Дополнительная общеобразовательная программа "Фортепиано для души" для детей 12-16 лет; срок обучения: 3 года


Программа «Фортепиано для души» имеет художественную направленность и предполагает общеразвивающий уровень освоения.

Программа направлена на развитие творческих способностей подростка, его художественно-эстетическое воспитание.

Новизна программы заключается в том, что обучение игре на фортепиано начинается в подростковом возрасте, а не в сензитивном возрасте 5-7 лет, традиционном для раннего профессионального обучения. Обучение опирается на интерес, осознанную мотивацию самого ребенка, а не его родителей. Данная программа представляет собой интегрированный курс предметов фортепиано, сольфеджио, элементарной теории музыки и музыкальной литературы, входящих в программы ДМШ и ДШИ, так как овладение инструментом предполагает знание нотной грамоты, понимание основ и закономерностей музыкальной композиции и стилистики.

Актуальность программы в том, что обучение по программе «Фортепиано для души» предусматривает взаимосвязь со школьными предметами «музыка», «мировая художественная культура», «литература», «история». Углубленное изучение музыкального языка, непосредственное художественно-эмоциональное общение с музыкой разных жанров, стилей и эпох воспитывают эстетический вкус и потребности обучающегося, формируют у него слушательскую культуру и обогащают внутренний мир.

Педагогическая целесообразность программы в том, что обучение игре на фортепиано формирует познавательный интерес к музыкальной культуре. Интерпретация музыкальных произведений и элементарное музицирование способствуют развитию творческих и интеллектуальных способностей, а также способностей музыкальных, таких как музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память и др. Правильная организация пианистического аппарата, вкупе с созданием доверительной творческой атмосферы занятий, благотворно влияют на здоровье обучающегося, гармонизуют работу нервной  и сенсорной систем, мышечного аппарата.

Цель программы – интеллектуально-творческое развитие подростков в процессе обучения игре на фортепиано.

Задачи программы:

Образовательные:

  • дать представление о музыкальных жанрах, стилях, композиционных закономерностях;
  • раскрывать содержание музыкальных произведений;
  • познакомить со средствами музыкальной выразительности;
  • изучить нотную запись.

Развивающие:

  • овладеть основными видами исполнительских умений и навыков;
  •  раскрыть творческие интерпретаторские способности юного пианиста в процессе освоения музыкального произведения от создания замысла до его звукового воплощения;
  • развить музыкальные способности, а именно музыкальный слух, чувство ритма, координационно-двигательные способности, чувство формы и драматургии музыкального произведения.

Воспитательные:

  • воспитывать музыкальный вкус;
  • формировать музыкально-слушательскую культуру;
  • воспитывать эмоционально-эмпатийные качества (способность к восприятию чужого внутреннего мира, сочувствию, переживанию эстетических эмоций);
  • воспитывать волевые качества (терпение, усидчивость, целеустремленность, сценическую выдержку).

Сроки реализации. Программа «Фортепиано для души» ориентирована на детей в возрасте 12-16 лет, не имеющих специальной подготовки. Учитывая нормы СанПин по профилю деятельности, программа рассчитана на 3 года обучения.

Наполняемость групп. Занятия проводятся в индивидуальной форме.

Режим занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительность занятия 1 час.

Формы занятий – традиционная.

Формы организации деятельности на занятиях. Занятия проводятся в индивидуальной форме.

Приемы и методы.

  • метод создания проблемно-поисковых ситуаций;
  • метод сопоставления интерпретаторских моделей;
  • метод постижения субъектного характера интонационной содержательности;
  • метод творческих заданий; метод создания рефлексивной среды.
  • управление процессом эмоционально-эстетического постижения художественной экспрессии;
  • образная характеристика игровой пластики;
  • составление эмоциональной партитуры музыкального произведения;
  • педагогический показ («показ-вовлечение», «ищущий», «сравнительный», «вариативный», «карикатурный», «разрушающий», «освежающий» показ);
  • пластические приемы, в т.ч. сенсорно-кинестетический, дирижерский, прием метроритмической пульсации.

Ожидаемые результаты. К концу обучения ребята:

  • будут знать музыкальные жанры, стили, композиционные закономерности;
  • будут понимать музыкальный язык и нотную запись;
  • углубят свои представления о содержательности музыкальных произведений;
  • будут ориентироваться в средствах музыкальной выразительности;
  • овладеют основными видами исполнительских умений и навыков;
  • получат опыт творческой деятельности, а именно интерпретации музыкальных произведений и элементарного музицирования;
  • проявят музыкальные способности;
  • будут обладать музыкальным вкусом и слушательской культурой;
  • смогут проявить эмоционально-эмпатийные и волевые качества.

Предметная диагностика проводится в форме творческих заданий, контрольных опросов, творческого зачета.

Педагогическая диагностика проводится в форме анализа продуктов творческой деятельности обучающихся, наблюдений, бесед с обучающимися.

Формы подведения итогов реализации программы. Отчетное выступление на открытом занятии в конце учебного года.

1 год обучения

Задачи

Образовательные:

  • изучать нотную запись;
  • изучать средства музыкальной выразительности.

Развивающие:

  • развивать музыкальный слух и чувство ритма;
  • развивать способность передавать в звучании инструмента эмоции, образы, характер героя.

Воспитательные:

  • воспитывать эмоционально-эмпатийные качества;
  • воспитывать волевые качества.

Ожидаемые результаты.

К концу первого года обучения обучающиеся:

  • будут понимать музыкальный язык и нотную запись;
  • будут ориентироваться в средствах музыкальной выразительности;
  • будут воспринимать и анализировать несложные мелодию, гармонию и ритм;
  • будут передавать в звучании инструмента эмоции, образы, характер героя;
  • будут способны к восприятию внутреннего мира лирического героя, сочувствию, переживанию эстетических эмоций;
  • будут проявлять терпение, усидчивость, целеустремленность.

Полный текст материала Дополнительная общеобразовательная программа "Фортепиано для души" для детей 12-16 лет; срок обучения: 3 года смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мантрова Ирина Юрьевна  Klavirina
концертмейстер, ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества Кировского р-на СПб
16.10.2015 0 1378 252
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0