Рабочая программа спецкурса по внеурочной деятельности "Духовно-нравственные ценности мировой литературы"


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №130 имени академика М.А.Лаврентьева»

 

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры

__________________

Г.И.Камолкина

«25» августа 2015 г.


 


 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
 

по __внеурочной деятельности спецклассов (духовно-нравственное направление)_для _8-х_ классов

(предмет)


 

«Духовно-нравственные ценности
мировой литературы»

2015- 2016 учебный год

310, понедельник, 1400

(кабинет, день недели, время)


 


 

Автор:
Дубова Лариса Руслановна,
учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория

Пояснительная записка

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования второго поколения поставлена задача интеграции духовно-нравственного воспитания во все виды деятельности школьника, в том числе в учебную деятельность. В связи с этим одна из основных составляющих ФГОС – «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определила систему базовых ценностей, способствующих успешному развитию страны в современных условиях [1].

Цель настоящего курса: практически реализовать. концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, используя интегрированный подход изучения произведений литературы, поскольку «литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности» [2].

Задачи:

  • внести определенный вклад в решение актуальных проблем современного литературного образования в рамках «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;

  • способствовать созданию представлений о ценностях, являющихся идейно-тематической основой художественных произведений, изучаемых как в спецкурсе, так и в общем курсе предмета «Литература»..

Формы работы:

  • интегрированный урок мировой литературы в старших классах, в основе которого лежит сопоставление литературного, музыкального и визуального текстов в рамках общей художественной идеи, тождественной той или иной нравственной ценности;

  • написание письменных работ, посвященных нравственной проблематике; обобщение и контроль знаний и умений учащихся.

Курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 8сп (социально-правового) класса.

[1] Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

[2] Зинин, С.А. Литература в школе или школа без литературы? / С.А. Зинин // Литература в школе. – 2009. - №9. – С. 23-26.

Тематическое планирование

п/п

Название разделов и тем

К-во

часов

Виды работ,

формы и приёмы работы

1

Введение. Истинные и ложные ценности

2

Нравственность. Ценности. Истинные и ложные ценности. Источники нравственности. Базовые национальные ценности.
Лекция с элементами беседы, выполнение заданий

2

«Что в имени тебе моем?..» (нравственное значение имени в мировой литературе)

2

Имя – семья – род – народ – Родина – патриотизм. Ономастика. Имя и его значение. Обучение работе со словарями имен и фамилий. Античные корни некоторых русских имен и фамилий. Нравственные выводы из значения имен литературных героев в контексте анализа художественного произведения
Лекция с элементами беседы. Тренировочные упражнения

3

«Главное можно увидеть только сердцем» (А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

2

Доверие и взаимопонимание в «Маленьком принце» А. де Сент-Экзюпери и стихотворении Ф.И. Тютчева «Silentium!». Тема понимания в свете рисунков повествователя в «Маленьком принце». «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Лекция с элементами беседы. Самостоятельная работа

4

Ромео и Джульетта: вечная история любви

3

Возвышенная любовь в трагедии У. Шекспира. Высокое чувство в музыке и живописи. «Страсть, полная трепета и накала» в русской поэзии (А.С. Пушкин, А.А. Ахматова, М.И. Алигер). «Я буду прясть полотно»: тема верности любимому человеку в современной авторской песне (Н. Матвеева, Ю. Лорес, Е. Гурфинкель и др.).
Лекция с элементами беседы

5

Маленький шаг в сторону большой любви (О` Генри «Дары волхвов»)

2

Любовь к ближнему в рассказе О`Генри «Дары волхвов». Тема радости дарящего в рождественских открытках. Тема бескорыстного служения людям в рождественских рассказах О`Генри и стихотворении С.А. Есенина «Шел Господь пытать людей в любови». «Всегда есть мороженое одному не вкусно ни мне, ни тебе, никому» как нормальная жизненная позиция.
Лекция с элементами беседы

6

Сочинение, посвященное нравственной проблематике

2

Обучение методике написания сопоставительного сочинения, в основе которого лежит духовно-нравственная ценность.
Лекция с элементами беседы

7

Сочинение, посвященное нравственной проблематике

2

Написание и редактирование сочинения

Письменная самостоятельная работа

8

Творчество и нравственный выбор

3

Тема выбора творческого пути в рассказе Джерома К. Джерома «Трогательная история». Сопоставление пафоса «Трогательной истории» и пафоса стихотворения Н.А. Некрасова «Блажен незлобивый поэт». Нравственный итог выбора в песне Ю. Энтина и М. Минкова «Дорогою добра».

Лекция с элементами беседы

9

Губительная сила лжи (по пьесе У. Шекспира «Гамлет»)

2

Ложь как антипод честности и доверия. Ложь как причина трагедии Гамлета. Интерпретация темы лжи в картинах Врубеля, а также в стихотворениях русских поэтов (А.А. Блок «Я – Гамлет», Б.Л. Пастернак «Гамлет»).
Лекция с элементами беседы

10

Тема трагедии главного героя в музыке Д. Шостаковича к фильму «Гамлет».

3

Просмотр, обсуждение и написание рецензии на фильм.

Беседа. Письменная работа

11

«Свою душу променял на тело» (по роману О. Уайльда «Портрет Дориана Грея)

2

Эстетическое и этическое развитие в романе. Необходимость реализации человеком заложенных в нем благих возможностей. «У природы нет плохой погоды»: о «даре» потерянной зрелости Дориана.
Беседа

12

Гордость, или Тема «иного» в мировой литературе

3

«Иные» в книгах Дж. К. Роулинг и С. Лукьяненко. Гордость как основа сущности «иных». Ложь и самообман на пути к трагедии «иных». Любовь как лекарство от гордости.
Работа в группах

13

«Какой идти дорогой?» (творчество антиутопистов)

2

Лекция с элементами беседы

14

Что такое красота

2

Античные каноны красоты. Античные мифы. Сопоставление красоты внешней и внутренней в зарубежной и русской литературной традиции..
Лекция с элементами беседы

15

Прославление труда (Д. Дефо «Робинзон Крузо»)

1

Труд как путь исправления главного героя «Робинзона Крузо». Труд в русском и зарубежном фольклоре (песнях, пословицах и поговорках). Пафос отображения труда и труженика в живописи. Несостоятельность человеческой жизни без творческого созидательного труда.
Творческая работа

16

В чем смысл жизни (по сказке В. Гауфа «Холодное сердце»)

1

Сказка как ценностный ориентир. Тема смысла жизни в сказке В. Гауфа «Холодное сердце». Восприятие ценностей на грани волшебства и реальности в музыке Грига и живописи Чюрлёниса.
Работа в группах

 

Всего

34

 


 


 


Полный текст материала Рабочая программа спецкурса по внеурочной деятельности "Духовно-нравственные ценности мировой литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дубова Лариса Руслановна  DLR1001
04.09.2018 0 809 47

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0