Программа учебного курса «Элементы цирковой педагогики»


Программа учебного курса учитывает возрастные, типологические и индивидуальные особенности детей, степень и характер отклонения от нормы, особые образовательные потребности личности ребёнка с ОВЗ и предполагает создание особой пространственной и временной общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебным курсом предложено освоение следующих ведущих образовательных компонентов: жонглирование предметами, езда на уницикле, манипулирование различными предметами.

I. Пояснительная записка
Содержание образовательной области «элементы цирковой педагогики» предмета физическая культура разработано с учетом приказов Минобрнауки Р.Ф. N 1598, №1599 ФГОС обучающихся с умственной отсталостью. Курс разработан на основе Конституции Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее – АООП), приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897., законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Программа учебного курса учитывает возрастные, типологические и индивидуальные особенности детей, степень и характер отклонения от нормы, особые образовательные потребности личности ребёнка с ОВЗ и предполагает создание особой пространственной и временной общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебным курсом предложено освоение следующих ведущих образовательных компонентов: жонглирование предметами, езда на уницикле, манипулирование различными предметами. 

Характеристика учебного курса.
Жонглирование подразумевает различные сочетания и чередование предметов, находящихся в воздухе, как однородной формы, так и различных по конфигурации, траектории полёта.

Жонглирование является зеркалом работоспособности, заложенной в человеке природой, так как только многократное повторение дает возможность доведения этих умений до высокоорганизованной координации.

Владение приемами жонглирования позволяет развивать жизненно важные компетенции, формирует и совершенствует специальные двигательные умения и навыки, специальные двигательные качества - ловкость, силу, скорость, выносливость в различных сочетаниях, чувство ритма – все то, что крайне необходимо для ликвидации пробелов в ЗУНах и имеющихся отклонениях в развитии детей с нарушением интеллекта.

В условиях коррекционного образовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, предполагается жонглирование со следующими предметами: мячи профессиональные для жонглирования, жонглирование мячами для большого тенниса, в том числе и жонглирование мячами для мультибола, профессиональные кольца для жонглирования, булавы (гимнастические, адаптированные для детей), манипуляции нестандартным оборудованием (подбрасывание-ловля палок, установленного образца: размера, материала изготовления и т.д.). 

Алгоритм реализации курса построен на использовании мультипликативного эффекта, то есть, освоение последующих двигательных компетенций опирается на освоение предыдущих. На начальном этапе планируется сольное жонглирование. На последующих этапах развития двигательных компетенций данной направленности добавится парная и групповая. Предлагается развивать координационные способности, перемещаясь в пространстве в процессе езды на моноцикле, как подвижного тренажёра. В результате первых опытов практической деятельности обнаружилась способность наших детей владеть данной двигательной способностью, наряду с другими. Подобных двигательных аналогов в ранее изученных программах – нет. На основе опыта практических занятий, изученной литературы, анализа просмотренного интернет-видео, всё более отчётливо приобретают очертания устойчивой тенденции развития данных компетенций. Ожидаемым результатом реализации данной программы является усиление мотивации занятий физическими упражнениями, приобретение специальных знаний, умений и навыков цирковой направленности, укрепление своего личного социума, позволяющего занимать более выгодное (социально адаптированное) положение в современном обществе. 

Физическая культура в коррекционном образовательном учреждении реализующем адаптированные основные общеобразовательные программы является составной частью всей системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Характер, степень отклонения от нормы, выдвигает на передний край реализацию ряда конкретных целей и задач учебного курса «элементы цирковой педагогики»:

Цель: 

  • Создание коррекционно-компенсаторного пространства, повышение уровня физической и умственной работоспособности через работу на уроках цирковой педагогики.

Задачи: 

  1. Активизация оздоровительных, мыслительных, воспитательных процессов обучающихся через возбуждение активных зон, находящихся на ладонях.
  2. Улучшение качества имеющихся и создание новых базовых, жизненно важных компетенций обучающихся.
  3. Создание и совершенствование личностной коррекционно-компенсаторной образовательной среды.
  4. Формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, двигательных качеств (координация, сила, скорость, выносливость);
  5. Привитие учащимся устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;

Место предмета в учебном плане

Срок обучения    5 – 9 классы
учебная нагрузка (в часах)    170

1. Срок реализации образовательной области предмета физическая культура – учебного курса «элементы цирковой педагогики»- 5 лет. По 34 часа в год. Объем учебного времени, предусмотренный планом образовательного учреждения на реализацию образовательной области «элементы цирковой педагогики»:170 часов. Форма проведения учебных занятий: внеурочная, при необходимости, в зависимости от задач урока – индивидуальная, парная, мелкогрупповая (от 2 до 4 человек), продолжительность урока - 40 минут. Возможно так же использование дополнительной формы образования – факультативные занятия, участие в спортивных мероприятиях школьного, муниципального, краевого уровня.

2. Требования по годам обучения
Весь материал курса построен на последовательном усложнении технических приемов, при переходе от одного года обучения к другому. Программа создает возможность обучения и совершенствования умений и навыков техники жонглирования в объеме, необходимом как для существенного пополнения банка жизненно важных компетенций (у детей с существенными отклонениями от нормы), так и для создания циркового номера (тем ученикам, которые на это способны).

  • на первом, втором и третьем году обучения происходит подготовка кистевого аппарата занимающихся, необходимых для жонглирования, мышечных групп к работе на более высоком уровне трудности, формирование основ владения жанром через совершенствование специальных двигательных качеств, необходимых в работе с предметами (быстрота, ловкость, выносливость в различном по характеру и объёме сочетании);
  • на четвертом и пятом году обучения осваиваются трюковые комбинации с различными предметами;

ІІ. Предметные результаты освоения учебного курса
Предметные результаты освоения учебного курса из АООП по внеурочной и коррекционной работе включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для данной предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. 

Программа учебного курса определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. 
Минимальный уровень является обязательным для большинства 
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными
обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. 
Достаточным уровнем освоения программы предполагается приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области «элементов цирковой педагогики»:

  • сформированный комплекс знаний, умений и навыков в использовании технических приемов жонглирования различными предметами (булавами, кольцами, шарами, мячами, шляпами, тростью, ракетками) для создания сольного или группового номера в жанре жонглирования;
  • знание основ техники безопасности в использовании жонглерского реквизита;
  • знание основ терминологии;
  • навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста или участника циркового номера в жанре жонглирования.
  • владение техническими основами жонглирования тремя предметами;

ІІІ. Содержание учебного курса:
Техника перемещений в стойке:

  • перемещения в стойке. 

Перемещения выполняются произвольно, в зависимости от сложившейся учебной ситуации. Обычно, если работа проводится на месте, то ноги слегка согнуты, туловище прямо, плечи слегка собраны назад, развернуты. Обучающийся выполняет задание, данное педагогом, старается правильно выполнить его, но, педагог, дающий организационно – методические указания

в ходе работы учеником, должен внимательно следить за осанкой обучающегося. В ходе перемещений в стойке, занимающийся – не сутулится, перемещается, удерживая туловище в вертикальном положении.

Жонглирование мячами

  • переброска одного мяча из руки в руку. 

Траектория полета мяча должна проходить не выше головы учащегося и быть не шире его плеч. Подбрасывая мяч, не следует применять силу, руки должны быть расслабленными и согнутыми в локтях, пальцы раскрытыми, ладони повернуты вверх. Чтобы поймать мяч, ученик следует навстречу ему, подводит ладонь, смыкает пальцы и мягко опускает руку;

  • подбрасывание двух мячей обеими руками следует не одновременно. Обучаемый правой рукой бросает мяч в левую. В это время он поднимает левую руку навстречу летящему мячу, выбрасывает находящийся в ней мяч и ловит другой мяч, брошенный правой рукой. Подбрасывание мячей необходимо начинать попеременно правой и левой рукой;
  • подбрасывание двух мячей одной рукой.

Первый мяч ученик подбрасывает так, чтобы он пролетел немного выше его головы, а второй мяч бросает навстречу первому так, чтобы восходящая траектория полета мяча оказалась ближе к середине корпуса исполнителя, чем нисходящая. Особое внимание следует уделить тренировке левой руки;

  • жонглирование тремя мячами двумя руками. 

Выполняется также как и подбрасывание двух мячей. Мячи должны подниматься чуть выше головы учащегося, летя по дугообразной траектории;

  • жонглирование тремя мячами каскадом двумя руками. 

Учащийся левой рукой начинает бросать мяч так же, как правой, то есть под мяч, летящий из правой руки. Выполняя данный элемент, ученик ловит мячи поочерёдно, левой и правой руками, придавая мячам необходимые траектории, напоминающие постоянное «движение воды с водопада»- каскад.

При успешном освоении жонглирования тремя мячами, обучающимся предлагается освоение следующих, более сложных по уровню трудности, видов работ с мячами, а именно: «4 4 1», «Воstonmess», «Chops» и так далее. В активе имеется 25 разновидностей компетенций для работы с мячом.

Жонглирование кольцами
Научившись перебрасывать одно кольцо из руки в руку, можно приступить к жонглированию двумя кольцами. 
Специфика жонглирования кольцами – вращательный момент (вращение на себя);

  • подбрасывание двух колец обеими руками.

Следует выполнять не одновременно. Обучающийся правой рукой бросает кольцо в левую. В это время он поднимает левую руку навстречу летящему кольцу, выбрасывает находящееся в ней кольцо и ловит другое кольцо, брошенное правой рукой. Подбрасывание колец необходимо начинать попеременно правой и левой рукой;

  • выброс двух колец одной рукой.

Следует выполнять вверх, над собой, по фронту, со смещением колец пальцами (большим и указательным), и их последующим разлётом так, чтоб кольца, достаточно разлетевшиеся в стороны, в движении можно было поймать двумя руками одновременно;

  • жонглирование тремя кольцами.

Выполняется следующим образом: два кольца берутся в правую или левую руку, одно кольцо придерживается мизинцем и безымянным пальцами, а другое – большим, указательным и средним пальцами. Сделав взмах рукой, учащийся первым выбрасывает то кольцо, которое придерживалось тремя пальцами, а затем бросает второе кольцо. При броске кисти рук необходимо опускать, а при взмахе поднимать. Это движение заставит кольцо вращаться, что будет способствовать точности его полета;

Жонглирование булавами

  • переброска одной булавы из руки в руку.

Булава берется за ручку в правую руку, повернув ее головкой к левому плечу и бросить с таким расчетом, чтобы она сделала один оборот только благодаря тяжести головки. Руки должны двигаться свободно;

  • переброска двух булав из руки в руку.

Броски проводят не в темп, а по очереди. Булава, брошенная левой рукой, должна лететь навстречу булаве, брошенной правой рукой, с ее внутренней стороны, пересекая линию полета;

  • жонглирование тремя булавами. 

На ладонь правой руки кладутся две булавы. Первой выбрасывается булава из правой руки, а затем продолжаются броски так же, как и при жонглировании двумя булавами обеими руками;

Жонглирование шарами (мультибол)
Мультиболом называется жонглирование шарами, находящимися на ладонях (без подбрасывания их от ладоней). В данной программе речь пойдёт только об этой двигательной компетенции. Вообще мультибол подразумевает жонглирование по всему телу (с использованием рук, ног, головы, всего тела);

  • вращение шара на ладони одной руки.

Для начала, кладём шар на ладонь, немного расслабленную, для того, чтоб она принимала форму шара расположенную параллельно полу, и начинаем вращать шар по кругу, на ладони. Если занимающемуся непросто начать вращать шар по кругу, необходимо подключить в работу пальцы, располагая шар между парой пальцев, необходимо перекладывать его от одной пары к другой. Доходя до последней пары по наклонной ладони, перемещаем шар к первой паре. Данное упражнение необходимо выполнять многократно, до возникновения чувства, что шар свободно катается. Данное упражнение называется «изоляция» руки, так как рука принимает неподвижное положение, двигается только шар. Второй способ овладения « изоляцией»- предполагает последовательное перемещение шаров вдоль предплечья с фиксацией одного шара и горизонтальным перемещением через него второго шара. Как разновидность, существует «вертикальное» перемещение двух шаров способом « изоляция»,подобно игре «тетрис»: левой и правой. В следующий момент, когда данное умение переходит в навык, с целью улучшения способности владения своей кистью, важно пополнить свой багаж другими умениями. Например, «изоляцию» шара, оставляя его лежать неподвижно на ладони и перемещая круговыми движениями ладонь под ним;

  • вращение двух шаров на ладони одной руки.

Лежащие на ладони 2 шара, жонглёр начинать вращать, включая в работу пальцы, придавая вращательное движение шарам, поочерёдно выполняя давящее движение внутренней стороной. В начале освоения данного вида жонглирования, можно помогать себе свободной рукой. Необходимо, вращая шарами, добиваться «чувства управляемости», свободным владением шарами. Тут же, манипуляции необходимо повторить в другую сторону. Так создаётся мнение об «удобном» направлении вращения шаров. Необходимо тренировать оба направления «удобное» и «неудобное», доводя их уровень развития до необходимого состояния совершенства. Эту же работу необходимо выполнять и другой рукой.

«Изоляция» шара, оставляя его лежать неподвижно на ладони и перемещая круговыми движениями ладонь под ним, таким образом чтобы второй шар перемещался вокруг первого;

  • «восьмёрка».

Начинается работа с расположения в ряд трёх шаров. Далее производится перемещение двух крайних шаров слева, затем, тоже самое, двух крайних шаров справа. Перемещение шаров в такой последовательности образует движение одного из шаров, по траектории в форме цифры 8.

В этом случае один из шаров всегда будет направлен в центр, между двух других и называется это движение – «восьмёрка»;

  • «змейка».

В начале необходимо отметить для себя каждый из трёх шаров, как соответственно первый, второй и третий. Необходимо перемещать шары с ладони на ладонь, соблюдая порядковый номер шара, образуя таким образом 
замкнутую цепь, в которой каждое звено обозначено порядковым номером шара. Данный трюк можно выполнять на ладони одной руки (если позволяет длина пальцев);

  • «линия».

Шары располагаются по два на каждой ладони, визуально образуя линию. На каждой ладони друг вокруг друга вращаются шары, но дополнительно ещё, выполняется движение руками. Выполняется проводка одной руки над другой, образуя скрёстное положение руки «раскручиваются» в противоположную сторону, до подобного скрещивания.

  • «рыбка»

Суть данного трюка заключена в том, что один шар лежит на ладони неподвижно, два других двигаются, обмениваются местами. Упражнение можно демонстрировать как в одну, так и в другую сторону. Выполнение начинается с приподнимания шара двумя пальцами: мизинцем и безымянным. Выполняя данную фигуру в противоположную сторону – большой палец поднимает шар, и он устремляется в сторону мизинца и безымянного пальцев и катится на них. Здесь шары также меняются местами. В данном виде манипуляции шарами создаётся «изоляция», так как один шар постоянно лежит неподвижно, тот который катится сверху вниз производит впечатление прыгающей рыбы. Это «рыбка».

Езда на моноцикле (уницикле)
Обучение начинается со знакомством правил поведения и мер безопасности при езде на моноцикле. Первое, что должен научиться выполнять обучаемый – правильному седу на уницикле, который необходимо фиксировать при условии, когда обучаемый ставит колесо моноцикла в устойчивое исходное положение: 

  1. колесо упёрлось перпендикулярно в шведскую стенку;
  2. колесо уницикла находится параллельно шведской стенке, внешняя педаль от шведской стенки находится в крайнем нижнем положении, так создаётся удобное положение для начала движения. Движение начинается, как правило, с педали, расположенной вверху. Для принятия исходного положения перед движением можно выбрать первый или второй пункт.

После постановки устойчивого навыка принимания правильного седа, необходимо научиться плавному троганью с места, при этом обучаемый постоянно держится за перила шведской стенки. Только находясь в таком положении, обучаемый находится в безопасности и продолжает движение вдоль гимнастической лестницы, до конца всех пролётов. После работы в таком двигательном формате, спустя определённое время, формируется умение, которое переходит в навык. Обучаемый получает возможность обрести устойчивый навык прямолинейного движения на уницикле, страхуя себя сам. Следующий шаг обучения рассчитан на более свободное владение моноциклом и опирается на способность перемещаться по периметру спортивного зала, выполнив круг. Далее, по мере накопления двигательного опыта, ученик свободно выполняет несколько кругов-2 и более. То же самое происходит и с обучением «фигурной езде»: вначале необходимо научиться выполнять движение вокруг центрального круга, эта фигура называется «круг», затем вокруг «квадрата», обозначенного конусами в центре зала, затем самая трудная по исполнению фигура – это езда по «треугольнику». Последний вид испытаний называется «лабиринт» и представляет собой зигзагообразную кривую, заканчивающуюся «змейкой». «Змейка» представляет собой установленные в одну линию конусы. Ученик выполняет манёвр на моноцикле, двигаясь между конусами. «Лабиринт» обозначен, как и всякая фигура, конусами.


Полный текст материала Программа учебного курса «Элементы цирковой педагогики» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чагин Александр Петрович  chagin0459
19.09.2017 0 101 12
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0