Доклад "Особенности работы концертмейстера в ДШИ"


ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ДШИ.

Концертмейстерская деятельность предполагает достаточное владение специалистом всем арсеналом пианистического мастерства, а также множеством дополнительных умений, навыков, а именно: навыком собрать, организовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить всю индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию всей музыкальной ткани, дать дирижерскую сетку и т. д.

Любой концертмейстер также должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, ярко выраженным воображением, умением охватить саму образную сущность, форму данного произведения, артистизмом, способностью образно, ярко, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен уметь быстро осваивать музыкальный текст, охватывая комплексно трехстрочную и всю многострочную партитуру, сразу же отделять существенное от менее важного, т. е. уметь при необходимости грамотно облегчать фактуру аккомпанемента, но при этом не искажать гармонию и ритмический рисунок, а также сохранять авторский замысел композитора.

Процесс работы над аккомпанементом можно разделить на несколько этапов:

1. Предварительное зрительное прочтение всего нотного текста.

2. Музыкально-слуховое представление (по Б. Теплову).

3. Первоначальный разбор произведения, проигрывание его целиком (это позволит лучше уловить, понять характер музыки, а также выявить трудности исполнения, поставить перед исполнителями определенные художественные и технические задачи).

4. Выявление стилистических особенностей данного произведения.

5. Отработка отдельных эпизодов с разными элементами трудностей.

6. Выучивание своей партии, знание партии солиста.

7. Составление собственного исполнительского плана.

8. Создание художественного образа данного музыкального произведения.

9. Погружение в идейно-образное содержание данного сочинения.

10. Определение темпа, агогики.

11. Выбор выразительных средств, создание динамических нюансов.

12. Проработка и отшлифовка различных деталей.

13. Репетиционное исполнение произведения (пробное исполнение перед учащимися класса).

14. Воплощение музыкально-исполнительского замысла произведения.

Таким образом, концертмейстер ДШИ должен:

1.Во- первых: уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл нотного текста, их роли в построении целого. Видеть и представлять партию солиста, улавливая его трактовку, помогать ему всеми исполнительскими средствами.

2. Владеть навыками игры в ансамбле (прежде всего: уметь слушать и слышать солиста, подстраиваться под него).

4. Транспонировать текст средней трудности, это необходимо для работы с вокалистами (объясняется тесситурными возможностями голосов, а также состоянием голосового аппарата детей на данный момент).

5. Знать правила оркестровки, специфику, особенности звукоизвлечения, штрихи тех инструментов, на которых играет солист.

6. Владеть основными дирижерскими жестами, приемами.

7. Знать основы вокала: постановку голоса, дыхания, артикуляции, тонкости нюансировки; быть особенно чутким, при необходимости уметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это нужно, темп, настроение, характер, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию.

8. Уметь «с ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; иметь навыки импровизации, то есть уметь играть простейшие стилизации на темы разных известных композиторов; без подготовки разрабатывать заданную тему различной фактурой, подбирать по слуху гармонии к заданной теме, мелодии в простой фактуре.

9. В совершенстве владеть навыком дублирования вокальной мелодии фортепианной партией (это требует значительной перестройки всей фактуры и часто требуется в работе с начинающими вокалистами, еще не имеющими устойчивой интонации, на начальном этапе разучивания песен, вокализов).

10. Знать историю мировой музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно выразить стиль и образный строй произведений.

11. Накопить большой музыкальный репертуар, разнообразный по содержанию, образам и стилям.

Слуховое внимание концертмейстера занято звуковым балансом и звуковедением солиста. Ансамблевое внимание следит и за воплощением единства художественного замысла. Такое напряженное внимание требует большой затраты физических и душевных сил.

На концерте или экзамене очень важны для концертмейстера мобильность, быстрота и активность реакции. В случае остановки уметь подхватить партию солиста и помочь довести выступление до конца. Помочь партнёру обрести психологическую уверенность и мышечную свободу выразительной игрой аккомпанемента. Воля и самообладание - необходимые качества концертмейстера во время концертных выступлений.

Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло читать «с листа», нужно стремиться довести эти умения до автоматизма. Аккомпанемент с листа представляет собой в некоторой степени более сложное явление, чем читка с листа сольных произведений. Ведь помимо высокохудожественного исполнения фортепианной партии, возникают и задачи ансамблевого характера. Когда говорят, что пианист хорошо читает с листа, то подразумевается качественное в техническом и художественном отношении исполнение произведения без предварительной подготовки. Это большое искусство, владение им проверяется в ответственной обстановке: на концерте, экзамене. Пианист за одну-две минуты обязан мысленно представить себе форму произведения, его стиль, динамику, нюансировку, темп, звучание в целом, подобрать удобную аппликатуру и затем начать исполнение на рояле. Концертмейстер, ещё не зная партнёра, должен быть чутким к его музыкальным намерениям, исполнять произведение в одном эмоциональном ключе с солистом. Но, оставаясь художником, пианист не должен быть активнее солиста, а стараться поддерживать его, составляя ансамбль, быть максимально гибким во время исполнения. Такие качества создают благоприятные условия для более яркого раскрытия творческих намерений солиста, и это в конечном счете решает успех выступления. Овладение этим навыком тесно связано с развитием внутреннего слуха пианиста, музыкального сознания, аналитических способностей музыканта. Важно очень быстро осознать, понять художественный смысл этого произведения, уловить всё самое характерное в его содержании. Необходимо также хорошо ориентироваться в музыкальной форме, гармонической и метроритмической структуре сочинения, уметь отделить главное от второстепенного в любом материале, любом произведении. Тогда открывается широкая возможность читать текст мотивами, фразами, периодами. Решающим условием успеха при чтении с листа является способность расчленять фортепианную фактуру, оставляя лишь самую минимальную основу фортепианной партии, быстро и четко представлять себе главные изменения в произведении – характера, тональности, ритма, динамики и т.д. «Максимум музыки и минимум нот», - говорят опытные пианисты.

Музыканту необходимо обладать большой выдержкой, чтобы скрыть от слушателей возникающее волнение и не показывать, что он играет с листа. Хорошо владели этим искусством С.Рахманинов и С.Рихтер.

Большинство пианистов просто разбирает ноты с листа. При этом фактура произведения бывает не полностью озвученной, какая-то часть трудных в техническом отношении мест пропущенной или неточно сыгранной, не всегда бывает соответствующей замыслу композитора динамика и нюансировка.

Многие считают, что чем больше разбирать произведений дома, тем лучше будешь читать с листа. К сожалению, практика не подтверждает прямой зависимости: так, студенты выучивают немалое количество произведений значительной трудности, но навыков по читке с листа в большинстве случаев не имеют.

Е. Шендерович, исходя из многолетнего опыта своей работы в концертмейстерском классе, предлагает нам поэтапную методику овладения навыком чтения аккомпанемента «с листа». Такой навык формируется из нескольких периодов или стадий постепенного охвата трёхстрочной партитуры:



1. Играются только сольная и басовая партии. Пианист приучается следить за партией солиста, охватывая взглядом все три строчки произведения.

2. Исполняется вся трёхстрочная фактура, но не буквально, а приспосабливая расположение аккордов к возможностям своих рук, иногда меняя даже последовательность звуков, снимая удвоения, что-то упрощая.

3. Пианист внимательно читает поэтический текст, затем играет одну лишь вокальную строчку, подпевая слова или ритмично их проговаривая. При этом надо запомнить, в каких местах располагаются цезуры, берется дыхание, где будут замедления, ускорения, кульминация.

4. Пианист сосредотачивается на фортепианной партии, в то время как солист исполняет вокальную партию.

Для молодого пианиста-аккомпаниатора, не имеющего концертного опыта, такие задачи часто оказываются непосильными: сказывается отсутствие профессиональных навыков, выдержки нервной системы, воли к преодолению препятствий. А это всё, несомненно, мешает созданию ансамбля. Причины этого заключаются и в сложности фактуры, ритма, интерпретации произведения солистом.

Наблюдения показывают, что недостатки ансамбля при аккомпанементе с листа объясняются следующими причинами: отсутствием активного профессионального внимания и чутья к намерениям солиста, упругого темпо-ритма, неумением находить в любой сложной фактуре гармонические «опорные точки», позволяющие сохранить единый с солистом темп и удобную аппликатуру, а также быстро производить гармонический анализ всего произведения.

Опытный концертмейстер при первоначальном чтении аккомпанемента знает, что часть украшений можно опустить, можно брать и неполные аккорды, не играть октавные удвоения, но категорически недопустимы ритмические и гармонические пропуски необходимых басовых нот. По мере развития навыков чтения с листа такие текстовые упрощения сводятся к минимуму.

Аккомпанируя, пианист должен смотреть и слышать немного вперёд, примерно на 1 -2 такта, чтобы реальное звучание как бы шло вслед за зрительным и слуховым восприятием этого нотного текста.

Концертмейстер должен развить в себе чувство ритма, ощущение ритмической пульсации для того, чтобы всегда поддерживать солиста в его намерениях, в кульминациях, быть очень чутким его помощником.

Для беглого чтения нот аккомпанемента с листа пианист должен в совершенстве овладеть различными техническими типами фортепианной фактуры. Начинать следует с фактуры в виде разложенных аккордов. Далее осваивается аккомпанемент аккордового склада, где аккорды располагаются больше на сильной доле такта. Если же в аккомпанементе дублируется вокальная партия (голос), тогда необходимо учитывать свободу интерпретации солистом его партии, моменты взятия дыхания, возможные отклонения от темпа (агогика). Далее изучается аккордовая фактура сопровождения, где аккорды приходятся на слабую долю такта. Освоив однотипный вид фактуры, следует обратиться к сложным полифонизированным типам фактуры сопровождения.

Таким образом, концертмейстер ДМШ и ДШИ должен быть настоящим универсалом, мастером своего дела, а самое главное – быть чутким педагогом, т. е. обладать всеми основными педагогическими качествами, так необходимыми при работе с детьми разных возрастов, в том числе знать и особенности возрастной психологии и педагогики, владеть различными методиками обучения детей, а также выработать свой, отличающийся от других, определенный стиль общения с учащимися, свою определенную педагогическую технологию, отвечающую всем требованиям современного гуманно-личностного обучения (в рамках личностно-ориентированных технологий).



Подготовила Кирмишова Т. А., концертмейстер МАУ ДО «ДШИ г. Печора»




Полный текст материала Доклад "Особенности работы концертмейстера в ДШИ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кирмишова Татьяна Анатольевна  Публикатор
03.04.2019 0 87 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0