Статья "Игровые технологии на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ"


Комитет по культуре администрации города Мурманска

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования города Мурманска

«Детская школа искусств № 2»

 


 


 


 


 

 

Методическое сообщение

 

«Игровые технологии на уроках сольфеджио

в младших классах ДШИ»


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лазарева Дарья Евгеньевна

преподаватель теоретических дисциплин

МБОУДО ДШИ № 2


 

 

г. Мурманск, 2019 год

«Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности»

 

В.А.Сухомлинский

 

Бесспорно, игра имеет огромное значение в жизни ребенка. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок... Все то, что ребенок обязан запомнить, прежде всего, должно быть интересным».

«Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей...», – утверждает Д.Б. Эльконин, советский психолог, педагог.

У большинства детей младшего возраста ещё не сформирована мотивационная готовность к познавательной деятельности. Они готовы играть, но не готовы учиться. Игра – это их естественная форма существования, это окружающая среда, в которой ребенок растет, познает и развивается.К.Д. Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания» определил игру как «посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира».

Опыт работы с детьми показал, что в мир искусстваребенку также легче войти по «волшебному мосту» игры. Игра, вызывая положительные эмоции и пробуждая фантазию, делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети легко усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать.Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память и наблюдательность.

Программа первого года обучения сольфеджио насыщена сложными учебными темами. Зачастую ребенок не понимает, зачем ему нужен этот предмет. Иногда сольфеджио кажется ему сводом малопонятных, скучных правил. Поэтому для детей, только начинающих учиться музыке, очень важно, чтобы первые уроки сольфеджио проходили в увлекательной форме. На занятия, наполненные движением, музыкой, игрой, ученики идут с большим удовольствием, как на своеобразный праздник.

Известно, что школьникимладшего возраста не в состоянии удерживать внимание продолжительное время. Если же в процесс обучениявключаются игровые формы, то дети с лёгкостью выдерживают полноценное 40-минутное учебное занятие. Более того, детям удается выполнить такой объем работы, с которымони не справились бы в обычной учебной ситуации. В игровой обстановке, которая доставляет юным музыкантам истинное удовольствие, достигается автоматизм в выполнении заданий, развивается внимание, память.

Применение игровых технологий ставит перед преподавателем непростые задачи. Ему приходится быть одновременно и педагогом, и артистом, и сочинителем-импровизатором одновременно. Даже если дома, готовясь к уроку, педагог придумает игру, сказку, или подготовит какую-нибудь историю, чтобы доходчиво и интересно преподнести тему, то на уроке ему, скорее всего, придется на ходу перестраиваться. Самое главное – не допускать назидательного учительского тона, не снижать интерес к игре. Сохранение атмосферы непринужденного общения – основная задача педагога. Применяя игровые технологии, необходимо помнить о том, что игра, несмотря на все ее положительные аспекты, это только средство, метод учебной работы, а целью остается освоение материала и приобретение знаний. Проводя игру, преподаватель всегда должен четко понимать, с какой целью он это делает, приобретению какого навыка способствует.

Не стоит забывать о том, что подчас игровая деятельность требует от ребенка не меньше энергии, ума и сосредоточенности, чем учебные занятия. Иногда игра ставит перед ребенком не менее сложные задачи, чем традиционные задания. Педагог всегда должен быть готов включиться в игру, помочь ребенку справиться с трудностями.

Существует большое количество игр, предназначенных для развития музыкальных данных. Приведем некоторые из них.

 

«Запиши свое имя»

Игра всегда вызывает улыбки ребят и оживление в классе.

Учитель исполняет музыкальную фразу, в которой упоминается имя одного из учеников. Затем вся группа пропеваетэту фразу с дирижированием (размер задается заранее). Тот ребенок, которого назвали, должен выйти к доске и записать ритм мелодии. С помощью этой игры можно работать над самыми разными ритмическими группами в любых размерах. В начале 1 -го класса прорабатываются самые простые сочетания длительностей.

 

«Импровизация»

Игра предполагает элемент творчества, импровизации. Использовать ее на уроках можно тогда, когда ребята уже хорошо познакомились со ступенями гаммы, могут свободно интонировать их. Учитель пропевает какой-либо вопрос, обращаясь к конкретному ребенку. Вопрос надо закончить на любой ступени, кроме первой. Ученик должен спеть ответ в этой же тональности, закончив его на тонике. Вопросы могут быть самые разные: «Есть у тебя дома собака?», «Любишь ли ты читать?», «На чем ты приехал в школу?» и т.д.

 


Полный текст материала Статья "Игровые технологии на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лазарева Дарья Евгеньевна  Публикатор
11.05.2019 0 212 9

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0