Петр Ильич Чайковский «Детский альбом»


П.И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес.
Сочинение "Детского альбома" - первое обращение композитора к детской теме.
"Детский альбом" - это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. На титульном листе первого издания: "Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей".
Ведущая:
Чайковский был доволен первым изданием "Детского альбома", отсутствием, как он считал, в нем опечаток. Правда, некоторое огорчение он высказал издателю по поводу внешнего вида издания: "Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом. Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, - но ничего, сойдет, - детям будет занятно".
Утренняя молитва
Молитвой начинался день ребенка. Молясь он настраивался на добрые мысли и поступки.
Светлая тональность соль мажора, равномерное ритмическое движение и строгая 4-голосная фактура(словно поет хор) передает настроение сосредоточенности и покоя.
Зимнее утро
"Зимнее утро" - вторая пьеса из фортепианного цикла П. Чайковского "Детский альбом". Особыми композиторскими приемами П. Чайковский фортепианным звучанием передал тонкую поэтическую атмосферу зимнего утра. Течение мелодии очень естественное и потому легко запоминающееся.
Марш деревянных солдатиков
Пьеса является элементом мини-цикла внутри всего "Детского альбома" и объединяется с близкой с ней по содержанию "Игрой в лошадки". Она демонстрирует ювелирную отделку всех элементов фортепианной фактуры. В творчестве П. Чайковского пьеса имеет своеобразную параллель - марш солдатиков (уже не деревянных, а настоящих мальчиков) в I картине Содержанию и "действиям" солдатиков соответствует трехчастность музыкальной формы пьесы.
Болезнь куклы
П. И. Чайковский очень тепло относился к детям. Им адресован целый ряд произведений композитора. "Болезнь куклы" - первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. Исполнение должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба. Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение мелодии и аккомпанемента.
Итальянская песенка
Эта пьеса открывает собой мини-цикл внутри "Детского альбома", который можно условно назвать "Музыкальный дневник путешествий", поскольку это пьесы ("Итальянская песенка", "Старинная французская песенка", "Немецкая песенка", "Неаполитанская песенка") с явным национальным колоритом. Это ясно не только из их названий, но и из самой музыки.
Неаполитанская песенка
Живя в Италии, П. Чайковский имел удовольствие слышать много итальянской - как профессиональной, так и народной музыки. Кое-что из особенно полюбившихся ему мелодий он позже использовал в своем творчестве. Мелодия, использованная в этой пьесе, как раз и является такой подлинной итальянской песенкой.
Мазурка
Мазурка по происхождению польский танец. В этом своем качестве она имеет характерные особенности польского танца. У П. Чайковского было много предшественников, писавших мазурки. Встречаются мазурки разного характера. Мазурка из "Детского альбома" - интимного камерного характера. Данная мазурка написана в традиционной для этого танца трехчастной форме.
Русская песня
Внутри "Детского альбома" можно выявить несколько мини-циклов - рядом стоящие пьесы, объединенные общностью содержания. В творчестве П. Чайковского без труда можно назвать образцы, очень близкие к подлинной русской народной музыке. Данная пьеса - яркий пример типично русских образов, свидетельствующий о необычайной любви композитора к России и всему русскому.
Мужик на гармонике играет
Эта пьеса - вторая (после предыдущей) в мини-цикле из трех пьес с русскими образами внутри "Детского альбома". В ней талантливо имитируется звучание гармоники (это дает повод кратко рассказать об истории появления и усовершенствования этого инструмента). В пьесе уникальная гармоническая структура, своеобразное использование определенных аккордов.
Баба-Яга
Гармонический язык в этой пьесе более острый, чем в других пьесах цикла. Резкие аккорды вместе с многочисленными акцентами и выдержанным от начала до конца отрывистым штрихом (staccato) придают музыке зловещую причудливость.
Угловатое, как бы нарочито утрированное звучание начала пьесы напоминает прихрамывающую походку сказочного персонажа. Пьеса исполняется очень скоро: в нотах авторское указание Presto (итал. – очень быстро).
В церкви
Завершается сборник пьесой "В церкви". Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало.
Литература
Картинки с интернета: Пётр Ильич Чайковский www.tchaikov.ru
Произведения » Фортепианная музыка » Детский альбом www.tchaikov.ru

http://school-collection.edu.ru/Детский альбом
Музыкальная энциклопедия Издптельство «Советская энциклопедия» Москва1981 Главный редактор Ю.В.Келдыш
Ю.Булычевский. В.Фомин. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Издательство «Музыка» Ленинград 1968
Музыкальное исполнение Михаила Плетнева


Полный текст материала Петр Ильич Чайковский «Детский альбом» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рапецкая Лариса Викторовна  нота
Преподаватель 1 квалификационной категории, ДОБРЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
17.11.2010 2 19166 1803
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 2
avatar
2 Ронатив • 00:31, 19.04.2011
Спасибо! Такая тема есть у меня в музыкальной литературе, обязательно включу Ваш материал.
avatar
1 Фуад-Паша • 15:36, 30.11.2010
Спасибо! Очень интересная разработка!