Статья "Арт - терапия в условиях детской больницы"


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АРТ-терапия в условиях детской больницы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Кузнецова Александра Валентиновна

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. АРТ-терапия в условиях детской больницы

АРТ-терапия в условиях детской больницы 1

 

Автор: Кузнецова Александра Валентиновна 1

СОДЕРЖАНИЕ 2

АРТ-ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ 3

 

(Отделение травматологии) 3

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ОБУЧАЮЩАЯ 4

РАБОТА ПЕДАГОГА В ДАННОЙ СРЕДЕ 4

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ ПО РАБОТЕ С ГИПСОВЫМ БИНТОМ 5

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭТИХ ЗАНЯТИЙ 6

 

1. Расширение творческого потенциала 6

 

3. Развитие мелкой моторики 6

 

4. Выведение из стресса 6

 

5. Решение социальных задач 6

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ 7

ПО РАБОТЕ С САЛФЕТКАМИ 7

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

АРТ-ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЫ

 

(Отделение травматологии)

 

 

 

Необходимость находиться в больнице - всегда стресс для ребенка. Если прибавить к этому плохое самочувствие, оторванность от привычных условий жизни, удаленность от своих близких,- то можно понять и частую смену настроения его, и отказ от непривычной пищи, и не всегда адекватную реакцию на желание войти с ним в контакт как других детей, так и взрослых.

 

  • таких случаях на помощь педагогу приходят другие дети, уже адаптированные к условиям отделения, а также атмосфера игровой комнаты, где не последнюю роль играют стенды и панно, на которых выставлены детские работы.

 

Занятиям по изобразительной деятельности в нашем отделении уделяется большое внимание, так как именно этот вид деятельности позволяет ребенку как бы абстрагироваться от сиюминутной ситуации, а также взглянуть на себя с другой стороны - осознать себя творцом, автором работы, которая находит положительные отклики и у других людей. Кроме того, немаловажная причина, по которой дети активно занимаются именно этим видом деятельности, заключается в том, что результаты своего труда они могут взять домой, подарить их близким.

 

Для того, чтобы детям было интересно заниматься творчеством, в нашем распоряжении находятся не только карандаши, краски и фломастеры, а также витражные краски, бисер и бусы, пюсли, шариковый пластилин. Занимаемся мы и нетрадиционными видами изобразительной деятельности. Такими, как квиллинг, аппликация из салфеток. Последней была освоена работа с гипсовым бинтом.

 

Используя опыт и наработки в этой области воспитателя Лютиковой Н.Ф., я овладела техникой работы с ним, и с некоторых пор эти занятия стали приоритетны в работе с детьми.

 

Причиной этому послужили не только яркие и самобытные поделки из гипсового бинта, но и та неожиданность, которая кроется в работе с этим материалом. А кроме того, и тот факт, что этот бинт используется и при лечении самих детей как фиксатор травмоопасных суставов .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ОБУЧАЮЩАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА В ДАННОЙ СРЕДЕ

 

При обобщении опыта работы больничного педагога необходимо учитывать тот фактор, что детский коллектив здесь - величина весьма непостоянная и разновозрастная, и уровень знаний и умений не всегда соответствует возрасту, обозначенному в карте ребенка. Здесь сказывается не только социальная значимость, но и количество перенесенных операций. Поэтому первой задачей воспитателя является создание в отделении благожелательной обстановки, дружелюбных взаимоотношений между детьми, что просто необходимо, в конечном счете, для дальнейшего быстрого выздоровления ребенка.

 

  • связи с тем, что дети в первую половину дня постоянно заняты лечебными процедурами основной акцент на занятия с воспитателем приходится на вторую половину дня.

Планирование занятий циклично и может повторяться до бесконечности в зависимости от состава детей и его направленности. Практически, это факультативы, направленные на расширение кругозора детей, на знакомство их с новыми видами деятельности . Воспитатель , как правило, занимается с группой детей, не превышающей пяти человек. Причем один, или даже двое из них, величина переменная,- могут прервать занятия и появиться через день, два, три и т.п. Их место занимается другими детьми. Поэтому одно и то же занятие повторяется три-четыре раза. Например, изготовление кукол заняло чуть ли не две недели: практически каждому хотелось сделать такую же.

 

Циклы занятий чаще всего зависят от материала. Наиболее полные циклы,- это работы детей с салфетками , с гипсовым бинтом, с бисером. Ценность таких занятий прежде всего в развитии творческого потенциала, на фоне которого идет работа и по воспитанию дружелюбия и терпимости по отношению к окружающим, и по закреплению или получению новых навыков использования полученного материала. А также снятия стресса при помощи общения, получения положительных эмоций.

 

  • такой системе занятий большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. И даже если идет работа в паре, акценты расставляются приоритетно наиболее нуждающемуся в нашем внимании, помощи, обучении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ ПО РАБОТЕ С ГИПСОВЫМ БИНТОМ

 

 

  1. Декорирование форм, используя нанесение рисунка жгутиком и раскрашивание гуашью или акварелью.

 

  1. Открытки с цветочными мотивами. Жгуты и веревочки. Заполнение петелек (лепестки и листья, банты и насекомые) гипсовой массой. Раскрашивание,

 

  1. Контурные поделки. Основа: рисунок с крупными деталями (можно взять раскраски для малышей). Жгуты и веревочки.

 

    • Петушок.

    • Елочка. (Пока гипс на застыл, можно украсить бисером, блестками, звездочками.)

 

 

Большие дети, работающие самостоятельно, часто делают тематические работы. Такие как :

    • Девочка на качелях.

    • Аквариум.

 

    • Пряничный домик.

 

    • Три медведя.

 

    • Подсолнух.

 

 

  1. Работы из гипсового бинта на бумажной основе.

 

    • Весенняя ветка.

Срезанная веточка обертывается бинтом. Из твердой бумаги вырезаются листья и лепестки. Каждый из них заворачивается в квадратик бинта. Через некоторое время каждый листик прикрепляется к ветке, а лепестки соединяются в один большой цветок и тоже крепятся к ветке.

- Кукла.

 

Из газеты формируется небольшой шар. Фиксируется бинтом. Из плотной бумаги делается конус, на который прикрепляется узкими полосками бинта голова. Из двух маленьких конусов получаются руки, которые также прикрепляются к туловищу. Основа готова. Затем дети укладывают волосы, головные уборы. Определяют, в какой одежде их кукла. Украшают ее. Раскрашивают. Таким же образом можно сделать деда Мороза, Снегурочку, Кота в сапогах. Если брали за основу цилиндр, получались красивые стаканчики для карандашей и вазы в виде птиц или кошек.

 

 

 

5

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭТИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

 

 

  1. Расширение творческого потенциала.

Дети видят, какие поделки стоят на выставке. Смотрят, как получается

 

  • других ребят. Сначала делают также. Потом ставится задача: чем отличается ваша работа от других, по каким признакам можно отличить именно твою работу, что в ней самого привлекательного. Можно ли про нее сказать, что такого еще ни у кого не было.

 

  1. Закрепление полученных ранее навыков внимательного отношения к обучению, пониманию того, что говорится воспитателем, последовательному выполнению всех приемов работы с гипсовым бинтом ( отмеривание нужной длины, аккуратное намачивание, скручивание или обертывание, придание необходимой формы, фиксация положенияО.

 

  1. Развитие мелкой моторики.

Выкладывание силуэта по образцу. Украшение поделки мелкими бусинами и бисером. Плетение косичек. Мелкие детали для украшения одежды.

 

  1. Выведение из стресса.

 

Отвлечение на создание красоты. Получение положительных эмоций: -

  • это могу, я - творец;

 

    • мама будет рада, я возьму это домой;

 

    • больница - это не так уж это плохо; здесь даже и интересно.

 

  1. Решение социальных задач.

 

Дружелюбие.

 

Терпимость.

 

Оказание творческой и технической помощи более слабому и таким образом самоутверждение, активизация своих положительных черт и эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

6

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ

ПО РАБОТЕ С САЛФЕТКАМИ

 

 

 

 

 

  1. Украшение готовых форм ( стаканчики для салфеток, вазочки для цветов, коробочки для мелочевки).

 

Работа с рваными кусочками, комочками в виде шариков.

 

  1. Изготовление подарочных открыток.

Скручивание стебельков, шарики, а также маленькие конусы, получаемые в результате накручивания на острие карандаша.

 

3. Листопад.

Поделка листьев и лепестков из салфеток, разрезанных на мелкие треугольники.

 

4. Розы и бутоньерки.

Изготовление из салфеток букетов и композиций из роз.

 

  1. Коллективное создание картин и панно. Пейзажные и сюжетные композиции.

 

 

 

Основные педагогические задачи в основном те же, что и на предыдущих занятиях.

 

 

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДАННОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

 

 

Затрагивает не только его педагогическую деятельность, но и весь пакет документов, который также является неотъемлемой частью его работы.

 

Здесь, предпочтительнее, чтобы планы педагогов строились на их творческих способностях, на тех умениях, которые присущи именно той или иной личности.

 

  • одного воспитателя этот может быть прекрасный дар общения. И тогда дети заходят в игровую просто поговорить. Обмен новостями, театральными сплетнями, рассуждения на тему что такое хорошо и что такое плохо чаще всего приводят к созданию доверительной обстановки, при которой дети именно к педагогу приходят со своими больничными проблемами, минуя врачей и родителей.

 

Основывая свою деятельность на том виде творчества, которое ему

 

7

наиболее интересно, педагог выигрывает трижды.

Во-первых, увлеченный человек рассказывает о своем предмете с такими подробностями и с таким интересом, что как правило, вокруг него образуется своя группа приверженцев, которые будут помогать ему не только во время занятий, но и в остальное время.

 

Во-вторых, при таком взаимопонимании и общении друг с другом лучше усваивается сам предмет. Возникают более крепкие личностные связи между детьми. Положительные эмоции способствуют быстрейшему выздоровлению. Меняется отношение к больнице. Многие дети среднего возраста ( шести-десяти лет) просят, чтобы их еще здесь оставили ненадолго,- слишком многое они не успели сделать или договорить.

В-третьих, дети сами становятся носителями этого чуда:

создания

красоты. И возвращаясь в наше отделение снова , они всегда рассказывают

кого порадовали или удивили они своими подарками, кого научили чему-то.

 

  • если уж учителя по труду или рисованию поставили им за этот труд еще и оценки,- тогда восторгу и в самом деле нет предела.

 

Опираясь на вышесказанное, я хотела бы обратить внимание на то, что работа больничного педагога стоит особняком и ближе всего по сути работе социального педагога. Только тот имеет выход и на районную управу, и на классного руководителя и психолога, и на семью,- в больнице же все сосредоточено в одних руках, хотя задачи остаются теми что и в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.А., Рычагова. Истоки диалога. М., 2003.

 

  1. Данилюк АЛ., Кордаков А.М., Тишков В.А. Конвенция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект. 2009.

 

  1. Клемантович И.П., Калмыков Г.А. Социальная педагогика. М., 2004.

  2. Клемантович И.П. Основы социально-педагогической деятельности. М., 2004.

 

  1. Казиева М. Сказка в русской живописи. М., 2002.

 

  1. Конвенция о правах ребенка. М., 2008.

  2. Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. М., 2006.

 

  1. Мелик-Пашаев А.А., Адаскина А.А., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Чубук Н.Ф. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей. Дубна, 2009.

  2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.,

1995.

 

  1. Монакова Н И- Развитие эмоциональной сферы дошкольника. Спб.,

2008.

 

  1. Пахомова О.Н, Этика для малышей. М., 2004.

  2. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. М., 2003.

 

  1. Щвингхаммер Г. Игры с карандашом и бумагой. М., 2006.

 

  1. Шорыгина Т. А. Социально-нравственное воспитание. М.,2004.

  2. Якиманская А.Я. Разработка технологии личностно-орцентировдцного обучения. 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с гипсом. Намачивание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с гипсовым жгутиком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раскрашивание готового изделия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новогоднее оформление. Коллективная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цветная бумага «Кот Матроскин». Коллективная работа.

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Салфетки. Подарок маме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективная работа из гипса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективная работа куклы из гипса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аппликация. Коллективная работа «Астры».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новогодняя сказка «Снегири». Коллективная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28


Полный текст материала Статья "Арт - терапия в условиях детской больницы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Александра Валентиновна  Публикатор
19.11.2019 0 1226 19

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0