Методическое сообщение "Методические рекомендации по развитию творческих способностей обучающихся фортепианного отдела"


МАУ ДО «Детская школа искусств г. Печора»


 


 


 


 

 

Методические рекомендации по развитию творческих способностей обучающихся фортепианного отдела


 

Разработаны преподавателем Кирмишовой Т.А.


 


 


 


 


 


 


 


 

2016 год

Уровень подготовки обучающихся Детской школы искусств является результатом освоения программы по учебному предмету «Специальность и чтение с листа», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

  • знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

  • знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

  • знание профессиональной терминологии;

  • наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений;

  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

  • наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

Важное значение для формирования этих знаний, умений, навыков имеет развитие творческих способностей обучающихся, таких как чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование. Начинать заниматься этими видами работы следует с подготовительного класса (подбирать простые мелодии, попевки от разных звуков, читать ноты, применяя «графическое» восприятие нотной записи по методу Т.Смирновой). В 1 классе следует постоянно заниматься этими видами работы. На уроках внимательно разбирать, анализировать движение мелодии - вверх, вниз, на месте, постепенно приучая играть, не глядя на руки (преподаватель прикрывает руки ученика), к позиционной игре. Для точного соблюдения ритмического рисунка можно пропевать ритмослоги (по В.Кирюшину), считать. Также пропевать нотами, со словами песен. Задавать на дом новые 3-4 пьесы. Сборники для чтения с листа в младших классах:

Литовко Ю. «Музыкальный букварь», изд. «Союз художников» СПб, 2002

Королькова И. «Крохе-музыканту» 2006

Барсукова С. «Азбука игры на фортепиано» изд.Кифара, 2007

Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью», изд. «Композитор» СПб, 2006

Смирнова Т. «Аллегро» Тетради №1-3

Соколова Н. «Ребенок за роялем», «Музыка», 1983

Милич Б. «Маленькому пианисту», изд. Кифара, 2012

Игнатьев В., Игнатьева Л. «Я музыкантом стать хочу», 1986 и другие.

В последующие годы обучения рекомендуется читать с листа пьесы на 1-2 класса ниже.

Систематически заниматься подбором мелодий по слуху от нескольких звуков. Во втором классе подбирать к мелодии басы, аккорды трезвучиями (тоника, субдоминанта, доминанта). В третьем классе подбираем к мелодии аккомпанемент: в виде польки (бас-терция), альбертиев бас (восьмыми или шестнадцатыми), триолями (в виде арпеджио). Песни подбирать в 2-3 тональностях.

Также с 1 класса рекомендуется транспонировать простые мелодии на тон вверх и вниз, определить новую тональность, ключевые знаки альтерации. Этот вид занятий закрепляет материал, пройденный на уроках сольфеджио, знание гамм, позиционную игру в любой тональности (аппликатура остается неизменной). Во 2 классе транспонируем пьесы с басом или квинтой в левой руке также на тон вверх и вниз. Произведения выбирать из тех, которые читаем с листа.

 

 


 


Полный текст материала Методическое сообщение "Методические рекомендации по развитию творческих способностей обучающихся фортепианного отдела" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кирмишова Татьяна Анатольевна  Публикатор
29.12.2018 0 286 21

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0