Познавательно-игровая программа "Аллея чудес"; 3-4 класс

Познавательно-игровая программа "Аллея чудес"; 3-4 класс

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

муниципального образования "Город Архангельск"

"Соломбальский Дом детского творчества"








Конспект воспитательного мероприятия


Познавательно-игровая программа "Аллея чудес"


направлена на организацию содержательного досуга учащихся 10 - 11 лет через различные виды деятельности

Автор:

Неронова Ольга Борисовна,

педагог дополнительного образования











Архангельск

2016



Пояснительная записка

Досуг традиционно является сферой свободного выбора личностью сфер познания, общения, творчества. Досуговая деятельность продиктована личностными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его общий уровень.

Культурно - досуговая деятельность – это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детей и подростков. Она создаёт внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности (взрослого и ребёнка в их взаимодействии, в автономии или коллективном режимах) в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов культуры.

В России сформировался свой взгляд на проблему досуга детей и молодежи. Проблема стала заключаться в рассогласовании между возможностями социума по управлению свободным временем и выбором форм досуга и стиля поведения в условиях общности.

Актуальность познавательно-игровой программы "Аллея чудес" вызвана следующими причинами:

в современном социуме досуг вошел в некоторое противоречие с духовно-нравственными ценностями общества;

потеря социальными институтами четкой ориентации в вопросах организации досуга детей и молодежи привела к серьезной утрате воспитательно-педагогического воздействия в рассматриваемой сфере. Отсутствие целенаправленной политики в лице семьи, социальных институтов в формировании отношения к досугу с детства как к источнику удовлетворения своих познавательных потребностей и устремлений;

потенциал досуга имеет широкие просветительские, познавательные, рекреационные, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру личности.

Цель программы – организация содержательного досуга через различные виды деятельности.

Задачи программы:

  • формирование интереса к содержательной стороне досуга через познание, просвещение, общение, личную активность;

  • вовлечение школьников в яркий мир игр, соревнований, развлечений;

  • расширение кругозора и удовлетворение познавательных потребностей;

  • развитие творческого потенциала;

  • формирование нравственно-эстетического отношения к окружающему миру;

  • сплочение коллектива.


Форма: познавательно-игровая программа

Аудитория: учащиеся 10 - 11 лет (3 - 4 классы)

Количество участников: 26 чел.

Место проведения: просторный кабинет, актовый зал

Оформление и оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, колонки, слайдовая презентация; жетоны определенного цвета, карточки с цифрами, 2 скамейки, воздушные шары – 15-20 шт., жетоны-смайлики.

Практическая целесообразность программы: познавательно-игровая программа "Аллея чудес" может проводиться как для младших школьников, так и для подростков, с учетом их возрастных особенностей. Конкурсы и задания можно менять на различные темы, задания могут быть более сложными.

В ходе программы команды зарабатывают жетоны. Для проведения программы можно выбрать жюри, которое будет оценивать каждый конкурс.

В конце подводятся итоги познавательно-игровой программы, идет награждение победителей, вручается "Сертификат" о заочной прогулке по "Аллее чудес".

Программу можно проводить как в актовом зале, так и в просторном кабинете. Познавательно-игровая программа может быть приурочена к календарным праздникам.

Практическое использование программы: программа может быть использована в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования. Возможно использование в классе с индивидуальными состязаниями или между классами или творческими объединениями (командами) в школе или Доме творчества. Программа рассчитана на школьников 3 – 4 классов.









План программы


I. Организационный момент (3 мин) СЛАЙДЫ 1 - 2

  • знакомство с темой (название мероприятия);

  • знакомство с мастерскими (по 8 блокам);

  • правила познавательно-игровой программы.


II. Сценарный ход (37 мин) СЛАЙДЫ 2 - 22

прогулка по "Аллее чудес", которая состоит из мастерских: "Человек", "Знания", "Труд", "Мир", "Отечество", "Культура", "Природа", "Семья" (общечеловеческие ценности).

1. Мастерская "Человек" (3 мин) СЛАЙД 2

Игра – разминка.

2. Мастерская "Знания" (4 мин) СЛАЙДЫ 3 – 8

Команды отвечают на вопросы по правилам дорожного движения.

3. Мастерская "Труд" (6 мин) СЛАЙД 2

Команды собирают из заготовок цветочный ковер, придумывают название и представляют свой цветочный ковер.

4. Мастерская "Мир" (4 мин) СЛАЙДЫ 9 – 14

Каждая команда отгадывает: какой уголок Земли изображен на слайдах.

5. Мастерская "Отечество" (5 мин) СЛАЙД 15

Команды должны соотнести эмблему родов войск с их названием.

6. Мастерская "Культура" (6 мин) СЛАЙД 2

Команды играют в "Воздушный шар-бол": кто больше перекинет воздушных шаров команде-сопернице.

7. Мастерская "Природа" (4 мин) СЛАЙД 16 – 21

Команды отгадывают загадки о цветах.

8. Мастерская "Семья" (5 мин) СЛАЙД 22

Команды отгадывают мелодии из мультфильмов.

III. Подведение итогов (5 мин)

  • определение победителей

  • награждение команд






Сценарный ход


Перед началом программы учащиеся по жребию делятся на две команды,

выбирают капитана, придумывают название команды

Педагог: Добрый день ребята!

Скажите, а как вы понимаете, что означает слово "Культура"?

Ответы школьников

Педагог: Культура – (в пер. возделывание, воспитание, образование, развитие, почетание) – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Совокупность производственных, общественных и ду­ховных достижений людей.

А что какое "досуг"?

Ответы школьников

Педагог: Досуг - совокупность  видов деятельности, ориентированных на удовлетворение  физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время  и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением,  играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом.

Скажите, а вы знает, что такое "Аллея"?

Ответы школьников

Педагог: В современном понимании аллея (фр. allée, aller – идти) – дорога, пешеходная (прогулочная) или проезжая (обычно в парке, саду).

Педагог: Я приглашаю вас на прогулку по "Аллее чудес", где мы с вами сможем заглянуть в мастерские, которые называются: Человек, Знания, Труд, Мир, Отечество, Культура, Природа и Семья. Они имеют непреходящие общечеловеческие ценности.

Педагог: Перед началом программы мы вас разделили на 2 команды, вы выберите капитана и придумайте название команды.

В каждой мастерской вы будите выполнять задания и за правильные ответы получать жетоны, какая команда больше наберет, та и побеждает. Если команда на задания отвечает неправильно или нет вариантов ответа, то ход переходит другой команде.

Прошу капитанов команд представиться и подойти ко мне, кто правильно ответит в какой руке у меня жетон, та команда первая выполняет задания.

Педагог: Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым,

Но для того, чтобы стать счастливым.

(Стендаль)


Мир, который окружает человека, огромен и разнообразен, он наполнен разными тайнами, которые человек пытается разгадать. Для человека самой главной тайной является сам человек.

Первая мастерская о человеческих взаимоотношениях, а называется она "ЧЕЛОВЕК". Я предлагаю всех поучаствовать в игре на сплочение коллектива и на снятие напряжения, эта игра помогает развивать быструю реакцию и внимание, а называется она "Ветер дует на того, кто…"

Игра "Ветер дует на того, кто…"


Педагог: В знанье - величие и краса,

Знанье дороже, чем клад жемчужин:

Время любой уничтожит клад,

Мудрый и знающий вечно нужен.

(Ас-Самарканди)

Вторая мастерская - "ЗНАНИЯ". Здесь вам я предлагаю задания по правилам дорожного движения.

Итак, я предлагаю командам решить "Задачки для озорников":

ЗАДАЧКА № 1 (выпадает той команде, которая отгадала, в какой руке был жетон)

Вопрос: Почему Дилли сел на переднее сиденье? ( Ответ: ему 14 лет)

ЗАДАЧКА № 2 (второй команде)

Вопрос: Почему ребята так и не дождались Деда Мороза на праздник? (Ответ: Его забрали в полицию за нарушение правил дорожного движения)

ЗАДАЧКА № 3 (первой команде)

Вопрос: Прав ли инспектор ДПС, остановивший изобретателей?

( Ответ: Да прав, герой нарушили правила дорожного движения, ехать нужно строго по правой или левой стороне дроги)

ЗАДАЧКА № 4 (второй команде)

Вопрос: Правильно ли Вася поступил?

( Ответ: Вася не прав, на раме перевозить нельзя)

ЗАДАЧКА № 5 (первой команде)

Вопрос: Почему Волк попал в больницу?

(Ответ:ехал на большой скорости и без шлема)

ЗАДАЧКА № 6 (второй команде)

Вопрос: Хорошая ли идея пришла в голову Гоше, что могло произойти с ребятами?

(Ответ: не справившись с управлением, могли попасть в ДТП)


Педагог: Труд - основа всей жизни и деятельности человека. Трудом создаётся богатство общества. Труд кормит, одевает, даёт крышу над головой – так всегда было и будет, пока существует общество. Труд обладает удивительным свойством – создавать то, чего не может дать природа.

Как вы думаете, что делают в мастерской "ТРУДА"?

Я предлагаю вам сложить цветочный ковер из элементов, которые я вам раздам. Необходимо придумать название и представить цветочный ковер. На это задание вам дается 2 минуты.

Какая команда быстрее соберет ковер и он получится оригинальным, и название будет соответствовать, та и победит.

Конкурс "Цветочный ковер"


Педагог: Пусть миру будет хорошо,

Пусть миру будет мир!

В «зеркале» мир отражается таким, каким его хочет видеть человек, то есть какими глазами (счастливыми, злыми, добрыми…) мы смотрим на мир, таким мы его и видим.

А мы с вами движемся дальше по Аллее и попадаем в мастерскую "МИР", где мы с вами познакомимся с известными уголками нашей планеты.

На слайдах представлены различные знаменитые места и объекты, каждая команда должна по очереди ответить, что изображено на слайдах, итак 1 слайд команде № 1 и т.д.

Педагог: Высшее и прекраснейшее в человеческой природе –

Любовь к родной земле и своему отечеству.

В мастерской "ОТЕЧЕСТВО" вам представлены эмблемы войск и их названия, ваша задача под цифрами расставить на карточках буквы. Какая команда правильно и быстро справиться с заданием та и получает жетон. Итак, на это задание вам дается 2 минуты, время пошло.

Задание "Эмблемы войск"

Педагог: Время вышло, итак правильные ответы.

А сейчас посмотрим, как команда справилась с заданием.

Правильные ответы: 1) Б; 2) Е; 3) Д; 4) А; 5) Г; 6) В.

Проверка задания


Педагог: Культура выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей. В более узком смысле культура означает сферу духовной жизни людей.

Самая веселая мастерская "КУЛЬТУРА", здесь мы выявим самую сплоченную быструю, ловкую и дружную команду.

Прошу команды разместиться по разные стороны от скамеек. У каждой команды одинаковое количество шаров. Когда начнёт звучать музыка - вы начинаете перебрасывать шары на сторону другой команды, ваша цель быстрее и больше перекинуть шаров соперникам. Выигрывает команда, у которой будет меньше всего шаров на их стороне. Приготовились, начали…

Конкурс "Воздушный шар-бол"


Педагог: Пойми живой язык природы,-

И скажешь ты: прекрасен мир.

Мы с вами попали в мастерскую "ПРИРОДА", я предлагаю каждой команде по-очереди отгадать загадки о цветах. Если ответили верно, получаете жетон.


Педагог: Семья – это та первичная среда, где

человек должен учиться творить добро.

(В.А.Сухомлинский)

Мы прибыли в мастерскую "СЕМЬЯ", очень многие семьи, организуя свой семейный досуг, поют вместе песни, ходят в караоке-клубы.

Я объявляю конкурс: "Угадай мелодию". Прозвучат мелодии из мультфильмов, вы должны отгадать название песни и героев мультфильмов. Мелодия №1 первой команде. За правильный ответ команда получает жетон.

Конкурс "Угадай мелодию"


Педагог: Наша прогулка по "Аллее чудес" подошла к концу, пришло время определить самую эрудированную, дружную и активную команду. Прошу посчитать жетоны. Какая команда набрала больше всего жетонов?

Подсчет жетонов, вручение сертификатов

Педагог: Я поздравляю всех участников сегодняшней программы, вы попробовали свои силы в самых различных видах деятельности.

А сейчас я прошу вас поделиться своим мнением о мероприятие:

Как называется познавательно-игровая программа?

Зачем вы отправлялись в прогулку по "Аллее чудес"?

Что для вас было новым, интересным?

Педагог: Я вас всех поздравляю и вручаю вам сертификаты за участие и команде-победительнице - сертификаты за победу в программе "Аллея чудес".

Педагог: А сейчас возьмите жетон-смайлик определенного цвета, и опустить его в коробку:

желтый смайлик с улыбкой – активно, с большим желанием принимал участие в мероприятии, ухожу в отличном настроении;

желтый смайлик без улыбки – участвовал в мероприятии с желанием, но большого удовольствия не испытал, ухожу в хорошем настроении;

зеленый смайлик – мероприятие вызвало интерес, но не смог принять активного участия, ухожу в спокойном настроении с небольшим чувством осадка;

синий смайлик без улыбки – мероприятие не заинтересовало, участие не принимал, настроение плохое.

Педагог: Большое спасибо за участие в программе! До свидания и до новых встреч!





























Диагностические методики


Подведение итогов программы осуществляется следующим образом:

Оценка мероприятия с помощью цветовых жетонов (цветных смайликов):

желтый смайлик с улыбкой – активно, с большим желанием принимал участие в мероприятии, ушёл в отличном настроении;

желтый смайлик без улыбки – участвовал в мероприятии с желанием, но большого удовольствия не испытал, ушёл в хорошем настроении;

зеленый смайлик – мероприятие вызвало интерес, но не смог принять активного участия, ушёл в спокойном настроении с небольшим чувством осадка;

синий смайлик без улыбки – мероприятие не заинтересовало, участие не принимал, настроение плохое.

Кол-во

выборов

желтый смайлик с улыбкой

желтый смайлик без улыбки

зеленый смайлик

синий смайлик без улыбки





















Список литературы


1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Современные праздники: Сценарии воспитательных дел в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 288 с.

2. Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 литературных сценариев для школьников: Начальная и средняя школа. – М.: ООО "АКВАРИУМ БУК", 2004. – 224 с.

3. Давыдова М.А., Агапова И.А. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы, викторины: Для учащихся 1-5 классов. – 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 2000. – 304 с.

4. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе.- Ярославль: Академия развития: Академия К, Академия Холдинг, 2000. – 240 с.

5. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 256 с.

6. Государственные праздники Российской Федерации под ред. Е.И. Пудовина (Методич. пособие) - М., 2004.

7. Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе (Пособие для учителей и родителей). - М.: "Школьная Пресса", 2003.

8. Калейдоскоп школьных дел (Метод разработка). – Вып. 2, 2-е издание (Автор сост-ль В.Н. Щербакова, Е.М. Смекалова. - Москва, Псков: ТЦ Сфера, ПОИПКРО, 2000. - 96 с.

9. Локалова М.С. Праздник в подарок. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.- 336 с.

10. Мои права: справочник для учащихся начальной школы /авт.-сос. Е.А.Певцова, П.И.Саитова, О.В.Манихин, В.Л. Терёхин.- М.: Новый учебник, 2008.- 77 с.

11. Наука быть человеком: материалы для классных часов. 1-4 классы /авт.-сост. Т.В.Волкова.- Волгоград, Учитель, 2008. – 170 с.

12. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт.-сост. В.Е.Амелина, О.Л. Фастова, С.В. Кашлева. – 3-е изд. доп. и исправ.- М.: Глобус, 2008. – 304 с.








12



Полный текст материала Познавательно-игровая программа "Аллея чудес"; 3-4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Неронова Ольга Борисовна  Olga2993
18.04.2016 0 2041 289

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0