Авторская дополнительная общеразвивающая программа культурологической направленности "Курай"
Пояснительная записка.
- Особенности названия программы
Название программы произошло от названия растения, которое растет в степной части Самарской области, курай. Из-за особенности строения данное растение использовался как материал для изготовления музыкального инструмента (ствол пустой и на стенках ствола делали отверстия и через один конец дули, закрывая пальцем отверстия по необходимости, так извлекали звук), а инструмент получил название такое же - курай. Башкиры занимались овцеводством, пастухам удобно было мастерить музыкальный инструмент прямо на природе и сочинять такмаки (частушки), мелодии.
Дети, обучающиеся по данной программе исследовали этимологию названия башкирского народного инструмента курай и предложили эту программу назвать именно так «Курай».
1.2.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность и отличительные особенности программы
Россия - наш общий дом. От того, как мы будем жить в этом доме, от содержания наших отношений, от умения наладить взаимодействие на основе уважения прав и свобод каждого человека, народа зависит наше будущее.
Происходящие в последние годы социально-политические изменения в стране привели к пробуждению национального самосознания народов, её населяющих. Оно, прежде всего, выразилось в требованиях создания национальных школ, способствующих восстановлению утерянных национальных традиций, языка и культуры. Возникла проблема организации процесса воспитания нравственных качеств личности, как взаимоуважение, взаимопонимание, дружба и взаимопомощь, культура межнационального общения, уважительное отношение к национальным традициям разных народов.
Необъятна и уникальна культура каждого народа. По крайней мере, три составляющие образуют народное самосознание и народную культуру – родной язык, осознанное историческое прошлое и заветное слово.
Программа «Курай» подразумевает деятельность, которая должна вызвать интерес к изучению обычаев, традиций, праздников, примет, фольклора и быта башкирского народа.
Нравственно-эстетические принципы, выработанные народом в течение столетий, передавались от отца к сыну, от поколения к поколению. Большая роль в умственном воспитании детей, в развитии познавательных способностей и нравственных качеств принадлежала детскому фольклору. Все народы эстетическое воспитание организуют через песни, пляски, частушки, художественную отделку и роспись предметов быта, одежды, интерьера дома и др. Элементы народной педагогики – обряды, обычаи, ритуалы всех народов придают определённую организованность и психологический настрой при возрастных изменениях социального состояния человека и т.д.
Воспитание культуры чувств, умения сопереживать, слышать, видеть, воспроизводить, ощущать сопричастность опыту предков через проникновение в мир родного края, формирование любви к месту своего рождения, любовь к родному языку, интерес к изучению обычаев, традиций, фольклора помогут решить многие проблемы, возникающие у детей.
Отличительные особенности данной программы определяются следующими факторами:
- программа расширяет, углубляет и интегрирует школьные учебные предметы: «Родной язык», «Краеведение»;
- носит гуманистический и практико - ориентированный характер;
- формирует у обучающихся культурологическую компетентность;
- решает задачи допрофессионального культурологического образования;
- представляет возможность наработать исследовательские навыки;
- широко использует новые технологии (информационно-сетевые, коммуникативные, дистанционные, проектные);
- сотрудничает в социуме с различными организациями:
Основополагающим для разработки программы стали следующие нормативные документы: Федеральный закон от 29.12.12 г. Приказ министра образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.№1008. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»» и Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014 №1726-P.
Социальное партнёрство.
Объединение более 7 лет сотрудничает с институтом истории языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук. Кроме этого с МБУ ДШИ №3 «Младость» г. Самара, с отделом межнациональных связей правительства Самарской области, с ОО Курултай (конгресс) башкир г. Самара Самарской области, с Уфимской филармонией, с Домом дружбы народов г. Самара, с Управлением культуры Администрации Большечерниговского района, с МБУ Дом молодёжных организаций Большечерниговского района, с администрацией сельского поселения Украинка, с МБУ Межпоселенческая центральная библиотека, с ГБОУ СОШ с. Украинка.
Обучение ведется с учетом индивидуальных особенностей развития, учета способностей и одаренностей, а также специфики физического и психического состояния, здоровья детей.
Взаимоотношения педагога и обучающихся основаны на взаимопонимании и гуманно-демократических принципах.
1.3. Цели и задачи программы
Цели программы: способствовать формированию культурологической компетенции у подрастающего поколения и становления гармонично развитой личности через приобщение к основам башкирской культуры, развитие интереса к ней.
Реализация целей программы предусматривает решение важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач:
Развивающие:
- развить у детей стойкий интерес к башкирской культуре;
- способствовать развитию исследовательских навыков, умению самостоятельно пользоваться информационными ресурсами, самостоятельно применять знания в жизненных ситуациях, осуществлять самоконтроль;
- способствовать развитию психических свойств личности (внимание, воображение, память, воля и др.;
научить владеть своими эмоциями, чувствами, волевыми качествами, умению чередовать состояния напряжения и расслабления;
- развить творческие способности на основе изучения национальных песен, танцев и т.п.;
- создать условия для развития у детей базовых мировоззренческих основ в познании культуры своего народа;
- содействовать формированию и развитию коммуникативных навыков.
- развить эстетический вкус.
Воспитательные:
- сформировать чувство уважения к башкирским обычаям и обрядам;
- воспитать духовно - нравственные качества;
- приобщить к домашнему труду;
- воспитать толерантность;
Учебные:
- сформировать культурологические знания, умения, и навыки;
- сформировать и развивать практические и теоретические, репродуктивные и творческие, в том числе исследовательские умения и навыки;
Ценностные ориентиры содержания программы:
- формирование основ гражданской идентичности личности на базе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств как регуляторов морального поведения; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
По авторской образовательной программе «Курай» с 2011 года осуществляется обучение детей и подростков в возрасте 10-15 лет.
1.4. Организационно-педагогические основы обучения
Режим работы объединения «Курай»
Программа рассчитана на 3 года
1 год- 144 часа, 2 занятия по 2 часа в неделю
2 год- 216 часов, 3 занятия по 2 часа в неделю
3 год- 216 часов, 3 занятия по 2 часа в неделю
1.5. Ожидаемый результат.
В конце обучения учащийся должен знать:
- виды народного творчества;
- основы истории духовной и материальной культуры народов в Большечерниговском районе;
- национальные башкирские музыкальные инструменты и музыку;
- элементы народных башкирских танцев;
- народные игры, обычаи и обряды;
- основы здоровьесбережения;
В конце обучения учащийся должен уметь:
- исполнять башкирские песни и танцы;
- изображать в рисунке башкирские орнаменты;
- организовывать башкирские игры;
- изготавливать украшения для башкирского костюма;
- уметь готовить национальные блюда;
- уметь играть на одном из национальных музыкальных инструментов;
- проводить исследования на основе краеведческого материала;
- разрабатывать и реализовывать творческие проекты;
- владеть своими эмоциями, чувствами, волевыми качествами,
- чередовать состояния напряжения и расслабления.
1.6. Виды оценки результативности по программе.
Для оценки результативности учебных знаний применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся.
Формы оценки: устный опрос, собеседование с учащимися.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала.
Формы оценки: творческие задания, собеседование, соревнования.
В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения творческих и практических работ.
Итоговый контроль принимает различные формы: выставки творческих работ учащихся, защита проектов, участие в научно-практических конференциях, участие в профильных сменах, фото отчёт о проделанной работе, оформление портфолио достижений, психолого-педагогический мониторинг.
1.7. Психолого-педагогическая диагностика
С помощью педагога-психолога СП «Центр детского творчества», используя различные методики, выявляется у обучающихся уровень развития психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения); уровень развития познавательных способностей; склонность к занятиям какой-либо деятельностью; мотивы прихода в детское объединение; их интересы в свободное время; комфортность условий для занятий в детском объединении. Полученные результаты позволяют педагогу подбирать развивающие игры в зависимости от выявленных психологических особенностей детей.
Педагог и психолог проводят бинарные занятия с детьми. На этих занятиях обучающие получают знания о себе и учатся быть в жизни успешными с помощью различных тренингов, упражнений, тестов. Данные занятия проводятся в зависимости от обозначенных проблем у детей. Педагог-психолог совместно с руководителем обсуждает результаты обработки анкет, тестов по представленным методикам и даёт рекомендации, как педагогу, так и детям.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Харасова Руза Галимьяновна
→ Руза6832 06.10.2015 0 4202 341 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.