Авторская образовательная программа по обучению спортивным танцам детей с 5-6 лет


Данная программа предназначена для работы с учащимися младшего, среднего, старшего возраста в школе - студии спортивного (бального) танца, куда принимают всех практически физически здоровых детей с пяти - шести лет и рассчитана на 11-и летний срок обучения.

Программа включает три этапа обучения:

  • спортивно оздоровительный;
  • начальной подготовки;
  • учебно-тренировочной.

Необходимость создания данной программы обусловлена, прежде всего, отсутствием   единой   программы   по   обучению   спортивным танцам   в   системе детско-юношеских спортивных школ Министерства общего и профессионального образования,  систематизацией учебного процесса  и спортивного роста учащихся.

Программа разработана на основе многолетнего личного опыта тренеров и прошла апробацию на базе ДЮСШ Кагальницкого района в течение одиннадцати лет.

Нормативной основой при создании программы являлись: «Закон об образовании», Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», письмо Федерального Агентства по физической культуре и спорту от 12.12.2006 "Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации", типовое положение по ДЮСШ, учебно-методические разработки ВНИИФК и облСДЮШОР «Центр ФКиОП».

В соответствии с главной целью работы ДЮСШ программа предусматривает:

  • гармоничное   развитие,   разностороннюю   физическую   подготовленность,                  укрепление  здоровья  детей  и  подростков;
  • воспитание  морально  –  волевых  качеств;
  • умение  общаться  с  представителями  противоположного  пола  через   освоение      
  • международной программы спортивных танцев;
  • соблюдение   последовательности,   постепенности,   непрерывности   и  заинтересованности   в   обучении   и   подготовке;
  • повышение тренировочных  и соревновательных нагрузок,  построенных с учетом возрастно-половых  закономерностей  и  обязательным  использованием  средств восстановления;  
  • приобретение учащимися  знаний в области  гигиены,  первой медпомощи, оценки физического   состояния,   воспитание   культуры  поведения  и  общения,  этике и эстетике;
  • привитие  учащимся  устойчивого  интереса  к  занятиям; 
  • развитие   мотивации   личности   к   познанию   и   творчеству,   обеспечение эмоционального  благополучия  ребенка.

Основной принцип построения учебно–тренировочной работы с учащимися – универсальность в постановке задач, в выборе средств и методов по отношению ко всем  учащимся, соблюдение требований индивидуального подхода и изучения особенностей каждого учащегося, использование всех методов обучения: визуальных, ассоциативных, слуховых.

Основная цель программы – обучающая, заключающаяся в стремлении создать предпосылки для успешного обучения детей и подростков широкому арсеналу тренировочных средств, способствующих дальнейшему совершенствованию в избранном виде спорта, повышению уровня подготовленности и функциональных возможностей от этапа к этапу.

Основной показатель работы – выполнение в конце каждого учебного года программных требований по уровню подготовленности учащихся,  выраженных в количественных величинах.

Материал программы включает несколько разделов:

  • ритмика и элементы музыкальной грамоты;
  • танцевальная азбука;
  • танец;
  • медико-педагогический контроль и восстановительные мероприятия;
  • психолого-педагогическая и воспитательная работа;
  • инструкторская и судейская практика.

Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, которые должны получить учащиеся в процессе обучения (знания о музыкальной грамоте, выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танцев, знания по танцевальному этикету).

В практическую часть входит перечень умений и навыков, упражнений, движений, танцев.

Раздел «Ритмика и элементы музыкальной грамоты» включает  ритмичные упражнения и музыкальные игры для младших школьников, прослушивание и разбор танцевальной музыки для средних и старших школьников. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности,  чувства ритма и лада, координации движения.

Раздел «Танцевальная азбука» включает изучение основных позиций и движений в спортивных (бальных) танцах. Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений,  помогают усвоить основные правила хореографии.

Раздел «Танец» включает изучение исторических и спортивных (бальных) танцев. В процессе разучивания танцев тренер добивается, чтобы обучающиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль и национальный характер танца.

Раздел «Медико-педагогический контроль и восстановительные мероприятия» включает изучение целей, задач и форм организации врачебного контроля, показания и противопоказания к занятиям спортом. Приобретение учащимися знаний в области гигиены и возрастных особенностей строения и функций организма. Оценки физического состояния и самоконтроля при занятиях спортом. Профилактика спортивного травматизма, оказание первой доврачебной помощи.

Раздел «Психолого-педагогическая и воспитательная работа» включает изучение новейших исследований в психологии спорта. Выяснение возникающих проблем, как спортивных, так и межличностного общего характера, уточнение этих проблем, подбор гипотез, выбор путей решения. Использование активных психологических методов: тренинг, ролевые и деловые игры, тестирование, использование методов наблюдения, интервью. Разбор результатов соревнований.

Раздел  «Инструкторская  и   судейская   практика»   включает изучение  «Официальных   правил   судейства    танцевальных    конкурсов  -  любители (правила WDSF)», «Правил спортивного костюма», ЕВСК, «Положения СТСР о сборной команде России по танцевальному спорту», «Положения о Коллегии судей», «Кодекса  и  этических норм поведения судей СТСР», правил проведения турниров разного ранга. Получение навыков по ведению тренировок, судейству.

Организационно-методические указания.

При построении учебно-тренировочного процесса, «Программа» ориентирована  на оптимальные возрастные границы, в пределах которых учащиеся добиваются своих высших достижений. Кроме того, учитываются сроки, необходимые для достижения  наивысших спортивных результатов.

Тренеру следует ставить перед ребёнком совершенно конкретные задачи, чтобы он мог их правильно воспринять и выполнить. Дети усваивают движения обычно непосредственно   после   показа   и   объяснения.   Для   поддержания   устойчивого внимания, необходимо обеспечить не только высокую эмоциональность разучиваемых упражнений, но и умело использовать словесные методы поощрения и оценки действий ребёнка.

Многолетнюю подготовку следует рассматривать как единый педагогический процесс, который осуществляется на основе следующих методических положений:

  • строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, юниоров и взрослых спортсменов;
  • возрастание объёма  специальной физической подготовки;
  • непрерывное совершенствование знаний спортивной техники;
  • неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировке юных спортсменов;
  • правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, принимая во внимание периоды полового созревания;
  • осуществление как одновременного развития физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, так и преимущественного развития отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.

В спортивно  оздоровительные  группы  зачисляются  дети желающие заниматься

спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе  подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, овладение основами техники и выполнение контрольных нормативов для зачисления в группы начальной подготовки.

Группы начальной подготовки формируется из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку и выполнивших приёмные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке.

Группы тренировочного этапа формируются из спортсменов, имеющих «Е» класс и выше  в Спорте высших достижений и/или соло исполнителей имеющих 6 класс и выше в Массовом спорте. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.

Перевод обучающихся (в т.ч. досрочно) в группу следующего года обучения или этапа спортивной подготовки проводится решением тренерского совета на основании стажа занятий, выполнения контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки, а также заключения врача (медицинской комиссии).

Обучающимся, не выполнившим предъявляемые требования, рекомендуется предоставлять возможность продолжить обучение повторно на том же этапе или в спортивно-оздоровительных группах.

При непосещении тренировок более одного месяца, без уважительной причины, тренер должен подать раппорт об отчислении учащегося в вышестоящую инстанцию.


Полный текст материала Авторская образовательная программа по обучению спортивным танцам детей с 5-6 лет смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Козачок Ирина Павловна  Публикатор
тренер-преподаватель по танцевальному спорту, МБУДО Детско-юношеская спортивная школа Кагальницкого района
31.08.2015 0 1229 183

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0