Статья «Взаимодействие основного и дополнительного образования в процессе эстетического воспитания подростков»


Взаимодействие основного и дополнительного образования в процессе эстетического воспитания подростков

Важной методологической предпосылкой целостного развития личности считает­ся, прежде всего, интегративный подход к построению образовательного процесса, означающий единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия.

В исследованиях после­днего десятилетия широко освещены вопросы эстети­ческого воспитания детей и подрастающего поколе­ния в процессе интеграции основного и дополнитель­ного образования (Л.П. Ильенко, Н.К. Карпова, И.Э. Кашекова, А.Н. Малюков, Е.В. Ремнева, Г.Н. Са­вельева, И.А. Синкевич, Т.В. Фуртаева и др.).

Музыкальное обучение в учреждениях дополнительного эстетического образования (Детские школы искусств, Детские музыкальные школы) направлено на развитие каждого ребенка. Это связаны с тем, что дети не только приобретают специальные знания, умения и навыки игры на инструменте, но и формируется система эстетических интересов: любовь и интерес к музыке, искусству, умение видеть прекрасное в самой жизни, установка на эстетическое постижение действительности. Все это побуждает педагога искать пути и методы работы, которые помогут решить поставленные цели и задачи, а также учитывать психологию каждого обучающегося.

Учебным планом предусмотрены только два академических часа урока по специальности в неделю (имеется ввиду ДШИ, ДМШ), что  недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. Одним из способов решения этой задачи стали современные образовательные технологии. Однако применение данных средств  не всегда позволяет добиться желаемого результата в процессе музыкального образования детей.

Важнейшее условие рациональной интеграции – это уменьшение числа учебных часов на изучение интегрированного курса по сравнению со временем изучения отдельных предметов.

Например, на образовательную область «Искусство» (имеется ввиду общеобразовательная школа) в базисном учебном плане отводится 280 часов (+35 часов на проект); 236 часов – это федеральный компонент (75%) и 79 часов – вариативный компонент (т.е. региональный и школьный компоненты), составляющий 25%.

Разработанная экспериментальная интегрированная программа рассчитана на 102 часа в год. Нагрузка в дополнительном образовании (ДМШ) составляет 220 часов на старшие классы. В данном варианте, сокращая суммарное количество часов, интеграция расширяет объем знаний обучающихся. Объемность программ достигается интеграцией различных видов деятельности, а также смена деятельности снимает физическую утомляемость и психическую нагрузку у подростков. Дети занимаются с интересом, что делает процесс обучения и воспитания доступным и комфортным.

Наряду с этим интеграция позволяет вводить новые предметы в учебный план за счет сэкономленного времени.

В ходе эксперименталь­ной работы разрабатывалась и апробировалась техноло­гия инновационной деятель­ности, направленная на ин­теграцию содержания эсте­тического воспитания в об­разовательных учреждениях (обще­образовательная и детская музыкальная школы). Инновационное сотрудничество осуществлялось в следующих формах: интегрированные уро­ки в школе; приобщение к вне­классной и внешкольной эс­тетической деятельности; классные часы; музыкальные гостиные; факультативные заня­тия по эстетическому воспи­танию подростков в общеоб­разовательных учреждениях; приобщение к проект­ной деятельности; итоговые или обобщающие для нескольких классов занятия с использованием межпредметных связей (комплексные).

Приведем пример интегри­рованного занятия для 6 класса.

Занятие «Образы ночи и утра в искусстве»

Цель: формирование эстетического вкуса под­ростков.

Задачи: Познакомить с жанром ноктюрна в музыке и живописи. Научить исполь­зовать приемы света и тени в передаче образов ночных и утренних пейзажей. Воспи­тать эстетику чувственного постижения природы.

Литературный материал: А.А. Фет «Какая ночь!..»; Н.В. Гоголь «Вечера на хуто­ре близ Диканьки»; Н.М. Языков «Утро»; И.С. Ники­тин «Утро» (по выбору).

Музыкальный материал: К. Дебюсси «Лунная сона­та»; Э. Григ «Пер Гюнт» («Утро»),

Наглядный материал: А.И. Куинджи «Ночное», «После дождя», «Украинская ночь», «Лунная ночь на Днепре»; А.В. Сычев «Утренняя тишина».

Рабочий материал: гуашь, тонкие кисти, белая, черная и цветная бумага, карандаш, акварель, кисть, цветные ка­рандаши.

Ход занятия

Учитель музыки. Приро­да возвышала и призывала забыть перед ее лицом о суе­те и эгоизме. Русская поэзия стремилась слить гуманные принципы, выработанные лучшими умами человече­ства, с природными закона­ми, которые представлялись ей справедливыми и разум­ными. Природа выступала искусным «врачом», укреп­ляющим дух, исцеляющим от душевных недугов и вно­сящим в него успокоение и гармонию.

Чтец.

Какая ночь! Как воздух чист... (читает стихотворе­ние АЛ. Фета).

Звучит «Лунная соната» К. Дебюсси.

Учитель музыки. Ребята! Вы прослушали музыкаль­ное произведение для форте­пиано. Какой характер у ме­лодии? Какие впечатления вызывает у вас услышанная музыка?

Ответы детей.

Фактура произведения прозрачная, напоминает призрачное сияние; мелодия плавная, лиричная.

Характер музыки спокой­ный; мелодия напоминает колыбельную песню.

Учитель музыки. Это произведение написал известный французский композитор Клод Де­бюсси. Сочинение так и на­зывается «Лунная соната». Как вы думаете, эта музыка изображает или передает чувства человека?

Ответы детей.

Музыка не только изображает, но и передает ощущение спокойствия, тишины.

Музыка изображает лун­ную ночь, свет луны.

Педагог ДО по ИЗО. Об­разы ночи в разных аспек­тах - изобразительных и вы­разительных, описательных и психологических - частое явление в поэзии, живописи и музыке XIX в. В это время в искусстве развивался жанр ноктюрна. Слово «ноктюрн» означает «ночной». В рус­ской пейзажной живописи XIX в. замечательные нок­тюрны писал художник Ар­хип Иванович Куинджи. Ему принадлежат такие по­лотна, как «Ночное», «Пос­ле дождя» и др.

Демонстрирует репродукции картин А.И. Куинджи «Ночное» (1905 – 1908 гг.), «Пос­ле дождя» (1879 г.).

Печальная поэзия суме­речного света, призрачное сияние луны, смещая гра­ницы реального, преобра­жаются в окутанные дым­кой видения, неотделимые от личного чувства и на­строения художника. При­вязанность к природе род­ной Украины, где прошли детство и юность художни­ка, Куинджи сохранил на всю жизнь. Он не скрывал любви к литературному ис­кусству своего великого земляка Н.В. Гоголя, и некоторые его картины воспринимаются нами как прямые художественные аналогии (демонстрирует репродукцию картины «Украинская ночь» А. Куинджи).

Чтец. Знаете ли вы укра­инскую ночь? О, вы не знае­те украинской ночи! Всмот­ритесь в нее... Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно ста­ли леса, полные мрака, и ки­нули огромную тень на себя... Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще белее, еще лучше блестят при меся­це толпы хат; еще ослепи­тельнее вырезываются из мрака низкие их стены («Ве­чера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя).

Педагог ДО по ИЗО. А. Куинджи был занят поис­ками образа Днепра (демонстрирует репродукцию картины А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»).

Обучающийся. Картина словно служит иллюстрацией к го­голевским «Вечерам на хуто­ре близ Диканьки»: «Чуден Днепр при тихой погоде, ког­да вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет, ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудит­ся, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зер­кальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по... миру».

Итак, жанр ноктюрна встречается и в музыке, и в литературе, и в живопи­си. Однако большинство ху­дожников отображают в сво­их произведениях внутрен­нюю красоту природы, ее спокойствие, степенность и величие, взывающих к нравственной чистоте. Одни черпают в природе силы для борьбы, другие за­думываются о философских противоречиях бытия, в тре­тьих она пробуждает светлое мироощущение.

Звучит фрагмент симфо­нической сюиты Э. Грига «Пер Гюнт» («Утро»),

Учитель музыки. Вы про­слушали фрагмент симфо­нической сюиты норвежско­го композитора Эдварда Гри­га «Пер Гюнт». Какой харак­тер у этой музыки?

Дети.

Спокойный, мягкий, плавная мелодия.

Педагог ДО по ИЗО демонстрирует репродукцию картины современного художника А.В. Сычева «Утренняя тишина» (2012 г.).

Дети находят соответ­ствия музыкальной и цвето­вой палитры художествен­ных произведений.

Чтец (читает стихотво­рение Н.М. Языкова «Утро»; И.С. Никитина «Утро» - по выбору).

Задание: детям предла­гается сделать ноктюрн на выбор:

  1. пейзажную зарисовку на ноктюрн Ф. Шопена;

  2. зарисовку на стихотво­рение И. С. Никитина «Ярко звезд мерцанье...»;

  3. сочинить стихотворе­ние (или прозу) на музыку К. Дебюсси «Лунная соната» или произведения Э. Грига.

Итак, интеграция основного и дополнительного образования предполагает формирование организационных структур, которые осуществляют единую политику в области эстетического воспитания личности как по вертикали – преемственность программ эстетического воспитания в классах младшего и среднего звеньев общеобразовательной школы, совместные проекты учреждений основного и дополнительного образования, так и по горизонтали – расширение взаимодействия педагогов и обучающихся, реализация интегрированных связей на занятиях.










Полный текст материала Статья «Взаимодействие основного и дополнительного образования в процессе эстетического воспитания подростков» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Подповетная Елена Владимировна  Публикатор
19.02.2018 0 492 24

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0