Статья: "Благотворительные проекты учащихся учреждения дополнительного образования детей"


Епанешникова Влада Владимировна,

методист,

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей города Димитровграда Ульяновской области»



































Благотворительные проекты учащихся учреждения дополнительного образования детей


На наш взгляд, одним из возможных путей привлечения обучающихся учреждения дополнительного образования к социально-значимым проектам может быть их участие в благотворительной деятельности, направленной на оказание помощи нуждающимся, на защиту окружающей среды и памятников культуры. Традиции добровольного служения обществу объединяют самых разных людей независимо от их возраста, места жительства, социального положения, религиозных взглядов и политических убеждений.

Мы можем встретить немало примеров оказания помощи нуждающимся людям или окружающей среде. Это сбор пожертвований для воспитанников детских домов, для людей, пострадавших от террористических актов, природных катаклизмов, техногенных катастроф, помощь пожилым людям, экологические акции. Как правило, подобные мероприятия всецело организуются педагогами, а детям в них отводится роль пассивных участников. Очень часто на вопросы: «Кому вы хотели помочь?», «Для кого собирали тетрадки и карандаши?», ребята не могут ответить, так как просто не знают, кому и зачем они помогают.

Многие считают, что детям школьного возраста еще рано заниматься благотворительностью, так как сделать что-то существенное на этом поприще они не смогут.

Практика Центра дополнительного образования детей доказала - учащиеся вполне способны стать участниками самых разнообразных добрых дел. При содействии взрослых они заботятся о нуждающихся в помощи людях, природе, культурных памятниках. Для воспитанников детского дома, солдат срочной службы Российской армии организуется сбор книг, канцелярских товаров, гигиенических принадлежностей. Детям, оставшимся без попечения родителей, ребятам, членам общественной организации инвалидов-опорников «Преодоление» очень необходимы общение, внимание и забота окружающих, поэтому для них проводятся адаптированные спортивные соревнования, праздники, конкурсы, организуются прикладные мастер-классы.

Традиционными стали концертные программы, в которых участвуют юные танцоры и певцы нашего Центра, выставки прикладного творчества в Доме-интернате для престарелых и инвалидов, в Университете пожилого человека «София». Несколько раз в году ребята приходят к пожилым людям со своим творчеством, желанием подарить радость и доброту.

Весной 2015 года учащиеся Центра собрали гуманитарную помощь бездомным животным: газеты, тёплые вещи для подстилок, бинты, медицинские препараты, ветошь, перчатки - вещи, необходимые для лечения животных. Всё это девочки вместе с мамами отвезли по указанному адресу, а потом обо всем увиденном рассказали товарищам. Ребята были удивлены и шокированы их рассказом о жестоком отношении людей к братьям нашим меньшим. Решение детей было единогласным: продолжать участвовать в акции «Помощь животным».

Руководство процессом подготовки и проведения благотворительных проектов в Центре занимаются педагоги, понимающие суть подобных дел и имеющие большое желание ими заниматься. Проектная форма организации благотворительной деятельности хороша тем, что за небольшой отрезок времени есть возможность не только начать какое-либо дело, но и увидеть определенные результаты своего труда.

В силу возрастных особенностей дети не всегда могут самостоятельно принять решение об участии в благотворительной деятельности, поэтому важно показать необходимость их участия. Это происходит путем рассказа об имеющейся проблеме, чтения газетных публикаций о добрых делах других людей, во время экскурсии по историческим местам или посредством знакомства с конкретными людьми, которым нужна помощь. Разумеется, это делается в корректной форме, например, во время какого-нибудь мероприятия или концерта, организованного силами учащихся.

После обозначения и обсуждения с ребятами из творческих объединений имеющейся проблемы создается инициативная группа из числа учащихся. Особо хотелось бы подчеркнуть важность добровольного участия ребят. Гораздо более целесообразно привлечь к проекту только тех, кто искренне желает оказать помощь, чем формально увеличивать число участников ради «галочки».

Рассмотрим основные этапы организации и проведения социального проекта.

После того как учащиеся определились, кому именно они хотели бы помогать, создается группа единомышленников. Педагог выполняет функции консультанта, впоследствии он также может присоединиться к проекту на любом этапе его проведения.

Затем определяются цель, миссия и название проекта. Цели должны быть реалистичными и достижимыми. Процесс определения миссии включает ответ на вопросы: «Что мы делаем?», «Для кого мы делаем?», «Как мы делаем это?» Название отражает цели проекта: «Доброе сердце – добрые дела!» (оказание прямой, практической помощи ветеранам труда, одиноким пенсионерам, а также братьям нашим меньшим), «Книги для всех» (сбор и покупка книг для воспитанников детского дома, солдат, проходящих службу в Российской армии), и т.д. Определяются последовательность и сроки выполнения работ, обязанности участников проекта.

Следующий этап  — поиск ресурсов (людей, оборудования, информации, времени, средств и др.) для реализации проекта. Наиболее эффективными способами можно считать обращение к родным, близким и знакомым организаторов проекта, а также организацию благотворительной акции. Создается информационное письмо о проекте, которое распространяется его участниками.

Одним из основных этапов реализации подобного проекта является проведение благотворительной акции. При ее подготовке необходимо учесть некоторые важные моменты. Во-первых, определить функции всех участников. Во-вторых, подготовить и вывесить за несколько дней до начала проведения акции информационный стенд. Желательно также во время бесед в классах объяснить учащимся цели и миссию проектов. В-третьих, подготовить помещение для приема пожертвований.

Как показывает опыт проведения благотворительных акций, одного дня обычно недостаточно. Многие из тех, кто не участвовал в акции в первый день, позже хотят принять в ней участие, поэтому просят провести акцию в течение двух дней.

Участники проекта информируют о своих целях, рассказывают о том, кому и как будут переданы пожертвования. Все дары принимаются для конкретного проекта, поэтому у участников акции есть возможность выбора наиболее значимого для них направления благотворительной помощи. Все принятые в ходе акции пожертвования регистрируются, систематизируются, упаковываются.

Мы полагаем, что передача пожертвований должна по возможности происходить во время специально организованных праздников или каких-либо торжественных мероприятий. Это дает возможность участникам проекта и тем, кому оказывается помощь, непосредственно пообщаться друг с другом. Проще всего организовать мероприятия накануне праздников.

Затем учащиеся и педагоги подводят итоги проектов. Они имеют как конкретный овеществленный результат (итоги проведения благотворительных акций), так и важный нематериальный результат: решается часть социальных проблем, проект становится своеобразным толчком для самоактуализации личности и педагога и учащихся, становления их гражданской позиции. Участники проектов всегда высоко оценивают их значимость как для получателей помощи, так и для себя лично.

Итоги проекта необходимо сообщить всем участникам благотворительной акции, а имеющийся опыт желательно распространять при помощи местных СМИ, через сайт образовательной организации. Всегда находятся люди, готовые так или иначе продолжить благотворительную деятельность.

Временные рамки проекта могут варьироваться в зависимости от его вида и целей, условий реализации (от двух–трех недель до нескольких месяцев). Такого рода проекты могут быть реализованы в любое время года, в любом населенном пункте.

Проектная деятельность – это эффективный инструмент развития личности школьника. Работа над социально-значимым проектом создаёт ситуацию успешности, позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, открыть для себя новые возможности. Также способствует реализации тех способностей обучающихся, которые оказались не востребованными в учебной деятельности, содействует проявлению лидерских качеств, способности устанавливать связи между знаниями и ситуациями, определять действия для решения проблем. Во время работы над любым проектом строятся новые отношения по линиям педагог - учащийся, учащийся - общество.

Этот вид совместной деятельности помогает выявить не только положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, которые в дальнейшем необходимо корректировать.

Существует масса разнообразных возможностей для организации благотворительной деятельности учащихся. Деятельности, которая поможет детям реализовать себя в качестве полноправных членов общества, полнее понять окружающий мир с его радостями и горестями, а может быть, даже понемногу изменять его в лучшую сторону.

Литература:

  1. Викторова Т.Б., Социальное проектирование – социальное действие//Дополнительное образование.- №1, 2006.

  2. Колчина М.С., Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся//Дополнительное образование.- №8,2004.

  3. Методика социально-образовательного проекта «Гражданин» / Составитель Пахомов В.П. - 2-е изд. доп. и перераб. - Самара: Изд-во «НТЦ», 2006.

  4. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально-образовательные проекты. Из опыта работы / авт.-сост.Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. - Волгоград: Учитель, 2010.

  5. Рукавишникова Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников //Дополнительное образование.- №10, 2005.

  6. Сбитнева В.Б. Возможности методики социального проектирования в формировании лидерской позиции подростков //Внешкольник. - №12, 2006.

  7. Управление проектами в социальной сфере: Методика разработки, выполнения и оценивания проектов. - Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2007.





Полный текст материала Статья: "Благотворительные проекты учащихся учреждения дополнительного образования детей" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Епанешникова Влада Владимировна  Публикатор
15.12.2015 0 6846 306

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0