Конспект открытого урока на тему "Работа с вариациями"


Важное место в музыкально-исполнительском развитии ученика-пианиста занимает изучение крупной формы (в т. ч. вариационного цикла). Данный материал – это традиционный урок в фортепианном классе музыкальной школы, который  содержит различные приемы и методы работы с вариационной формой. Разумеется, в ходе одного занятия невозможно охватить весь спектр этой работы. Это связано с особенностями строения вариаций, которые сочетают в себе элементы как крупной, так и малой формы. При изучении вариационного цикла неизбежно приходится преодолевать трудности, связанные с достаточно большим объемом музыкального материала и его стилевым и жанровым разнообразием. Это требует от ученика повышенного внимания, хороших технических навыков, знания теории и, прежде всего, умения (и желания) работать в классе и дома. 

Тема урока:

 «Работа с вариациями» на примере вариаций Н.Любарского на тему русской народной песни «Коровушка».

Цель урока:

 Повторение, закрепление и совершенствование знаний и практических навыков на материале изучаемого произведения.

Задачи урока:

  • образовательные: закрепление теоретических знаний, совершенствование практических навыков, формирование грамотного подхода к прочтению нотного текста;
  • развивающие: развитие памяти, внимания, музыкального мышления, навыков слухового контроля, творческой активности учащейся через различные виды деятельности;
  • воспитательные: воспитание трудолюбия и усидчивости, умения самостоятельно работать с музыкальным материалом;

Вид урока – практическое занятие.

Тип урока – комбинированный.

Форма урока – индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: два фортепиано, нотный материал.

Урок проводился с учащейся третьего класса фортепианного отделения.

План урока:

I. Организационный этап.

II. Основной этап:

Тема

1 вариация

2 вариация

3 вариация

Возвращение темы

III. Подведение итогов.

Ход урока:

  1. . Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности ученика к уроку, посадка за инструментом.  Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово преподавателя.

II. Основной этап.

Преподаватель: Слово «вариация» имеет латинское происхождение и означает «изменение». Вариации в музыке – форма произведения (или его части), которая состоит из изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений. Сегодня мы покажем работу с вариациями Н.Любарского на тему русской народной песни «Коровушка».

Ученик: Играет произведение целиком. Затем, по просьбе преподавателя, еще раз повторяет только тему вариаций.

Тема.

Преподаватель:  Расскажи, пожалуйста, о теме. Какой у нее характер?

Ученик:  Певучий, плавный, грустный, ласковый, очень простой и душевный.

 Преподаватель:  А что использует композитор, чтобы передать этот характер? Какие средства музыкальной выразительности?

Ученик:  Лад – минор, тональность соль-минор, штрих – legato (плавно, связно), неторопливый темп.

Преподаватель:  Все верно. И ровное движение мелодии восьмыми с остановками на четвертных в основном нисходящее. А изложение – полифоническое: партия правой руки - главный голос, партия левой руки – подголосок. Это свойственно многоголосной русской песне, а в основу темы положена мелодия русской народной песни «Коровушка».

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ли свежей травки ей нарву.

Кушай вволюшку, коровушка моя!

Ешь ты досыта, Буренушка моя!

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была Буренушка моя,

Чтобы сливочек Буренушка дала!

      Покажи, пожалуйста, как ты учила тему.

Ученик:    1. Играет тему и поет текст песни.

 2. Играет партию левой руки и поет сольфеджио партию правой руки,      играет партию правой руки и поет сольфеджио  партию левой руки.

3. Играет партию правой руки и аккомпанирует себе аккордами в левой руке (s- D- t).

Практическая работа: В медленном темпе проучиваем тему отдельно руками. Добиваемся хорошего legato (плавного, поющего, без толчков перетекающего из ноты в ноту). Выстраиваем мотивы (в теме четыре трехтактовых мотива), находим в них главные (опорные) ноты. Ученик играет главный голос, аккомпанируя аккордами в левой руке. Отмечаем, что направление (стремление) к опорным нотам в каждом мотиве поддерживается субдоминантовой гармонией (s), самые яркие, опорные ноты – доминантовой (D), а окончания – тоникой (разрешение в t). Затем ученик играет двумя руками так, как написано в нотах (два голоса) с ощущением гармонической поддержки и выстраивает мелодическую линию в мотивах.

Преподаватель:  Важно, чтобы тема не исполнялась однообразно. Тема – это целое предложение, которое необходимо динамически выстроить и найти в нем кульминацию. Например (показ на фортепиано): первый мотив можно сыграть тихо и спокойно; второй – более настойчиво, с динамическим подъемом; третий мотив исполнить ярко (кульминация предложения); в четвертом мотиве вернуться в первоначальное настроение. В этом случае тема прозвучит цельно и выразительно.

Ученик:  Играет медленно, с остановками, а затем в темпе, стараясь динамически выстроить тему, достичь целостности в исполнении. Попутно добивается качественного legato, слышания параллельных голосов, выразительного исполнения.  

1 вариация.

Ученик:  Играет первую вариацию.

Преподаватель:  Какие изменения произошли в первой вариации?

Ученик:  Появился новый штрих – staccato (отрывисто) и на смену восьмым пришли триоли.

Преподаватель:  Поэтому движение стало более энергичным и, соответственно, изменился характер музыки. Он стал скерцозным, т.е. стал…

Ученик:  Игривым, шутливым.

Преподаватель:  А осталась ли тема или хотя бы ее элементы?

Ученик:  Да, начала мотивов и окончания.

(Чтобы это стало более очевидным для слуха, можно поиграть партию правой руки на legato и, как вариант, поиграть основную мелодию первой вариации,  аккомпанируя  аккордами в левой руке (s – D – t).

Преподаватель:  Давай сыграем вдвоем, в ансамбле. Я буду играть тему, а ты – первую вариацию. (Играем в ансамбле, одновременно тему и первую вариацию). Звучит достаточно необычно, но интересно. (Играем вдвоем еще раз.  При этом преподаватель играет тему в трехдольном размере.  В этом варианте ансамбль звучит достаточно органично и благозвучно. Первая вариация очень украшает тему и как бы оплетает кружевом ее мелодию).

Преподаватель:  Основной штрих в этой вариации – staccato (отрывистое исполнение). Исполнение этого штриха может быть разным.

Практическая работа: Играем в медленном темпе отдельно руками. Работаем над штрихом. Staccato в первой вариации легкое, короткое и острое. Легкий удар и быстрый отскок. Пальцы собраны в «домик» (но не поджаты), кончики направлены строго вниз, в клавиши. Плечи и локти свободные, движение кисти как при легком постукивании по твердой поверхности (вспоминаем курочек, клюющих зернышки; важно не играть крупным движением от локтя, это – ошибка). Ученик играет двумя руками, добивается качественного исполнения staccato. Далее работаем с мотивами. Ищем опорные ноты и выстраиваем мотивы так же, как делали это в теме. Работаем в медленном темпе, с остановками. Важно хорошо интонировать мелодию и следить, чтобы грань между мотивами была понятной и внятной. Далее ученик играет в темпе, контролирует исполнение staccato, добивается выразительного исполнения.

2 вариация.

Преподаватель:  Что происходит во второй вариации? Как изменяется характер музыки?

Ученик:  Появились шестнадцатые, движение увеличилось, характер стал беспокойным и взволнованным. (Играет вторую вариацию).

Преподаватель:  В этой вариации большое значение имеет то, как левая  рука исполняет свою партию. Она отмечает начало каждой доли, держит темп, выстраивает мотивы в непрерывном движении шестнадцатых. Она – дирижер. В нотах партия левой руки выделена определенным штрихом – staccato-partamento.

Практическая работа:  Работаем над штрихом в партии левой руки. Этот штрих не легкий и острый, как в первой вариации. Движение кисти здесь более тяжелое и вязкое. Играем и как будто ставим точку на каждой ноте (вспоминаем, как начинается гроза: с больших, тяжелых, жирных капель). Ученик играет партию левой руки в темпе, следит за исполнением штриха, стремится к опорным нотам в мотивах, слушает разрешения. Далее работаем двумя руками в медленном темпе. Правая рука легко подхватывает левую (с места, от клавиши) и  заполняет долю до конца шестнадцатыми. Движения правой руки очень экономные, работают только цепкие пальцы. Исполнение должно быть ровным, гладким. (Можно поиграть с остановками, используя метод  перегруппировки).  Обращаем внимание на последние такты в мотивах – здесь есть несколько переходов мелодии из руки в руку. Проучиваем эти такты отдельно. Здесь важно играть гибко и ловко, сделать кистевую передачу из руки в руку минимальной и не заваливаться на пятый палец в левой руке. Далее ученик играет вариацию в среднем темпе, следит за ровным звуковедением и качественным исполнением штриха в левой руке.

Преподаватель:  Покажи, пожалуйста, как еще можно проучить вторую вариацию.

Ученик:  1. Играет аккордами. (Можно собрать партии обеих рук в аккорды и поиграть в подвижном темпе. В этом варианте становится явно слышна тема (начала мотивов) в верхнем голосе.)

 2. Играет партию левой руки как написано в нотах, а партию правой руки собирает в интервалы. (В этом варианте мелодия звучит на слабую долю (на «и».)

3. Играет одновременно партию левой руки и мелодию (верхний голос аккордов и интервалов).

(В этой вариации нет авторских указаний по поводу какого-либо выделения мелодии темы. Ведущая здесь – левая рука.)

3 вариация.

Ученик:  Играет третью вариацию.

Преподаватель:  Третья вариация самая яркая, энергичная, праздничная, солнечная.  Она – кульминация всего произведения. Первая фраза этой вариации полностью повторяет первую фразу темы (за исключением последней ноты), но с существенными изменениями. Какие это изменения? Сделай, пожалуйста, сравнительный анализ первых фраз темы и третьей вариации.

Ученик:  Тема написана в миноре, а вариация – в мажоре. Тональность темы – соль-минор, вариации – соль-мажор (уточняем, что это одноименные тональности). Тема исполняется штрихом legato, а вариация – staccato. Тема неторопливая, динамически негромкая, характер – спокойный и задумчивый. Третья вариация исполняется в быстром темпе, forte (громко), характер – веселый, энергичный, танцевальный. (Играет первые фразы темы и третьей вариации.)

Преподаватель:  Теперь разберем вторую фразу. Это новый музыкальный материал, простой мотив, который повторяется четыре раза. И, чтобы эти четыре мотива не звучали однообразно, нам предлагают сделать crescendo и accelerando, то есть…

Ученик: Постепенно увеличить силу звука и ускорить темп.

Практическая работа:  Работаем со второй фразой. Играем первый мотив на piano и каждые следующие три такта делаем crescendo: p – mp – mf – f. Accelerando начинаем с третьего мотива. Проучиваем вторую фразу, придерживаясь этого плана, а затем ученик исполняет всю вариацию. Важно ровно распределить crescendo во второй фразе и правильно выбрать начальный темп вариации, чтобы качественно исполнить accelerando. В этом случае кульминация прозвучит действительно ярко и  убедительно.

Возвращение темы.

Преподаватель:  И после этого праздника и веселья звучит знакомая тема: певучая и задумчивая, в основной тональности соль-минор, в первоначальном темпе Andante (не спеша).  Поэтому нужно очень быстро переключиться на другое настроение и на другой штрих.

Практическая работа:  Ученик играет первый мотив, который заканчивается не разрешением в тонику, а неожиданным появлением VI ступени (прерванный оборот). Этот эпизод следует проинтонировать особенно выразительно и как бы удивиться звучащему «ми-бемоль» в левой руке. Далее работаем со вторым мотивом. Уточняем аппликатуру, проучиваем отдельно руками. В правой руке добиваемся максимального legato, в окончании (секста «си бемоль» – «соль») учимся легко подхватывать «си бемоль» кончиком первого пальца, а основной вес оставлять в третьем пальце («соль» первой октавы). Проучиваем со словами песни (связь с дыханием). В левой руке присутствует достаточно большой скачок вниз. Чтобы сгладить прерывание мелодической линии, используем замедление темпа, удлиняем снятие «до» вторым пальцем и низко над клавиатурой переносим левую руку в квинту («соль» - «ре»). Окончание берем мягко, но цепко (кончиками пальцев). Ученик играет второй мотив двумя руками, добиваясь ровного, плавного звуковедения и, затем, исполняет тему целиком.

Подведение итогов.

Домашнее задание:  Проработать каждый раздел  произведения предложенными приемами. В теме выстроить мотивы и предложение; в первой   вариации поработать над штрихом и направлением в мотивах; вторая вариация -   работа над штрихом в партии левой руки и ровным звуковедением при игре двумя руками; третью вариацию нужно учиться исполнять ярко, смело и энергично, а возвращение темы играть качественным legato, не теряя плавности и гибкости в окончании.

Список использованной литературы:

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., «Музыка», 1970.

2. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. – М., «Кифара», 2002.

Нотный материал:

1. «Альбом ученика – пианиста». Хрестоматия 3 класс. Учебно-методическое пособие./ Составители: Цыганова Г.Г., Королькова И.С. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007. 


Полный текст материала Конспект открытого урока на тему "Работа с вариациями" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Потаева Ольга Александровна  Публикатор
преподаватель, ГБУ ДО Республики Марий Эл "Школа искусств "Лира"
26.01.2016 0 1204 213
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0