Конспект урока "Народные промыслы родного края. Малахитовая шкатулка" в 5 класе


Ефремова Татьяна Николаевна,

педагог дополнительного образования,

МБОУ ДОД Городской дворец творчества детей и молодежи

«Одаренность и технологии»

г.Екатеринбург

План-конспект урока

«Народные промыслы родного края. Малахитовая шкатулка.» в 5 классе.

(по программе Б.М.Неменского)

Тема урока: Народные промыслы родного края. Малахитовая шкатулка.

Цель: познакомить с коллекцией уральских камней, имитировать рисунок уральских камней в технике монотипия, познакомить с иллюстрациями уральских художников (Волович, Мосин, Назарук).

Задачи: 1) научить технике монотипия (гуашь);

2) развивать зрительную память, художественную наблюдательность;

3) развивать интерес к культуре родного края.

4) воспитание эстетического вкуса, аккуратности.

Оборудование:

для учителясказы Бажова; иллюстрации к сказам; коллекция камней, фотографии изделий из камня, образцы имитации камней, кусочки оргстекла;

для учащихся – гуашь, бумага, кисти, баночка для воды, тряпочка, клей-карандаш, ножницы.

Зрительный ряд: иллюстрации к сказам Бажова - Волович Виталий Михайлович (1928г.) – «Медной горы Хозяйка» из сборника «Малахитовая шкатулка» 1963., линогравюра;

Мосин Геннадий Сидорович (1930-1982);

Назарук Вячеслав Михайлович (1941)


План урока.

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Погружение в тему (чтение «Серебряное копытце» П.П.Бажова) - 10 мин.

3. Рассматривание коллекции камней.

4. Объяснение задания для самостоятельной работы – 5 мин.

5. Самостоятельная работа – 20 мин.

6. Контроль за ходом с/р.

7. Проверка задания, окончательное оформление – 3 мин.

8. Подведение итогов урока – 1 мин.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

  1. Погружение в тему.

Случалось ли вам бывать в горах и находить диковинные камни? Может и не находили еще, но на Урале почти в каждом доме есть или бабушкины бусы из сердолика, или серьги с малахитом, или просто друза горного хрусталя, а то и целые картины из каменной крошки. Вспомните, какие каменные вещи есть у вас дома. Исстари на Урале добывали и обрабатывали камни. Добытчиков называли «рудознатцами». Мы с вами потомки героев Уральских сказов Павла Петровича Бажова. Я напомню вам и прочитаю «Серебряное копытце». А вы послушаете и рассмотрите иллюстрации наших уральских художников к сказам. Виталий Михайлович Волович, Геннадий Сидорович Мосин, Вячеслав Михайлович Назарук. Посмотрите, как каждый художник по-своему изображает героев любимых сказов.

Читаем сказ «Серебряное копытце».

  1. Рассматривание коллекции камней.

Сегодня каждый из вас сможет создать свою коллекцию уральских камней.

Хризолита в нашей коллекции нет. Зато есть аметист, хрусталь, малахит… Обратите внимание на особенности рисунка на камне, прожилки.

  1. Объяснение задания для самостоятельной работы.

На отдельных листочках мы с вами выполним образцы. Особо удачные фрагменты вырежем и наклеим на чистый лист.

Какие краски нам понадобятся для малахита?

Ответ: зеленая, черная, белая.

А какие для родонита?

Ответ: красная, черная, белая.

Из хорошо смоченной краски делаем «выкраску» на кусочке оргстекла, помним про прожилочки и полоски. Чистым листом накрываем нашу «выкраску», сверху прижимаем рукой, поднимаем листок. На листе остается отпечаток, просушите его. Вот и наша монотипия (от греч. monos- один и tipos-отпечаток). Пробуйте!

  1. Самостоятельная работа.

Задание: выполнить рисунок, имитирующий уральский камень, в технике монотипия. Вырезать образец и наклеить на чистый лист.

  1. Контроль за ходом с/р.

Контроль за организацией рабочего места, правильностью выполнения работы.

  1. Проверка задания, окончательное оформление.

Довольны вы своей работой? Какой камушек больше всего вам нравится?

  1. Подведение итогов урока.

Вы сегодня все молодцы!

В сказах Бажова много чудес, но главные из них связаны не с «тайной силой», а с богатством душевных глубин человека. Все его герои «рудознатцы» самого себя, они знают свою «тайную силу», которая состоит в том, чтобы увидеть в себе все самоцветы и отделить их от пустой породы. Прочитайте «Малахитовую шкатулку» и другие сказы Павла Петровича Бажова. Сказы – это старые предания о людях Урала, о добре и зле, это вечный источник нашего вдохновения и работоспособности.

Всем спасибо!




Литература:

Голомзик А.И. Родонит. – Свердловск: Ср-Ур. кн.изд-во, 1983., 159с.; ил.

Малахитовая шкатулка: В поисках новых ключей: Путешествия со сказами Бажова/ Авт.очерков А.П.Черноскутов, Ю.В.Шинкаренко – Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2004. – 464с.; ил.

Семенов В.Б. Малахит. - Свердловск, Ср-Ур.кн.изд-во, 1987., 239с.; ил.



Полный текст материала Конспект урока "Народные промыслы родного края. Малахитовая шкатулка" в 5 класе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ефремова Татьяна Николаевна  veduTa
10.03.2013 2 7091 652

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
1 ilko • 19:52, 21.03.2013
Благодарю за идеи проведения уроков, гармонично сочетающих в себе духовное, интеллектуальное, творческое развитие ребенка.
avatar
2 veduTa • 12:56, 22.03.2013
Большое спасибо!