Модифицированная программа «Полифония»


Программа «Полифония» предназначена для внешкольной работы с детьми от 7 до 15 лет и направлена на развитие творческого потенциала в области хорового искусства.

Пояснительная  записка

Результаты изучения материалов передовых авторов 20 века А. Н. Карасёва «Методика пения», Д.Н. Зарина «Методика», С.И. Миропольского «О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе» и изучения программ других авторов дали возможность проследить за развитием проблемы певческого обучения детей младшего, среднего и старшего возраста, и сделать определённые выводы о состоянии интересующего меня вопроса.Создание программы обусловлено, желанием обновить содержание своей деятельности на основе личного опыта и  в связи с отсутствием подобной программы  в г. Астрахани. Хоровое пение является одним из актуальных средств эстетического воспитания детей, воспитания в них эмоциональной отзывчивости на прекрасное, в природе, в человеческих отношениях. Хорового пение, является:

  1. Навыком к дружному, совокупному действию
  2. Разумным стремлением общими силами достигнуть цели
  3. Привычкою тщательно выполнять свою собственную деятельность.

Хоровое пение обогащает музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня и обладает исключительными возможностями для  воспитания у детей ценнейших моральных качеств: чувство патриотизма, коллективизма. Хоровое пение – это один из важнейших видов музыкального искусства, который является средством осуществления музыкального воспитания детей.

Цель программы: 
Привить детям любовь к хоровому пению, создать условия для формирования необходимых навыков  
   
Задачи программы:

  • пробуждать в детях эмоциональное творческое  отношение к  пению.
  • обучать овладению  техническими и художественно-выразительными средствами хорового  исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного  содержания, которые заложены  в произведении.
  • выработать потребность в систематическом коллективном музицировании. 
  • воспитать духовный мир, сформировать будущую личность.

Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар и задачи усложняются, расширяется диапазон певческих возможностей детей. На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и пр.). На основе этих принципов определены формы и методы работы:

  • метод поэтапного  обучения. 
  • метод индивидуальной и групповой формы работы (разделение   по группам 10-15 человек.
  • метод  дискуссии (обсуждение посещений концертов других хоровых коллективов).
  • метод сравнения.

Применяются формы отчёта: открытые репетиции для родителей и педагогов, отчётные концерты. Ведущей технологией в программе является технология  традиционного обучения.

Критерии отбора детей:

В вокально-хоровую группу могут быть зачислены  дети всех возрастов при наличии у них достаточно выраженных :

  • голосовых данных
  • музыкального слуха.
  • музыкальной памяти.
  • чувства ритма.
  • желания заниматься хоровым пением.

Программа «Полифония» состоит из трёх этапов обучения. 
Темы каждого этапа по годам не изменяются, так как являются основными на протяжении всех лет обучения, усложняясь только интонационными, ритмическими  упражнениями и упражнениями, способствующими расширению певческого диапазона. При организации занятий,  хор целесообразно делить на три основных  состава или три группы: младший, средний, старший составы.

I   этап  (младший состав)  7-10 лет.
Срок реализации программы  3 года.
Количество часов в неделю – 4 ч.

II  этап (средний состав)  11-13 лет.
Срок реализации программы 2 года.
Количество часов в неделю – 6 ч.

III этап ( старший состав)  14–17 лет.
Срок реализации программы   3 года
Количество часов в неделю – 4 ч.

I   этап   «Ступенька» (младший  состав)

Психофизическое развитие.
В этот возрастной период происходит созревание лобного отдела больших полушарий, что создаёт возможность для осуществления целенаправленного, произвольного поведения, планирования и выполнения программы  действий. Дети этого   возраста отличаются яркой эмоциональной окраской переживаний и тонкой чувствительностью окружающего мира. Для детей младшего возраста характерно лёгкое голосовое звучание. Воспитание голоса в этом возрасте сводится главным образом к поддержанию лёгкого звучания  и охране детей от крикливого, форсированного  звучания. Диапазон  голосов этой группы ( До1- Ре1, РЕ 2 – Ми-бемоль2).

Задачи  I  этапа

  • Развивать лёгкого звучания.
  • Воспитывать бережного отношения к голосовому аппарату.
  • Научить правильному формированию гласных и согласных звуков.
  • Научить правильно, дышать при пении.
  • Научить петь выразительно, используя динамические оттенки.
  • Научить петь чисто и  в унисон.
  • Научить петь двухголосие  и слышать трёхголосие.
  • Научить петь без сопровождения.
  • Научить четко, произносить текст, с использованием элементов артикуляции.
  • Воспитывать чувство индивидуальности при пении.
  • Научить выразительному исполнению произведений.  
  • Осмысленному нахождению в произведениях кульминационных моментов.
  • Развивать чувство ритма.
  • Научить понимать дирижёрские жесты при несложных изменениях  динамики  и темпа.

Предполагаемый результат.
По окончании обучения на I этапе дети должны знать:

  • устройство голосового аппарата;
  • основные понятия дирижёрского жеста;
  • динамические оттенки;
  • виды звуковедения;
  • понятия: дикция, артикуляционный аппарат;
  • несложный пунктирный ритм;
  • разные виды дыхания;
  • понятия: унисон, строй, ансамбль.
  • понятия: кульминация, фраза.

дети должны уметь:

  • уметь петь только с мягкой атакой, лёгким звуком, без  напряжения (носовой, горловой звук должен стать незаметным);
  • бережно относиться к голосовому аппарату;
  • округлять гласные звуки в различных регистрах и чётко
  • произносить согласные звуки не утрируя их;
  • пользоваться при пении разными видами дыхания (правильно брать дыхание перед началом пения, в зависимости от  исполняемого произведения);
  • точно повторять заданный звук индивидуально и со всеми  вместе.
  • петь элементы двухголосие и слышать в легких   произведениях 3-х голосие;
  • петь упражнения и не сложные одноголосные произведения без сопровождения;
  • чётко  не утрируя произносить текст;
  • на звуке ля-I октавы правильно показать самое красивое индивидуальное  звучание своего голоса;
  • петь выразительно, осмысленно хотя бы фразу не очень простой песни, с ярко выраженной тематикой игрового характера,  
  • самостоятельно находить  кульминацию в произведении;
  • выполнять несложный пунктирный ритм;
  • тактировать в  размерах:  2/4, 3/4, 4/4;
  • пользоваться динамическими оттенками

дети должны понимать:

  • устройство голосового аппарата;
  • элементарные дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание- вдох, начало пения и его окончания).

Полный текст материала Модифицированная программа «Полифония» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Махаева Наталия Николаевна  Публикатор
01.07.2018 0 141 18

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0