Статья "Снятие зажимов пианистического аппарата на начальном этапе обучения"


Департамент образования админимистрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества Сормовского района»









Методическая разработка урока:


«Снятие зажимов пианистического аппарата на начальном этапе

обучения»











Автор-составитель:

Ширинова Юлия Мустафаевна

педагог ДО









Нижний Новгород

2017 год


Название: музыкально-хоровая студия, класс фортепиано, учащийся 1 года обучения

Направление: эстетическое

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения музыкально хоровой студии, срок реализации 7 лет

Тема: Снятие зажимов пианистического аппарата на начальном этапе обучения.

Место проведения: Центр Детского Творчества

Время проведения: 10.11.2017

Цель урока: сформирование навыка правильной постановки рук на инструменте и расслабление мышц пианистического аппарата.

Тип урока: закрепление навыков и умений.


Задачи:

Обучающие:

  • Приобщение к классической музыке;

  • Формирование правильного воспроизведения полученных знаний;

  • Формирование навыка правильной постановки рук на инструменте.


Развивающие:

  • Развитие внимания и памяти;

  • Развитие музыкального мышления;

  • Формирование общего кругозора.

Воспитальные:

  • Развитие воли и управления своим поведением.


Здоровьесберегающие:

  • Снятие мышечных зажимов;

  • Правльная организация пианистического аппарата во время игры;

  • Освобожднение групп мышц во время отдыха.



Методы:

  • Наглядно-слуховые (показ, демонстрация пианистических приёмов);

  • Словесные (обсуждение и анализ);

  • Практические (выполнение упражнений на расслабление мышц).

Регламент занятия: 45 минут


Оборудование:

  • Инструмент (фортепиано)

  • Ноты (сборник О.Геталова, И. Визная «В музыку с радостью»)

  • Мяч


План урока:

  • Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи. 3 мин.

  • Основная часть урока 35 мин.

а) Гимностика на освобождение тела учащегося от зажимов (упражнения для шеи, пальцев и корпуса) - 2 мин;

б) Проверка домашнего задания 10 мин;

в) Работа над упражнениями на крышке инструмента - 5 минут;

г) Работа над музыкальными произведениями: В. Шаинский, переложение О. Геталовой «Кузнечик» - 7 мин.

д) Разминка (упражнения для расслабления корпуса) — 4 мин.

е) Повторение ансамбля в 4 руки: Вальс собачек, А. Филиппенко «Цыплята» - 7 мин.

  • Закрепление нового материала (повтор новых упражнений) — 4 мин.

  • Подведение итогов урока, домашнее задание — 3 мин.












Ход занятия:

Этап учебного занятия

Задача этапа

Содержание деятельности

Ожидаемая деятельность обучающихся

1 этап — организационный.

Подготовка учащегося к занятию

- Организация внимания


- Блок упражнений



Педагог входит в класс и здорвается с учащимся

- Здравствуй, Гриша!


Начинаем выполнять гимнастику на освобождение тела учащегося от зажимов (упражнения для шеи, пальцев и корпуса):

ноги на ширине плеч, руки вдоль тела, начинаем поднмать плечи вверх зажимая шею, вниз расслабляя мышцы шеи.

Руки поднимаеи вверх и пытаемся «достать пальчиками до солнышка», приподнимаясь на носочки, затем корпус опускаем резко вниз и руки должны болтаться как «веревочки», голову и шею тоже вниз, всё тело расслабленно.

- Получилось расслабить шею и спину? Присаживайся за инструмент.

- Здравствуйте!





Затем учащийся встает и напчинает выполнять упражнения




























-Да!



2 этап- подготовительный

Обеспечить мотивацию обучения и принятие цели урока.

Проверка домашнего задания

Проверим домашнее задание.

-Сыграй пожалуйста произведение «Едет паровоз» (этюд).

Исполнил.

-Скажи, чему учит нас этот этюд?







-Совершенно верно!

А теперь давай вспомним упражнение «Радуга». Как мы будем его исполнять?












Педагог:

-Молодец, всё правильно!

А теперь сыграй «Кукушка и осёл» (переложение О.Геталовой), следим за свободной кистью.


-В нотах у нас стоят некоторые обозначения: Форте, пиано, крещендо, диминуэндо! Что они значат?










-Все правильно, сыграем еще раз и выполним оттенки!





Учащийся отвечает:

- Он учит исполнению двойных нот, чтобы кисть при игре не напрягалась, была мягкой!







Учащийся отвечает своими словами:

- Третьим пальчиком я переношу руку по нотам До, в воздухе как бы рисуя радугу.





Учащийся играет и следит за мягкостью кисти.





Учащийся отвечает:

-Форте играть громко, пиано играть тихо, крещендо постепенно усиливая звук, диминуэндо постепенно затихая!


3 этап - основной

Организация целенаправленной деятельности учащегося









Упражнение «Близко-далеко»















Упражнение «Колечко»




































Разминка.

- Сейчас мы с тобой пройдём новые упражнения, которые нам помогут сформировать правильную позицию пальчиков.

Педагог показывает упражнение «Близко-далеко» на закрытой крышке инструмента. 1 и 5 пальчики одной руки приближаются и отдаляются друг от друга, следим за свободным локтём. Упражение так же повторяем так же 1 и 4, 1 и 3 пальчиками.

Педагог показывает упражнение «Колечко». 1 пальчик правой руки соединяем со вторым, третьим, пальчиками и т. д. Чуть-чуть надавливая на кончики пальцев.

Педагог спрашивает:

-Когда мы выполняем это упражнение что работает в первую очередь?


-Всё правильно!

Давай закрепим наше упражнение «Колечко», исполнив песенку «Кузнечик» В. Шаинского.








Упражнение с мячом на ловкость и внимательность. - Попробуй перекинуть мяч из руки в руку, в небольшой амплитудой. Важной именно перекинуть, а не передать из руки в руку.




-Получается?



-Присаживаемся за инструмент.

Пройдём сегодня упражнение «Одуванчик».

Пальчики сжимаем в кулак на 5 секунд, и дуем на кулачок, пальчики должны расслабиться и повиснуть в воздухе.




Повторяем ансамбли в 4 руки: Вальс собачек, А. Филиппенко «Цыплята»

-Какие можно образы подобрать под эту музыку, перечисли?




-Хорошо! Очень интересно придумал!





















Ученик попробовал сам выполнить упражнение.














Учащийся повторяет упржнение за педагогом и отвечает:

-Работают кончики пальцев, и у нас должно поучится колечко.










Учащийся исполняет, следит за штрихом staccato и за активным кончиком пальцев.


Учащийся встаёт напротив педагога.










Учащийся выполняет упражнение.




-Почти да!













Учащийся пробует повторить упражнение с правой и левой рукой.







-В Вальсе собачек можно представить что они танцуют в цирке, а цыплята на озере, купаются.






4 этап - контрольный

Закрепление изученного материала. Выявить качество полученных умений и навыков. Подведение итогов детельности.

-Какие упражнения тебе больше всего нравятся?


-Давай их все ещё раз повторим.

-Мне нравится «Колечко» , «Одуванчик» и «Радуга»






Учащийся выполняет упражнения для закрепления навыков.

5 этап- итоговый.

Настрой учащегося на следующее занятие.









Домашнее задание

Педагог:

-Ты очень хорошо сегодня поработал на уроке, всё правильно выполнял. Тебе понравился сегодня наш урок?



-На дом я тебе задаю повторить упражнение «Радуга» и «Близко-далеко», и отработать новые «Колечко» и «Одуванчик».

Играть «Едет паровоз», «Кукушка и осёл» и повторять свою партию в ансамблях.

Наш урок подошёл к концу. До свидания!










-Да, дома буду всё повторять.



















Учащийся говорит «До свидания! Спасибо» и уходит.





Литература:


  • А.Артоболевская. Первая встреча с музыкой, учебное пособие


  • Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано/Цыпин Г.М. М.; Просвещение, 2003 г.


  • Милич Б. Воспитание ученика-пианиста, Киев, 1977.





Полный текст материала Статья "Снятие зажимов пианистического аппарата на начальном этапе обучения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ширинова Юлия Мустафаевна  Публикатор
13.02.2018 0 427 38

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0