Презентация по теме "Народные календарные праздники. Масленица"


Слайд 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» Разработка занятия на тему: «Народные календарные праздники. Масленица» Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДиЮТиЭ» Шестакова Елена Петровна пгт. Таксимо, 2013 г. elena-shestakova@mail.ru
Слайд 2
Актуальность: Закладывая с детства знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. С помощью песенного фольклора учащиеся приобщаются к истории и культуре своего народа, стимулируется рост духовности, развиваются их философские взгляды на жизнь. Обучающие возможности фольклора огромны. Народные песни, игры, сказки, пословицы составляют питательную почву для нравственного и эстетического воспитания детей. Чем культурнее человек, тем осознаннее и бережнее он относится к историческим памятникам.
Слайд 3
Цель занятия: Приобщение к народным традициям и обычаям, воспитание общей культуры учащихся, расширение музыкального кругозора, развитие творческих способностей учащихся. Задачи: 1. Развитие гармоничной личности, формирование любви к родной земле и уважения к традициям своего народа. 2. Развитие активного восприятия музыки посредством музыкального фольклора; развитие специальных музыкальных способностей; формирование исполнительских навыков в области пения. 3. Развитие музыкального слуха и эмоциональной сферы ребенка, его творческих и сенсорных способностей; способствование развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры.
Слайд 4
Оборудование: •оформление кабинета в виде старинной избы; домашняя утварь; •народные инструменты (ложки, трещетки, рубель, коробочка, колокольчик, бубен, баян и пр.); •мультимедийный проектор для показа презентации, музыкальный центр; •плакат с изображением Масленицы. Последовательность отдельных этапов занятия: I. Организационно-подготовительный этап – 2 мин. II. Диагностический этап – 5 мин. III. Конструирующий этап – 30 мин. IV. Итоговый этап – 8 мин.
Слайд 5
Содержание занятия I. Организационно-подготовительный этап. В ходе этого этапа учащиеся настраиваются на творческую учебную деятельность. II. Диагностический этап, в ходе которого педагог проводит блиц-опрос: •Какие календарные праздники вы знаете? •Какие из перечисленных праздников являются «переходящими»? •Что означает термин «переходящие»? •Какой праздник мы отмечаем за неделю до Великого Поста? •Что вы знаете о Масленице? •Как традиционно празднуется Масленица в вашей семье?
Слайд 6
III. Конструирующий этап. Объяснение новой темы: «Народные календарные праздники. Масленица». «Согласно легенде, Масленица родилась на севере, отцом ее был Мороз. Однажды в самое печальное и суровое время человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их, Масленица пришла, но не той хрупкой девушкой, которая пряталась в лесу, а здоровой, пышнотелой женщиной с румяными щеками, коварными глазами и хохотом. В народе ее прозвали тридцати братьев сестрою, сорока бабушек внучкой, трех матерей дочкой. Масленица стала синонимом самого широкого, безбрежного разгула. Она называлась «веселой», «широкой», «обжорной», «разорительницей», «честной», «барыней – Масленицей», «госпожой Масленицей». Веселая, изобильная жизнь называется Масленицею: не житье, а Масленица. Масленица не имеет точного календарного времени, а является неделей, предшествующей Великому посту.
Слайд 7
КАРНАВАЛ Масленичная неделя называется карнавалом. Каждый день масленичной недели имеет свое название: Понедельник – встреча; Вторник – заигрыш; Среда – лакомка; Четверг – разгул, перелом, четверток широкий; Пятница – тещины вечера; Суббота – золовкины посиделки; Воскресенье – прощеный день, проводы, прощанье, целовальник.
Слайд 8
Понедельник - «Встреча» В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длиннее лен. А еще для того, чтобы лучше росли растения, нужно было качаться на качелях – чем выше, тем лучше
Слайд 9
Вторник - «Заигрыш» В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощали блинами.
Слайд 10
Среда - «Лак омка» Среда называлась «лакомкой», название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Все что есть на печи – все на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений были блины. У древних славян блин олицетворял Солнце. Слово «блин» произошло от слова «млин» - молоть. Первоначально млином называли изделие из гречневой молотой муки, пекущееся на сковороде, смазанной маслом. Очевидно, эти блины начали печь раньше хлеба.
Слайд 11
Четверг - « Разгуляй» Что бы помочь солнцу прогнать зиму, устраивается катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Катились на тройках с бубенцами, наперегонки и просто так. Катались молодые девушки, которых кучера из чужой деревни должны были угостить гостинцами, катались и бабы, похвалиться шубой (для этого подвертывали шубы сзади, показывая дорогой мех). Главное мужское дело в этот день оборона и взятие снежного городка. Выбирался городничий, обязанный стоять на защите города. Брали город с целью завладеть флагом на городе и самим городничим. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков. Потом, сломав крепость, возвращались в деревню с песнями.
Слайд 12
Пятница - « Тёщины ечера» в До пятницы чучело Масленицы хранилось где-нибудь в сарае, а в пятницу, после завтрака, парни и девушки вывозили ее на улицу и начинали шествие. Во главе процессии следовала Масленица, рядом с ней сидела самая красивая и нарядная девушка. Сани с Масленицей везли три парня. Первая красавица затягивала песню, ее подхватывали девушки и парни, и весь масленичный поезд весело и шумно двигался по деревенской улице. Заслышав пение, все спешили присоединиться к шествию и проводить Масленицу до самой горы, где государыня Масленица и открывала катание с ледяной горы, которое продолжалось до вечера, после чего государыня Масленица водворялась в сарай. А вечером зять едет «к тёще на блины», а тёща зятя привечает, угощает.
Слайд 13
Суббота - «З оловкины по с и д е л к и» Масленица снова появляется на улице, но теперь уже в сани, вместо парней, впрягали лошадь, увешанную бубенцами, колокольчиками и украшенную разноцветными лентами. В катании принимали участие и женщины не столько ради удовольствия, сколько для того, чтобы «зародился длинный лен». Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощенье – бесчисленные блины.
Слайд 14
Воскресенье - «П р о щ е н ы й день» В последний день Масленицы парни и семейные мужики из нескольких деревень сходились на ровном месте, где устраивались настоящие сражения, известные под названием «игры в мяч». В конце дня сжигали чучело Масленицы. У масленичного костра собирался весь народ. Звучали песни, прибаутки, шутки. Воскресенье – «прощеный день». В этот день просят прощение у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.»
Слайд 15
Далее конструирующий этап включает в себя работу над следующими разделами певческих навыков: 1. Речевая или дикционная разминка: разминка скороговорки «Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была губа, губа тупа» и «Три миллиона лимонов для миллиона хамелеонов» 2. Дыхательная гимнастика. Предлагаемая методика разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание, голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом. Количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем, примерно мы успеваем сделать 8-16 движений каждого упражнения.
Слайд 16
Основной комплекс дыхательных упражнений: Упражнение “Ладошки” (разминочное ) Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уводить. Делаем короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимаем кулачки в ладошки.
Слайд 17
Упражнение “Погончики” Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкаем кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.
Слайд 18
Упражнение “Насос” Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклоняемся вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Делаем короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“нюхаем пол”). Слегка приподнимаемся, но не выпрямляемся полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном делаем короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямляемся, выпуская воздух через рот или нос.
Слайд 19
Упражнение “Кошка” Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое “сбрасывающее” движение. Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас “не заносило” на поворотах. Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то выпрямляются, приседание лёгкое. Упражнение “Обними плечи” Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.
Слайд 20
3. Распевание. Способствует формированию правильного вокального звукоизвлечения, удобству исполнения, развивает внутренний слух, вырабатывает чистоту интонации. В качестве распевок используются народные потешки и песни, мелодии которых построены в диапазонах на разных певческих интервалах. После распевания работаем над песенным материалом. IV. Итоговый этап. •Анализ уровня практических знаний и умений учащихся. •Домашнее задание. Используемая литература: 1.Аникин А. Русские пословицы и поговорки. – М., 2003 г. 2.Науменко Г. Народный праздничный календарь. – М., 2001 г. 3.Энциклопедия русских обычаев. – М., 2000 г.

Полный текст материала Презентация по теме "Народные календарные праздники. Масленица" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шестакова Елена Петровна  elena_petrovna
06.03.2014 7 8496 805

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК