Статья "Влияние ансамблевого исполнительства на развитие личности подростка"


Современное состояние общества ставит перед всей образовательной системой, в том числе и перед учреждениями культуры, единую задачу – создавать условия для успешной жизни ребенка в обществе, а значит, для успешной социализации учащегося. 

Воспитание трудом, музыкальным исполнительством – незаменимый метод раскрепощения даже самых зажатых ребят и ребят с особенностями. К сожалению, не у каждого ребенка достаточно смелости, опыта, навыков и врождённой тяги к сцене, чтобы выступать сольно, поэтому для них подходит ансамблевое исполнительство как метод формирования личности.

Грустно думать, что в наши дни дети охотнее общаются в социальных сетях с друзьями-незнакомцами из других городов и даже стран. Для успешного взаимодействия детям необходимо знать нормы поведения, принятые в обществе, выполнять существующие правила, уметь приспосабливаться к условиям социальной среды и так далее. 

В любую обучающую программу музыкальных школ включены групповые предметы: хор, ритмика, ансамбль. Хотелось бы остановиться на ансамбле (в нашем случае – ансамбле гитаристов) как очень важной дисциплине в развивающей программе по специальности «Гитара». Стоит отметить, что дисциплину «Ансамбль гитаристов» изучают подростки, а именно в этом возрасте важно научиться общаться, слушать друг друга, дружить и понимать своих ровесников. Наконец, найти хобби и единомышленников, круг по интересам. 

Воспитательная работа в ансамбле направлена, прежде всего, на формирование чувство ответственности за общее дело коллектива, внутреннюю дисциплину, успех, творческую реализацию других музыкантов. В ходе работы в ансамбле у ребят, даже «отъявленных» двоечников и лодырей, появляется мотивация трудиться с пользой как для себя, так и для коллектива, воспитывается чувство долга и стремление к взаимопомощи. 

Основная сложность создания ансамбля для преподавателя заключается в разделении произведения на партии, а для участников – в одинаковом понимании и едином исполнении музыкальных композиций. Совместное преодоление трудностей, напряженный путь к победе порождают необходимое для ансамбля единство, способствуют совершенствованию как отдельной личности, так и всего коллектива.

Воспитание трудом, музыкальным исполнительством – незаменимый метод раскрепощения даже самых зажатых ребят и ребят с особенностями. К сожалению, не у каждого ребенка достаточно смелости, опыта, навыков и врождённой тяги к сцене, чтобы выступать сольно, поэтому для них подходит ансамблевое исполнительство: в группе играть проще и свободнее, так как чувствуется поддержка и помощь товарищей. 

Занятия в ансамбле гитаристов формируют общую культуру, всесторонне развивают личность посредством исполнительской деятельности. Ансамбль гитаристов — среда и средство формирования творческой музыкальной индивидуальности, приобщения к музыкальному искусст-\ву, знакомят с миром зарубежной и русской классики, современной эстрады и джазом, воспитыва-\ют творческую активность, волю, умение дисциплинировать себя на публичных выступлениях. Пе-\дагогу, руководителю ансамбля очень важно подбирать правильный, интересный репертуар, уметь перекладывать произведения самому. Ребятам хочется играть песни Цоя, музыку из известных кинофильмов (например, «Пираты карибского моря» или «Титаник»), наконец, песни из популярного телешоу «Голос». Подросткам будет интересно! 

Хотелось бы привести пример конкретно из своего 27-летнего опыта работы с ансамблем гитаристов. Есть дети, которые плохо учатся в школе, у которых проблемы в общении со сверстниками. Из-за плохой успеваемости они в своём классе попадают в ряд детей-«плохишей», которые портят уровень успеваемости класса. Над ними могут смеяться, они не попадают в лидеры. В ансамбле же им достаточно дать легкие партии или даже роль «треугольника» или «колокольчика», чтобы ребенок почувствовал свою значимость: без его аккорда, без звона колокольчика или треугольника ансамбль уже не заиграет полноценно и красиво. Ребята общаются с ним, как с равным, без насмешек и неприязни. Здесь каждый ребёнок становится нужным и важным, вне зависимости от уровня его знаний или способностей.

Ну и конечно, дети надолго запоминают свои выступления, конкурсы и победы. Сценическая практика, попадание на первые полосы газет и журналов, возможность защитить честь как обще-образовательной, так и музыкальной школы повышают самооценку ребенку, позволяют ему рас-крыться, проявить себя и реализоваться. Причем не только музыкальной, но и во многих других областях: уверенные в себе, наученные общаться и трудиться, школьники находят себе место в любой сфере жизни. 

Отдельно стоит вынести участие ансамбля во всероссийских и международных конкурсах, в рамках которых детям удается побывать в разных уголках нашей Родины и за границей. Так, мы с ансамблем, участвуя в фестивалях и конкурсах, посетили более 30 городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Такой опыт путешествий, несомненно, также не проходит даром: ребята узнают культуру разных народов, учатся приспосабливаться не только к общению в постоянном коллективе, но и с незнакомыми людьми-носителями других языков и культур. 

Коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведений, общность це-лей, задач, формирование сознательного отношения к делу, чувство ответственности перед исполнительским коллективом делают класс ансамбля наиболее эффективной формой учебно-воспитательного процесса.

Автор: Воронова Иоланта Константиновна  Публикатор
14.10.2017 1 354 0
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
1 Комментарии • 14:48, 16.10.2017
Хорошая и правильная статья. Сама работаю с вокальным ансамблем : дети сейчас сложные. Иногда воспринимают вначале в штыки , а потом втягиваются и без репетиций ансамбля жить не могут .