Программа дополнительного образования "По следам Object Pascal"; 6 - 9 классы

Программа дополнительного образования "По следам Object Pascal"; 6 - 9 классы

Программа представляет собой начальный курс программирования на языке Object Pascal с применением интерактивной среды разработки Lazarus. Предназначена для учащихся средней общеобразовательной школы в возрасте 12-15 лет. И рассчитана на срок реализации в 1 год (72 учебных часа).

Характеристика программы
Программа дополнительного образования «по следам ObjectPascal» предназначена для учащихся средней общеобразовательной школы в возрасте 12–15 лет.Срок реализации программы 1 год (72 часа 2 раза в неделю по 45 минут).
Программа представляет собой начальный курс программирования на языке ObjectPascal с применением кроссплатформенной интегрированной среды разработки Lazarus.

В программе предложен авторский подход к структурированию учебного материала, последовательности его изучения, путей формирования системы знаний и умений, развития и воспитания учащихся.

Отличительной особенностью программы является учебно-методическое обеспечение, подобранное таким образом, чтобы с одной стороны удовлетворить личные мотивы учащихся в изучении программирования, ас другой обеспечить подготовку к выполнению заданий входящих в состав ОГЭ и ЕГЭ по информатике, а так же сформировать основу для дальнейшего изучения языков программирования в профильных образовательных учреждениях. 

Обучение по программе позволяет сформировать благоприятные условия для интеллектуального и духовного развития личности ребенка, познавательной активности и творческой самореализации.

Программа дополнительного образования «по следам ObjectPascal» имеет большой потенциал в осуществлении междисциплинарных связей.Позволяет раскрыть роль математического аппарата, как инструмента для решения задач, связанных с естественнонаучными дисциплинами. Помогает закладывать естественнонаучное мировоззрение. Побуждает мыслить.

Цель программы
Познакомить ребят с основами программирования на языке ObjectPascal.

Задачи программы
Обучающие:
Сформировать представление ребят об основах программирования на языке ObjectPascal; способствовать профессиональной ориентации ребят и подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по информатике;формировать целостный естественнонаучный взгляд на мир и интерес к техническим специальностям.
Развивающие:
развивать внимание, алгоритмическое, логическое, системное, объектное мышление;развивать способность к формализации, творческую активность, самостоятельность и целеустремленность;
расширять кругозор.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, внимательность, аккуратность, усидчивость, интерес к техническим специальностям.

Результаты освоения курса
Личностные:

Иметь способность к саморазвитию и самообразованию на основе устойчивой познавательной мотивации.
Иметь способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе профессиональных предпочтений
Получить опыт участия в социально значимом труде и реализовать свои творческие потребности.
Метапредметные:
Уметь строить логические умозаключения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии)устанавливать аналогии, причинно-следственные связи и устанавливать аналогии.
Уметь читать таблицы, графики, схемы,строить разнообразные информационные структуры для описания объектов, и выбирать форму представления информации в зависимости от поставленных задач.
Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности и определять способы действий в рамках предложенных условий.
Предметные:
Владеть начальным навыком программирования на языке ObjectPascal с использованием средыинтегрированной разработки Lazarus.
Понимать термины: транслятор, компилятор, интерпретатор, компоновщик (линковщик), отладчик, оператор, операнд, переменная, тип данных, булево значение, конъюнкция, дизъюнкция, конкатенация, отрицание, условный оператор, цикл, итератор, массив, индекс, элемент массива, сортировка, подпрограмма, процедура, функция, параметры, область видимости, перегрузка, графический пользовательский интерфейс (ГПИ).

Тематическое планирование

 

  •  

название раздела

количество часов

  •  
  •  
  •  
  1.  

введение в программирование

 

2 часа

2 часа

  •  
  1.  

знакомство со средой разработки

 

2 часа

1 час

1 час

  1.  

переменные и типы данных

 

8 часов

4 часа

4 часа

  1.  

линейные алгоритмы

 

2 часа

  •  

2 часа

  1.  

ветвящиеся алгоритмы

 

4 часа

2 часа

  1.  
  1.  

цикличные алгоритмы

 

8 часов

4 часа

4 часа

  1.  

одномерные и двумерные массивы

 

8 часов

4 часа

4 часа

  1.  

процедурное программирование

 

4 часа

2 часа

2 часа

  1.  

работа с файлами

 

4 часа

2 часа

2 часа

  1.  

визуальные компоненты

 

4 часа

4 часа

4 часа

  1.  

основы графика

 

2 часа

2 часа

2 часа

  1.  

самостоятельная работа над проектом

 

16 часов

2 часа

14 часов

  1.  
  •  

 

2 часа

2 часа

  •  

 

72 часа

 

Содержание курса

Тема 1 «Введение в программирование»
Содержание темы
Решение организационных вопросов. Задачи программирования. Эволюция средствпрограммирования от записи программ на перфокарты до современных средств разработки. История развития языка Pascal.
Виды деятельности
Беседа. Демонстрация слайдов и мультимедийных материалов, таблиц, схем, фотографий.

Тема 2 «Знакомство со средой разработки»
Содержание темы
Интегрированные среды разработки (редактор, компилятор, отладчик, компоновщик). Среда разработки Lazarus. Структура консольных приложений на ObjectPascal. Файлы проекта.
Виды деятельности
Показ (исполнение) педагогом. Работа по образцу. Анализ текста программы.

Тема 3 «Переменные и типы данных»
Содержание темы
Понятие переменной, как имя ячейки памяти заданного размера. Понятие константы, как значения в тексте программы. Объявление переменных. Присвоение значений переменной. Оператор присвоения. Типы данных. Числовой тип данных, арифметические операторы, стандартные функции для работы с числовыми типами данных. Строковый тип данных, конкатенация, стандартные функции для работы со строками. Логический тип данных, булевы значения, логические операторы, логические выражения, таблицы истинности. Типизация, строгая типизация. Привидение типов данных, стандартные функции привидения типов данных. Ввод и вывод данных в консоль.
Виды деятельности
Беседа. Показ (исполнение) педагогом, демонстрация таблиц и схем. Упражнения.

Тема 4 «Линейные алгоритмы»
Содержание темы
Понятие линейного алгоритма, задачи решаемые по средствам линейного алгоритма. Структурные компоненты алгоритма (следование, ветвление, повторение). Решения задач по разработке и выполнению программ в ObjectPascal. Подведение промежуточных итогов.
Виды деятельности
Беседа. Самостоятельная работа. 

Тема 5 «Ветвящиеся алгоритмы»
Содержание темы
Понятие условного оператора. Оператор варианта. Совместное использование нескольких условных операторов. Способы описания алгоритмов ветвления на ObjectPascal. Решения задач по разработке и выполнению программ в ObjectPascal.
Виды деятельности
Беседа. Показ (исполнение) педагогом, демонстрация таблиц и схем. Упражнения, самостоятельная работа.

Тема 6 «Циклические алгоритмы»
Содержание темы
Понятие цикла. Циклы с предусловием и цикл с постусловием.  Итерация и цикл по итерату. Способы описания циклических алгоритмов  на ObjectPascal. Операторы передачи управления, выход из цикла и переход к следующей итерации. Совместное использование нескольких вложенных циклов. Решения задач по разработке и выполнению программ в ObjectPascal. Подведение промежуточных итогов.
Виды деятельности
Беседа. Решение проблемных ситуаций. Показ (исполнение) педагогом. Демонстрация таблиц и схем. Упражнения. Самостоятельная работа.

Тема 7 «Одномерные и двумерные массивы»
Содержание темы
Понятие массива, как набора проиндексированных переменных. Индексы. Объявление массива, присвоение набора значений и обращение к его элементам в языке ObjectPascal. Совместное использование циклов и массивов. Типовые алгоритмы с массивами (вычисление суммы значений в массиве, поиск максимального элемента, сортировка пузырьковым методом, удаление и вставка элементов массива). Двумерные массивы.
Виды деятельности
Беседа. Решение проблемных ситуаций. Показ (исполнение) педагогом. Работа по образцу. Демонстрация таблиц и схем. Анализ текста программ. Упражнения.

Тема 8 «Процедурное программирование»
Содержание темы
Разделение сложных задач на более мелкие. Понятие подпрограммы. Процедуры. Способ записи процедур в ObjectPascal. Область видимости, глобальные и локальные переменные. Параметры и их передача. Функция. Способ записи функций и возврат значения в ObjectPascal. Решения задач по разработке и выполнению программ в ObjectPascal.
Виды деятельности
Беседа. Показ (исполнение) педагогом. Демонстрация таблиц и схем. Упражнения. Самостоятельная работа.

Тема 9 «Работа с файлами»
Содержание темы
Файл и его структура, хранение данных в долговременной памяти. Чтение и запись файла. Этапы обработки файла программой в ObjectPascal. Функции для обработки файлов. Решения задач по разработке и выполнению программ в ObjectPascal. Подведение промежуточных итогов.
Виды деятельности
Беседа. Показ (исполнение) педагогом. Демонстрация таблиц и схем. Анализ текста программы. Самостоятельная работа.

Тема 10 «Визуальные компоненты»
Содержание темы
Развитие пользовательских интерфейсов. Графический пользовательский интерфейс (ГПИ). Структура оконного приложения на ObjectPascal. Файлы проекта. Редактор форм. Графические компоненты их свойства и события. Адресация свойств графических компонентов. Основная форма. Кнопки. Надписи и строки ввода. Растровое изображение.
Виды деятельности
Показ (исполнение) педагогом. Работа по образцу. Демонстрация таблиц и схем. Упражнения. Самостоятельная работа.

Тема 11 «Основы графики»
Содержание темы
Принципы построения графического изображения. Направление осей и координат. Изменение цвета отдельного пикселя. Шестнадцатеричный код цвета. Указатель. Функции отображения графических примитивов. Сторонние библиотеки.Подведение промежуточных итогов.
Виды деятельности
Беседа. Решение проблемных ситуаций. Показ (исполнение) педагогом. Работа по образцу. Демонстрация таблиц и схем. Анализ текста программ. Упражнения.

Тема 12 «Самостоятельная работа над проектом»
Содержание темы
Поиск и постановка задач. Рекомендации по работе над проектом. Подведение итогов работы кружка.
Виды деятельности
Мозговой штурм, самостоятельна работа.

Учебно-методическое обеспечение

Для успешной реализации программы, в рабочем кабинете должно быть оборудовано не менее 12 ученических мест. Рабочее место должно быть оснащено портативным или стационарным компьютером с доступом в интернет и предустановленной интегрированной средой разработки Lazarus.
На усмотрения учителя на занятиях могут применяться: комплекты демонстрационных наглядных пособий (плакаты, таблицы, схемы). Комплекты презентаций и слайдов, учебно-методическая литература по теме (учебники), научная литература (справочники) и периодические издания.
При подборе заданий для каждой темы требуется избегать абстрактных задач. А демонстрация проводится на простых примерах, минимизировав тем самым влияние на восприятие нового материала возможных пробелов в знаниях.


Полный текст материала Программа дополнительного образования "По следам Object Pascal"; 6 - 9 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ширинов Максим Тейфукович  MADgehog
30.01.2017 0 2103 184

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0