Статья "Игровые технологии в классе фортепиано как инструмент повышения эффективности учебного процесса (начальный период обучения)"


 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Верхнесалдинская детская школа искусств»

 

 

 

 

АВТОР: СИдукова К.Н.

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей,

для их здоровья и правильного развития»

Д.В. Менджерицкая.

 

Повысить эффективность каждого урока – прежде всего, означает сделать его событием для ученика. Яркие эмоциональные краски, насыщенные творческой деятельностью самого обучающегося, путешествие в сказку. Разве не о таких уроках мечтают дети, когда идут в музыкальную школу? Ученики чувствуют разочарование в обучении, если все занятия «на одно лицо», если сказка не произошла. А где живет сказка? Сказка живет в игре.

Для детей в возрасте 6-10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Игры в жизни детей младшего школьного возраста продолжают занимать значительное место. Если спросить обучающихся младших классов, что они делают помимо учения, все они единодушно ответят: «Играем». Потребность в игре как подготовке к труду, как выражению творчества, как в тренировке сил и способностей, как, наконец, в простом развлечении у школьников очень велика. У игры и искусства общие корни. Это родство еще со времен Платона отличали многие философы, психологи, педагоги и художники. Крупнейшие философы Кант и Шиллер считали игру, как искусство, эстетической деятельностью. Психологи А.Выготский, Д.Узнадзе, эстетик Г.Рид трактуют игру как художественное творчество ребенка, а игровую деятельность – как механизм формирования его эстетической культуры.

Игра - прекрасное средство диагностики личности, своеобразный тест для педагога. В игре развивается позитивное самоощущение ребенка, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости, формированием положительной самооценки. Согласно Фрейду, игра служит прекрасным методом психотерапии. Игровое мироощущение, как правило, радостно-приподнятое и альтруистическое. Ребенок получает вместе со знаниями заряд оптимизма, бодрости и хорошего настроения. Игра есть, прежде всего, вид неформальной деятельности, способной превращаться в художественную деятельность и таким образом оказывать влияние на органичное развитие ребенка. Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами. Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с ее двуплановым поведением, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения, дает возможность говорить с собой на разных языках, по-разному интерпретируя свое собственное «я». Игра, как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания, переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Это вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения и обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне развитой и активной личности. Игровые педагогические технологии  применяются педагогами в работе с обучающимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, в том числе на уроках фортепиано. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

В современной музыкальной школе игровые технологии имеют цель : активизация, интенсификация познавательной и творческой деятельности обучающихся ; повышение мотивации обучения. В соответствии с этим игра выполняет следующие важные функции:

Обучающая – формирование определенных умений и навыков, применение ЗУН в практической деятельности. расширение кругозора и др.

Развивающая – развитие музыкальных и творческих способностей, памяти, мышления, внимания, воображения, технических навыков, координации движений и др.

Воспитательная – воспитание самостоятельности, воли. 

Развлекательная– это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес.

Коммуникативная- объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов. 

Игротерапевтическая - снятие эмоционального и физического напряжения, преодоление различных трудностей в поведении, общении, учении. Самореализации- стремление в игре реализовать свои творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал, формирование положительной самооценки. 

Коррекционная – внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре это происходит естественно и мягко.

Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру входит: - целеполагание– преподаватель ставит определенную цель, чему собирается научить ребенка, задача может быть совершенно недетской, но поданная в детском образном виде и поэтому в итоге запросто усвоенная; - планирование – разрабатывается путь достижения результата через образы, игрушки, картинки, театр, компьютерные игры и др., то есть весь музыкально - дидактический материал, который есть у вас в наличии и не следует бояться закрепления за каким- либо понятием конкретной образной ассоциации, образ и термин должны обязательно существовать вместе, если постоянно обращать внимание на это двойное определение, то впоследствии переход только к терминам будет естественным и безболезненным ;

- реализация цели - проведение самой игры (см. методические рекомендации);

- анализ результатов - любое достижение ребенка должно положительно оцениваться преподавателем.

Если ребенок не справляется с заданием, значит взрослый переоценил его способности, необходимо начать игру через несколько дней с более легких заданий. В структуру игры, как процесса, входят роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; замещение реальных предметов игровыми; правила игры, которые не сковывают творческую свободу ребенка, проявляющуюся в импровизационности, соревновательности, фантазиях и т.д.

 

Принципы использования игровых технологий.

Весёлые и полезные игровые занятия с детьми – это целый мир интересных пальчиковых игр, упражнений, музыкально – ритмических и подвижных игр, попевок, песенок, игр-сказок, игр со словом и театрализованных представлений.  Принципы постепенности и систематичности особенно важны при разучивании подобных игр. В них удается соединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности - самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Объём детского внимания невелик, в связи с этим надо использовать в работе  принцип доступностизаключающийся в исполнении небольших по объёму песен-игр, с ясной формой, запоминающейся мелодией; использовании фольклора, образов сказочных героев и т.д.. Существует большое количество игровых методов обучения. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания преподавателем функций и классификации педагогических игр. Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу, могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока; контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок.

 

Методические рекомендации

Применяя игру как форму (методический прием) обучения, преподаватель должен быть уверен в целесообразности ее использования. Он определяет цели игры в соответствии с задачами учебного процесса, составляет некую систему, предполагающую определенную последовательность и постепенное усложнение этапов игры. Педагогические требования подразумевают выявление оптимальных условий игры в учебном процессе.

Педагог предоставляет максимальную степень свободы ребенку. Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно. Игровой метод на занятиях требует от педагога определенного внутреннего состояния – играть с детьми нужно искренне, самому преподавателю должно быть это интересно не менее, чем ребенку. Если вы не ползаете «как жуки», не изображаете роботов и не машете руками, как мельница, ребенок вам не поверит и не будет верить в принципе. Педагог – главный участник в том смысле, что задает модель творческого поведения для ребенка. Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к обучению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества, только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка. Большая роль принадлежит в этом преподавателю, который должен учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Игры желательно сопровождать яркими иллюстрациями, картинками, слайдами и выразительной музыкой. Такие уроки требуют от преподавателя артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния. Если ребенок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить.

Игры, используемые мной на занятиях фортепиано.

Пальчиковые игры

Известному педагогу В.С. Сухомлинскому принадлежат слова «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Немного истории: У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае - упражнения с каменными и металлическими шарами, и жители Поднебесья считают, что регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность всех систем организма, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами, в азиатских и арабских странах перебирание четок. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И Россия не отставала. Все мы прошли и наши дети через «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». А ведь это такие же пальчиковые игры.

О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к игре. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие пространственного мышления, речи, внимания, воображения, воспитывают быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка 6-10 лет. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Ребенку интересно показывать не отдельные картинки, а целые сюжеты. Вместе с ребенком попробуйте разыграть пальчиковый спектакльНапример, из книги Т.Ю. Бардышевой «Лиса по лесу ходила». Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики и речи. Эти игры – упражнения можно использовать как перед началом занятия, так и в качестве физкультминутки.

Пальчиковые игры на фиксирование произносимых действий.

Выполняются под музыкальное сопровождение или же под декламацию стихов с одновременным действием, которое производит ребенок. Все упражнения выполняются по 3-5 раз, в спокойном темпе, без всякого напряжения мышц, при этом необходимо следить за правильной постановкой пальцев и кисти, точным переключением с одного движения на другое, стараться вовлекать в эти упражнения все пальцы

Упражнения формируют правильную постановку пальцев и способствуют быстрому запоминанию пальцев.

Игры из пособия Л. Алексеевой «Игровое сольфеджио» Пальчики – очки

Наши пальцы – не крючки,

- Сделай круглые очки!

Нужно сделать колечко, соединив палец правой и левой руки с остальными, - получатся очки, в которые можно посмотреть! Прочтите стихи, потренируйтесь изображать очки, затем распойте стихи песенкой и поиграйте в очки, разглядывая друг друга! Это упражнение полезно для постановки рук на фортепиано.

Из пособия М. Ковалевской «Музыкальная гимнастика для пальчиков»

 

1

Это упражнение развивает тактильные ощущения пальцев, активизирует подушечки, после него можно играть всеми пальцами двумя руками

2 «Лиса по лесу ходила»

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки сплела.

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть влево и наоборот. Упражнение развивает гибкость правой и левой руки, закрепляет понятие «затакт»

3 «Черепашка»

-Ножка, ножка, поскорей

Двигай домик мой сильней.

Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к стол,. образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик черепашки». Аналогичным способом передвигать «домик» черепашки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

Упражнение способствует организации аппарата, формы кисти, опоры пальчиков , активизация указательного пальца.

4

Упражнение на освобождение кисти, ощущение веса.

Большое разнообразие пальчиковой гимнастики представлено в современных методических пособиях, таких как «Медведь и ягодка» Т.А. Боровика, « Пальчиковая гимнастика для развития дошкольников» Л.П.Савиной, сборник Е.А. Поддубной «Музыкальные пальчиковые игры» и др..

Очень хорошо, когда на занятии используются различные игры, по минуте -две на каждый вид. Например, если вы начали урок с пальчиковой игры, то следом за ней, как её продолжение, может идти ритмическая игра. Не надо увлекаться чем-то одним, лучше чаще менять вид деятельности.

Ритмические игры.

Речевые игры. Выразительно произнести текст (или пропеть на одном звуке и подыграть на инструменте), прохлопать его.

Например:

Шепчет солнышко листочку:

-Не робей, голубчик!

И берет его из почки

За зеленый чубчик.

Чёткость в произношении стихотворения благотворно влияет на игру, что даёт возможность быстро добиваться ровности в исполнении и способствует развитию ритмического чувства. Игра воспитывает в учениках ощущение периода, т.е. умение исполнять не по тактам, а по фразам.

Игра «Отгадай песенку». Воспроизвести ритм песенки и попросить ребенка отгадать её. Репертуар: песенки «Андрей-воробей», «Маленькая елочка», «Петушок» и др. 

Развивает у детей долговременную ритмическую память.

Многие педагоги в своей педагогической практике часто использую игру“Эхо”. На первых уроках это могут быть самые простые ритмические “рисунки”, их следует несколько раз прохлопать или простучать, а можно и проиграть на инструменте, тогда сухие, неэмоциональные задания превратятся в “музыку”, где будут cлышны и осторожные шаги, и капельки дождя, и журчанье ручейка, и пение птиц. Ритмические рисунки можно все время варьировать и усложнять по-своему усмотрению и учитывая индивидуальные возможности учащихся. 

Игра «Волшебные мячики» - отстукивание ритма правильным положением кисти по крышке фортепиано или столу, зажав мячики в кистях рук (правильно выбрать мячик по размеру руки или же использовать клубочки из ниток). Это же упражнение можно использовать при постановке руки.

Ритмические карточки. При изучении длительностей нот дети получают или делают с родителями карточки. На них изображены различные длительности и рисунки: черепаха — целая нота, мишка — половинка, волк — четвертушка, белка — восьмушка, зайка — шестнадцатая.

Педагог воспроизводит изображенную на одной из карточек длительность. Малыш внимательно слушает, а затем вынимает из своего набора карточек ту, на которой обозначена нота именно этой длительности. В дальнейшем на карточках могут быть изображены и целые ритмические рисунки песенок, пьес или стихотворений.

Преподаватель проигрывает целую песенку или проговаривает стихотворение, а обучающийся хлопками в ладоши или по коленям отмечать метр, ритм, чередуя по условному знаку учителя, исполнение то метра, то ритма песни. Через картинки-образы и игру с песенками и стишками мы не только знакомимся с названиями длительностей, но и отрабатываем метрическую пульсацию.

«Досочини песенку». Это игра — диалог. Педагог начинает песенку. Ребенок должен досочинить окончание с четким ритмическим сопровождением слов хлопками в ладоши:

По – кру – жу над … ( цвет – ком)

У – го – щу ре – бят … (мед – ком).

«Королева Сильная доля»- выделять сильную долю хлопками в ладоши, а слабую долю - хлопками рук по коленке в декламации стихов и при слушании жанровой музыки, сразу обговорив размеры жанров.

«Музыкальный паровозик» Нарисовать ритмическую схему в виде паровозика с вагончиками (такт с определенным ритмом). Ребенок сам будет расставлять вагончики в разной последовательности и стучать. Это уже игра, где колёса каждого вагончика стучат свой ритм.

Упражнение– игра: «Прогулка всей семьёй» из Интенсивного курса Т.Смирновой: четвертные ноты – «мамины шаги», восьмые – «рядышком идёт малыш», а половинные – «вот и папа пришёл с работы уставший», целая- «бабушка еле двигается с палочкой». Детям очень нравится это упражнение, в котором можно и шагать, и хлопать, и проигрывать двумя руками на двух клавишах. Усложнить игру можно таким образом: Кто с кем шагает?

Можно предложить ребёнку самому написать ритмические схемы для любых игрушек или персонажей сказок. Получается игра «Чьи это шаги?», ребёнок с удовольствием играет и объясняет, кто идёт, приближается или уходит. Эту игру так же можно играть на двух клавишах. Тогда это не просто две ноты, а музыка шагов, где есть образ шагающего, ритм, высота звука, темп, динамика.

Такой игрой вырабатывается у ребёнка чувство внутренней пульсации.

Игра «Прятки». Ноты с точками. В точке кто-то спрятался. Кто же? Например, на карточке изображена нота-четвертушка с точкой. Ученик отгадывает кто же спрятался в четвертушке? И отвечают очень быстро: «В точке спряталась восьмушка!» Условие игры: надо каждую карточку назвать вслух и выложить её на столе.

«Домик». Преподаватель задает размер, а обучающийся заселяет комнаты-такты нотами, используя различные варианты длительностей.

«Ритмическая математика»

Большой интерес вызывает у детей игра «Сыщик» (поиск ритмических ошибок)

В ритмах марша, танцев, песенок.

«ТРИ кита» ребенок слушает музыку. Музыкальный материал: Песня, Марш, Танец - три разножанровых, разнохарактерных произведения. Угадывает к какому жанру она относится. Можно использовать карточки с изображениями танцоров, певцов и марширующих персонажей или выполнять определенные действия, в соответствии с музыкой: танцевать, маршировать или петь.

Темп

Игра «Кошки – мышки»: под песню «Васька –кот» Г. Лобачева ребенок ходит, имитируя кошачий шаг, а под быструю музыку бегает быстро, как мышка.

Мажор – минор

«Перекрасим песенку в минор»Пофантазируйте с детьми: «Представьте себе, что в знакомой песенке «Василек» цветок увял и поэтому надо сыграть печально, а в песне «Ходит зайка» зайчик ходит под дождем, весь промок и ему очень грустно, поэтому сыграй песню в миноре». 

«Определи лад».  Ребенок определяет смену лада. Репертуар: Майкапар «Детская песенка», П.И.Чайковский «Старинная французская песенка», Л.Бетховен «Элизе» и др.

Организация игровых движений

Игры- упражнения: из Учебного пособия А. Артоболевской «Первая встреча с музыкой» Шалтай-Болтай» и др.

Встать прямо, руки опустить вниз слегка нагнувшись вперед. Начать покачивать руки навстречу друг другу или параллельно, постепенно наклон можно увеличивать или распрямляться. Попутно ритмично приговаривать «Шалтай-болтай висел на стене, Шалтай- болтай свалился во сне». Данная игра помогает почувствовать свободу в плечах, локтях и кистях. Ребенок воспринимает движения, как игру, без напряжения.

Игры: «Подари мне руку», «Колобок» - помогут расслабить плечо, кисть.

«Слон» (из пособия С.Альтерман. Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет) Наклониться к стене всем корпусом, упираясь ладошкамив стену. Оттолкнуться, возвращаясь в исходную позицию. Важно, чтобы ребенок почувствовал опору на ладони. 

«Кошка»

Упражнение делается около стенки. Наклониться к стене, упираясь не ладошками, а кончиками пальцев, чтобы почувствовать опору на них. Преподаватель обращается внимание, чтобы пальчики не были прямым и жесткими. 

Игра «Ведерочки»

Важно чтобы ребенок удобно себя почувствовал около инструмента, не было боязни, зажатости.

Садиться надо на полстула, ноги плотно упираются в пол или подставку, уровень стула регулируется согласно росту ребенка. Сидя за инструментом ученик наклоняется то в одну, то в другую сторону, будто, то одной, то другой рукой поднимает ведерочко с водой. При этом спина должна оставаться ровной, поправлять ребенку спинку нужно поддерживая ее в районе поясницы и ни в коем случае не в области лопаток. 

Игра «Ведерочки» может способствовать освобождению плеча.

«Кивочки, да-нет». Для расслабления мышц шеи мы используем игру «Кивочки или да-нет». Ученику задаются какие-нибудь вопросы, а он в зависимости от ответа кивает «да» или «нет». Такая игра не заостряет его внимание на расслабление мышц, он делает это непосредственно. Упражнение делается за инструментом с прямой спиной и с хорошим упором ногами. Данное упражнение способствует выработке ощущения свободы за инструментом, помогает найти удобное положение при посадке.

Разнообразные игры, большое количество упражнений предлагает Татьяна Борисовна Юдовина-Гальперина в своей книги: «За роялем без слёз, или я – детский педагог». 

1.«Балерина»
Чуть прогнутый корпус. На вдох подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони).
Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов. 

2. «Мельница».

Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад. В упражнении «Мельница» важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель — не разработать мышцы рук, а лишь уметь их расслаблять и совершать движения расслабленными руками. 

3. «Дирижер». Ребенок «дирижирует» под музыку. Это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за правильным дыханием, тогда плечи остаются в покое, не поднимаются. Грудные мышцы расправлены. Ни в коем случае нельзя сутулиться! Упражнение способствует развитию пианистических движений и правильному дыханию. 

4. «Летающий платочек».  Спина и плечи свободные. Малыш крепко стоит на ногах (нужно проверить, насколько прочна опора на ноги!). В ладошке ребенок держит платок. Не наклоняясь, он отпускает платочек и подхватывает другой рукой. При этом плечи опущены, спина прямая. Не напрягаться! То же самое можно проделать и с двумя платками: в обеих руках по платочку, ребенок одновременно отпускает их и тут же ловит, меняя при этом руки. Движения плавные, пианистичные (по крайней мере, к этому надо стремиться), платочки как бы летают в воздухе.

Игры для извлечения звука, постановки пальцев на клавишу.

«Капельки» - через октаву (по очереди всеми пальцами по разным звукам для лучшего освоения клавиатуры), «Зайчики»- через клавишу (только по белым клавишам).

«По бревнышкам» - по черным клавишам подряд вверх, 

«Восход и закат солнца» - одновременно двумя руками от одного звука в противоположном движении через октаву. Все эти упражнения обьединяются в сказку о зайчиках.

Упражнение – игра: из пособия О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью»

«Краб»

- Я живу внизу,

Солнца не люблю.

Солнце всходит –

Уползаю (постановка квинт, можно окрасить упражнение динамически)

Игры на координирование аппликатурных навыков.

Очень часто детям сложно поставить правильно аппликатуру, несмотря на простоту правила: подряд нотки - подряд пальчики, через нотку - через пальчик, дети не могут сразу освоить движение на нужных пальцах.

Предлагаю игру «Жмурки». Ребенок кладет руку на клавиатуру в пределах квинты, каждый пальчик лежит на своей нотке. Ученик запоминает какая нотка под каким пальчиком находится. Педагог предлагает зажмурить глазки и вразбивку начинает называть нотки, ребенок должен верным пальчиком нажать названную нотку. Это также развивает ощущение клавиатуры.

«Лягушка».  

Для «осознания» каждого пальчика я предлагаю детям проговорить, простучать:

1 1 2 2 1 1 3 3 Вот ля-гуш-ка по до-рож-ке

1 1 4 4 1 1 5 5 Ска-чет, вы-тя-нув-ши нож-ки.

1 1 2 2 1 1 3 3 Вот по-друж-ку у-ви-да-ла,

1 1 4 4 1 1 55 Вмес-те с не-ю по-ска-ка-ла.

Всеми пальцами Шлёп! Шлёп! Шлёп!

«Приказы пальцам»:

- указательному (второму) – простучать попевку на одном звуке;

- безымянному (четвертому) - простучать считалку;

- указательному, среднему, безымянному (второму, третьему, четвертому) сыграть на столе песенку «Ходит зайка по саду» сначала правой, затем левой рукой.

«Бусинки» для запоминания аппликатуры в гаммах (3 бусинки + 5 бусинок).

Знакомство с клавиатурой, регистрами и октавами.

Ребенок сразу замечает, что клавиатура состоит из черных и белых клавиш. Черные клавиши чередуются то по 3, то по 2. И предлагается игра из сборника Л. Старовойтовой «Игра в игру на фортепиано».

Цапля – это большая красивая птица, которая живет на болоте и переступает своими длинными ногами с кочки на кочку. Представь, что черные клавиши - это кочки, на которые надо наступать.

Первое задание. Нажми левой рукой на три черные клавиши одновременно. Затем «переступи» правой рукой на следующие три черные клавиши, пропустив две. И так сделай несколько раз. Цапля топчется на месте.

Второе задание. Опять начни левой рукой с трех черных клавиш и переступи на три правой. Теперь левая переходит на две черные клавиши между ними (раньше мы их пропускали). Потом правая переходит на две черные выше октавой, таким образом цапля пошла вверх.

Третье задание. «Походи» по черной клавиатуре так, как тебе хочется. Нажми педаль и послушай что получится. Ребенок воспринимает эту игру с интересом, перестает пугаться большого количества клавиш. группировку черных клавиш.

Можно попросить ребенка найти на черных клавишах «Дин» - две черных клавиши и « Дон» - три черных клавиши. А затем разучить сразу двумя руками песенку «Дин – дон» (правая рука – 234 пальцами, левая – 32 пальцами). Затем прикрыть клавиатуру крышкой, а ребенок на ощупь находит две и три черные клавиши. Эта называется «игра в прятки». Познакомиться с октавами и регистрами нам помогает сказка «Теремок». Птичка живет в 4 октаве, мышка в 3, лягушка во 2, зайка в 1; далее идут нижние этажи (регистры): малая октава – лисичка, большая – волк, контроктава – мишка, субконтроктава – бегемот. Каждую игрушку я иллюстрирую музыкальным материалом. Затем я предлагаю ребенку самому рассадить зверюшек по (регистрам) октавам, обычно он это делает безошибочно.

Игра «Угадай - ка». 

Преподаватель на музыкальном инструменте играет звук или несколько звуков, изображая голоса животных, а ученик угадывает высокий это звук, средний или низкий. Потом поменяемся ролями, ребенок играет, а я угадываю. Игра «Терем-теремок» - я сажаю в теремок игрушку и играю пьеску, изображающую животное, а ребенок угадывает, кто в теремочке живет и в какой октаве.

Освоение нотной грамоты.

Для знакомства с нотной грамотой я использую стихи и песенки, так как дети с легкостью их запоминают. Для закрепления нот можно придумать множество игровых ситуаций: 

Музыкальное лото представляет из себя три игровых поля разного цвета с изображением клавиатуры и карточки, на которых нарисованы ноты. Представлены малая, первая и вторая октавы. Принцип игры: я показываю карточку, а ребенок называет ноту и помещает ее на соответствующую клавишу. За каждую правильно названную ноту ребенок получает звездочку. Цель игры – правильно назвать ноту и заполнить все игровое поле данной октавы и собрать как можно больше звезд. 

Игра «Домик»: на каждом из пяти этажей и между этажами живет нотка, надо угадать какая? (В роли Знайки – ребенок, а в роли Незнайки – преподаватель).

Игра «пазл» - из частей (тактов) нотного текста надо собрать целый текст. Для этого надо приготовить нотный текст в двух экземплярах. Один будет служить образцом, а второй – разрезан на такты. Эта игра может иметь несколько уровней сложности. Наиболее сложный – собрать пазл по слуху.

Динамические оттенки

Прочитать текст. Поставить подходящие динамические оттенки в конце каждого предложения: В далеке слышен шум поезда. { ? } Звук приближается.{ ? } Поезд на всей скорости с грохотом мчится мимо нас,{ ? } Постепенно исчезает вдали.{ ? }

Игра «Путаница». Согласовать левую часть с правильным продолжением в правой.

Воробей клюет крошки … легато

Ребенок потерял маму и кричит … pp

Змея ползет незаметно и … ff

Дельфин плывет легко и … стаккато

Чтение с листа Упражнение – игра «Следопыт»Рука, словно «следопыт», идет точно «по следу». Приучать играть глядя в ноты, а не на руки

Развивает умение по графическому изображению определять изменение высоты звука, характер этого изменения (скачком или поступенно).

«Музыкальные бусы» - сборник Смирновой «Методические рекомендации».

Музыкальные формы

Дидактический материал: карточки с графическим изображением музыкальных форм.

Музыкальный материал: музыкальные произведения, написанные в одночастной, двух-, трехчастной форме, рондо, вариацией. При слушании партий ребенок находит карточки, соответствующие форме музыкального произведения.

Игра «замри – отомри». Преподаватель исполняет произведение. А обучающийся в любой момент говорит: «Замри!» Как только будет сказано: «Отомри!» - играет дальше. Потом учитель и ученик меняются ролями. Задача педагога – удачно выбрать момент остановки: момент неудобного места, судорожного движения.

Занимательные игры

Решение задач, ребусов и загадок. Этот метод, непосредственно связанный с игрой, имеет большое развивающее значение и помогает проверить качество и прочность знаний. Педагогически оправданным является использование таких кроссвордов, загадок и ребусов, которые составлены на базе основного программного материала с зашифрованными музыкальными понятиями и терминами. Образцы загадок, ребусов, кроссвордов можно найти почти во всех современных пособиях. Например, в пособии «Пианист – фантазер» и др. «Расшифруй слова»

Найди название нотки на картинке:

-рень или _ –ница _ -шка

_-гушка __ -мик

__- __ По- _ _ -ры

__- ка _ - _ -но

Музыкальные загадки

Знаки альтерации

1.Только этот нотный знак
Говорит всем нотам так:
«Марш все вниз на полутон!»
Те слова для нот — закон!
Вниз на полутон? Изволь!
Повелитель нот — …(бемоль)

 

2.«Эй, друзья, ребята-нотки,
Я подброшу вам работки:
Вверх бегом на полутон!» —
Ноток приглашает он,
Смотрит, кто куда залез.
Это — нотный знак …(диез)

 

3.От диезов и бемолей
Отпускает он на волю
Ноты. Добрый нотный знак!
Звать его, скажите, как?
И как пчёлочки нектар,

Любят ноты знак … (бекар)

Творческие игры

1.Сочинение мелодии в различных жанрах (Дети сочиняют марш, польку, колыбельную)

2.Сочинить мелодию к тексту .

Спи, моя деточка,

Ты, незаметная,

Спи моя звездочка

Спи, предрассветная

3.Досочинить окончание (Ребенок сочиняет окончания фраз)

Вышла курочка гулять,

Свежей травки …,

А за ней ребятки

Желтые ….

4. Сочинение мелодий к картинкам (в разном настроении)

К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это не только карточки, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, компьютерная игра. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, проверка знаний в форме тестирования – все это дает возможность ученику самостоятельно выбирать удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить знания. В таких программах изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление программ позволяет ребенку воспринимать их как игры. Множество игровых ситуаций и заданий, встречающихся в такой программе, делают процесс обучения максимально увлекательным.

И в заключении, хочу сказать: игровые технологии помогают сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывают способности детей, формируют мотивацию к игре на фортепиано. В процессе игры активизируются основные когнитивные процессы: внимание, запоминание, мышление и каждый извлекаемый звук, любое упражнение, пьеса, т.е. любая музыкальная деятельность, приобретает эмоционально - образное содержание. Игра не оставляет безучастными даже пассивных обучающихся, она создает вокруг себя атмосферу творчества и сказки.

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок». В. А. Сухомлинский


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

Список литературы:

Л.Н.Алексеева «Игровое сольфеджио для малышей». В помощь педагогам и родителям.

С. Альтерман «Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет» Изд. «Композитор» Санкт – Петербург

Н.П. Аникеева. Воспитание игрой - М., 1987.

А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» Учебное пособие. М. «Советский композитор», 1992г.

Т.Ю.Бардышева. Мама для мам. Лиса по лесу ходила. Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики и речи.

Л.С.Выготский. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка». //Вопросы психологии. -1966г. -№6.

О.Геталова,,И.Визная. «В музыку с радостью» Изд. «Композитор»,Санкт-Петербург, 2005г.

М.Ковалевская. «Музыкальная гимнастика для пальчиков» Изд. «Союз художников» Санкт-Петербург 2006 г.

Е.А. Королева Музыка в сказках, стихах и картинках. М., 1994г.

П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996г.

Т.П. Сальникова. «Педагогические технологии». – М.: ТЦ Сфера,

Л.Старовойтова. «Игра в игру на фортепиано» Учебно-методическое пособие для детей М. 2004 г.

Т.Б.Юдовина – Гальперина «За роялем без слез, или я – детский педагог». Изд. «Союз художников» Санкт – Петербург, 2002 г.


 


Полный текст материала Статья "Игровые технологии в классе фортепиано как инструмент повышения эффективности учебного процесса (начальный период обучения)" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сидукова Кристина Николаевна  Публикатор
04.11.2019 0 150 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0