Проект для детей старшего дошкольного возраста "Прекрасна Пермь, ты красками своими"


Описание проекта и конспекты занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художниками Пермского края, с архитектурой г. Перми. Для воспитателей ДОУ.

Если спросить взрослого человека, что ему запомнилось из детства, он обязательно назовет: красивый летний луг, цветущий весенний сад, молодую красивую маму и добрую бабушку.… Такие воспоминания облагораживают чувства, в этот момент у человека преображаются даже голос и лицо. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах.

Милый дом, моя улица, родная земля.…  Эти слова близки и понятны каждому человеку. Увидеть, прочувствовать эти слова помогает уникальный жанр живописи – пейзаж. Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы, но это совсем не случайно выбранный художником уголок природы или города. Его выбор обусловлен состоянием погоды, временем суток, настроением самого художника, который не фотографирует, а обобщает и творит образы природы. Пейзаж способен не только выражать настроение, но и несет в себе определенную идею. Пейзаж ярче других жанров живописи выражает различные оттенки и нюансы чувств, эмоций художника, его отношение к окружающей природе.

Поскольку ребенок ежедневно наблюдает «городской индустриальный пейзаж», существует острая необходимость познакомить и приобщить дошкольника к красоте лирического пейзажа родного города и края.
НОУ «ххх» по своему географическому положению находится в пригородной зоне, на фоне леса, дикой природы, дошкольники гуляют вокруг живой красоты и спрашивают: «Почему в г. Перми на улицах нет такой красоты как около гимназии?». Когда с подобным вопросом стали обращаться родители, то возникла необходимость в создании проекта, где ребята старшего дошкольного возраста будут учиться видеть прекрасное в окружающем мире на конкретном материале родной Пермской природы и лирического городского пейзажа. Проект заинтересовал ребят и их родителей, поскольку он способствует формированию интереса и любознательности ребёнка к эстетической стороне окружающей действительности.

Цель и задачи проекта

Цель проекта «Прекрасна Пермь, ты красками своими!»: Научить ребёнка 6 – 7 лет открывать для себя необычное в обычном, неизвестное в известном посредством интеграции разных видов детской деятельности, а именно видеть проявления искусства в окружающей действительности. Развивать художественно – эстетическое восприятие, практические навыки и умения в рисовании, опираясь на свой личный опыт и знания. Воспитать интерес к окружающей природе, способность любоваться красотой пейзажа города, природы, бережно относиться к себе, к другим, к миру. Обратить внимание родителей воспитанников на необходимость быть компетентными в художественно – эстетических вопросах, чтобы уметь удерживать познавательную активность у своих детей. 

Задачи:

  1. Способствовать формированию у старшего дошкольника любознательного интереса к явлениям окружающего мира и, как следствие, формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей, через серию непосредственно -  организованной деятельности разных видов и форм.  
  2. Развивать умение всматриваться, любоваться окружающим миром, посредством планирования индивидуальной работы с ребёнком.
  3. Познакомить старшего дошкольника с первыми представлениями о художественной и знаковой условности, индивидуальных способах изображения на основе знакомства с пейзажной живописью художников г. Перми и края.
  4. Организовать познание, не останавливаясь на холодном рассудочном анализе окружающего мира, а помочь дошкольнику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру. 
  5. Привлечь родителей воспитанников к совместной работе с воспитателем, по воспитанию у старшего дошкольника ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде.

Участники проекта

В реализации педагогического проекта «Прекрасна Пермь, ты красками своими!» участвуют:

  • Воспитанники дошкольной группы НОУ «ххх» (19 человек).
  • Педагоги группы
  • Родители воспитанников дошкольной группы гимназии.

Организация деятельности участников проекта

В проекте будут выделены две линии: познавательная (цикл познавательно – речевой непосредственно организованной деятельности, совместной деятельности с ребёнком) и практическая (продуктивные виды деятельности, рисование).

Содержание проекта «Прекрасна Пермь, ты красками своими!»

Недостаточно дошкольнику 6 – 7 лет рассказать словами о красоте природы и мира, который его окружает. Необходимо ещё ребёнку красоту самому создать, прочувствовать, увидеть, оценить и сравнить.

В рамках образовательной программы гимназии проект интегрируется со всеми направлениями развития дошкольника, но в нём конкретно решаются вопросы направлений: «Познавательно – речевое» и образовательная область «Познание», также  «Художественно – эстетическое развитие» и образовательная область «Художественное творчество». 

Продумана система работы с дошкольниками в режимные моменты, непосредственно – организованной деятельности, индивидуальная работа с ребёнком, совместная работа с детьми, взаимодействие с родителями по созданию образовательной среды и условий для организации экскурсий и выставок.

При использовании разнообразных форм и методов при работе с ребятами старшего дошкольного возраста  в рамках проекта (беседа, «погружение», игра, экскурсии, драматизация и т.д.),  хотелось всё же выделить использование в деле технические средства (мульти видео, проектор, магнитофон, диски и т.д.).

В группе была продумана предметно – развивающая среда по темам проекта, в центре продуктивной деятельности содержание менялось на стенде и на «полочке красоты» каждые 2 недели. Итоговые мероприятия, проходимые 1 раз в месяц, помогали ребятам систематизировать ранее увиденное, услышанное в игре, а также эмоции и впечатления облачить в краски, расположить всё на бумаге и, посредством анализа собственной работы, дать ответ, «открыть для себя новое знание» на свой же, интересующий его вопрос. 

Все мероприятия, непосредственно – организованная деятельность организовывались во вторую половину дня и сочетались с самостоятельной деятельностью детей и необходимостью дошкольников в двигательной активности. Образовательные ситуации, создаваемые педагогом в режимные моменты, готовили детей к восприятию последующего материала. Проблемные диалоги – рассуждения, провоцируемые воспитателем при анализе содержания картин, формировали у детей связную монологическую речь, диалогический навык в непринуждённой обстановке для ребёнка.

Дети учились эстетически видеть композицию, явления, предметы и наблюдать на основе знакомства с пейзажной живописью художников нашего края (лирический, городской  пейзаж, пейзаж природы Урала).
Опытно – экспериментальная деятельность с красками, гуашью, смешивание цветов – всё подводило ребёнка к тонкости восприятия цвета и его оттенков.

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, ярче других жанров живописи выражает различные оттенки и нюансы чувств, эмоций художника, его отношение к окружающей природе. Восприятие искусства – это напряжённая работа чувства и мысли, особый интеллектуально – эмоциональный труд души. На художественном содержании картин Пермских художников дети учились видеть прекрасное вокруг себя, переносили осознанный опыт на прогулочный участок гимназии, свою улицу, природу микрорайона и так по крупицам формировался опыт познания себя в огромном городе, мире. Дети знакомятся с картинами и других пейзажистов России: И.И.Саврасов «Грачи прилетели», И.И.Левитан «Золотая осень», И.И.Шишкин «В бору». Галерея г. Перми стала популярной и любимой для наших детей и их родителей.
Проект «Прекрасна Пермь, ты красками своими!» является хорошей стартовой площадкой для формирования у дошкольника 6- 7 лет нравственно – эстетического начала на осознанном уровне, развития внутренней культуры, художественного восприятия и принятия себя как личности. 

Ожидаемые результаты и их оценка.

По окончании проекта «Прекрасна Пермь, ты красками своими!» будут следующие результаты:

  1. Дошкольники 6 – 7 лет познакомятся с жанром изобразительного искусства «Пейзаж» и его видами. Дети заинтересуются живописью как одним из средств самовыражения и эмоционально – чувственной релаксации.
  2. Ребята сумеют увидеть красоту русской уральской природы Прикамья не только на картинах художников, но и в повседневной жизни города. Приёмы рисования, усвоенные детьми на организованных детских видах деятельности по ИЗО, помогут дошкольникам грамотно выразить и изложить свои эмоции красками на бумаге.
  3. Дети, занимаясь рисованием, учатся мыслить категориями красоты, представлять образы, соединять абстракцию с реальностью, что влечёт за собой развитие у них любознательности как одной из интегративных качеств личности.
  4. Родители на практике увидят интерес детей к изобразительному искусству как средству добычи новых знаний в интересующих их вопросах, что поневоле они будут тоже интересоваться вопросами рисования, живописи, чтобы соответствовать компетенциям, развитым у детей в рамках проекта.

Полный текст материала Проект для детей старшего дошкольного возраста "Прекрасна Пермь, ты красками своими" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Добрякова Наталья Николаевна  Публикатор
воспитатель, ЧОУ "Гимназия им. М. И. Пинаевой"
23.11.2016 0 64 9
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0