формируется мотивация успешного обучения.  Это  путь к самореализации и самосовершенствованию.Дети приобретают  навык самоконтроля и самооценки,а педагог видит процесс формирования предметных знаний и умений ученика,  обеспечивает целенаправленную и своевременную коррекцию в образовательном процессе.

Работая в рамках эксперимента по безотметочной системе обучения, мы наблюдаем, что система самооценивания помогает ребёнку обрести с одной стороны здоровую, спокойную уверенность в себе, с другой стороны, адекватную самокритичность и самостоятельность в обучении.

Являясь участниками эксперимента ребята учатся адекватной самооценке не только знаний, но и поступков, действий, результатов,становятся более ответственными, дисциплинированными, собранными,инициативными.Можно говорить о плюсах  и минусах, но на сегодня безотметочное обучение-это обучение без отсева, без пропусков уроков, обеспечивающее продвижение по пути познания слабым учащимся, вселяющее  в них уверенность в свои творческие  силы. В процессе обучения  меняются отношения между учеником и учителем. В лице преподавателя ученики видят единомышленника, наставника.75% учащихся экспериментального класса являются участниками и победителями профессиональных конкурсов и выставок различного уровня. 100% являются участниками школьных проектов и мероприятий.

При таком подходе активными участниками воспитательно-образовательного процесса становятся и родители.

Преимуществом безотметочного обучения является сохранение психического, нравственного и духовного здоровья обучающихся,формирование положительной «Я – концепции личности».Учебный процесс творческого развития учащихся выстраивается на основе гуманной педагогики.


Полный текст материала Статья "Новые формы оценки в дополнительном образовании" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бушмелева Ирина Геннадьевна  Публикатор
преподаватель, МБУ ДО "Юкаменская ДШИ", Удмуртская Республика
19.06.2017 0 247 7
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0