Конспект урока литературного чтения по теме : "Звуки [х], [х'], [ц]. Буквы Хх, Ц,ц. Чтение слов с буквами Хх, Цц." для 1 класса.


Тема: Звуки [х], [х'], [ц]. Буквы Хх, Ц,ц. Чтение слов с буквами Хх, Цц.

Цели: Продолжить знакомство со звуками [х], [х‘], [ц] и буквами, которые их обозначают;
упражняться в звуко-буквенном анализе слов;
учиться распознавать мягкость и твёрдость согласных звуков;
учиться работать с текстом;
воспитывать умение работать самостоятельно;
знакомиться с птицами края и особенностями их жизни в зимний период;
воспитывать любовь к природе.
Оборудование: Изображение синицы, кормушки с птицами.

Ход:
I Разминка. Повторение изученного.
- На какие группы делятся звуки нашего языка?
- Чем отличаются гласные от согласных?
- Что мешает «петься» согласным?
- На какие группы можно разделить согласные?
- Чем отличаются звонкие от глухих?
- Что делает согласные мягкими?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные?
- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные?
- Назовите «хитрые» гласные. Почему они «хитрые»?

II Работа над материалом
1. Повторение прошлой темы урока, сообщение новой.
- Какие буквы повторяли на прошлом уроке?
- Расскажите всё, что знаете о них.
- Сегодня на уроке мы будем повторять пройденные буквы.

2. Чтение загадки.
- Когда я подходила к школе, то увидела кормушку. Около неё летало очень много разных птиц.
- Каких птиц мы часто видим около кормушек? Эти птицы остаются зимовать с нами.
- Для чего нужны кормушки? Зимой птицам очень голодно и холодно – для того, чтобы согреться, им нужно много пищи, которой зимой почти нет.
- Можем ли мы помочь птицам? Как?

И одна очень любопытная птица услышала наш разговор и решила прилететь к нам в гости. А что это за птица, вы узнаете из загадки.

На кормушку возле нашей форточки
села удивительная птица:
в чёрной шапочке она, и в жёлтой кофточке.
Птица называется... (синица)

- Что мы можем сделать с этим словом? (составить схему)
3. Составление схемы слова «синица».
- Что делает в этом слове согласные звуки мягкими?

III. Работа с учебником
1. Чтение «Синичьей скороговорки» с. 95
- Синица очень любопытна. Она увидела наши учебники и очень хочет в них заглянуть. Откроем азбуку на стр. 95 и прочитаем название текста вверху.
- Что такое скороговорка? Для чего нужны скороговорки?
- Про кого пойдёт речь в этой скороговорке?
- Как догадались?
- По названию мы можем догадаться, о чем пойдёт речь в тексте!

Чтение скороговорки несколькими детьми и затем хором.
- Какое настроение у синицы?
- Как догадались?

2. Самостоятельная работа.
- Синица предлагает нам задание. Первый вариант берёт в руки красные карандаши и подчёркивает в словах скороговорки буквы, которые обозначают мягкость согласных в этих словах.
Второй вариант берёт в руки карандаши и подчёркивает словах скороговорки буквы мягких согласных. - Какого цвета карандаши возьмём? Почему?

Кто справился – найти в скороговорке слова – рифмы.

ФИЗМИНУТКА:
- Синица хочет проверить, хороши ли вы разбираетесь в названиях птиц. Сейчас встанем. Я буду читать названия животных – если вы услышите название птицы, то хлопаете в ладоши, если нет приседаете:

медведь, утка, кенгуру, голубь, чайка, орёл, мышь, лиса, сова, лошадь, цапля, страус, волк, пингвин, журавль.

3. Разгадывание кроссворда у доски.
- Молодцы, ребята! А теперь синичка увидела под скороговоркой странные пересекающиеся клеточки с цифрами…
- Что это? «Кроссворд» по-английски обозначает «пересекающиеся слова»
- Что нужно сделать с этим кроссвордом?

Чтение задания и разгадывание кроссворда.

- почему говорят, что сорока приносит «вести на хвосте»?
- Кто автор «Сказки о царе Салтане»?
- Кто автор сказки «Дюймовочка»?
- Как называется сказка про Нильса? «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» автор шведская писательница Сельма Лагрлёф.
- Как проверим согласный на конце в слове «лебедь»? «гусь»?

- Прочитаем слова, которые у нас получились. Как назвать одним словом то, что мы прочитали? (птицы)

4. Чтение крылатых фраз.
- Птицы не только часто становятся героями литературных произведений, люди часто отмечали особенности птиц и сравнивали их со своим характером. И вот что получилось:
Когда мы говорим «орлиный взгляд»? Почему?
«Надулся как индюк.» Почему?
Идти гуськом – как это? Почему?
«Нахохлился как воробей» Почему?

Крылатые фразы – это высказывания, получившие широкое распространение благодаря своей выразительности.

IV Итог урока.

- О чем говорили сегодня на уроке?
- что мы можем сделать для птиц?
- Синичка говорит нам «спасибо» за хорошую работу – вы ответили на все её вопросы и теперь ей пора улетать, а то птицы склюют всё зерно в кормушках - ведь мы сможем им подсыпать зерно только к обеду

<a href="http://glavpodarok.info/familyholidays/riddle.html">Источник стихотворения</a>

Автор: Лаврова Виталия Викторовна  Квашка
http://glavpodarok.info/familyholidays/riddle.html, МОУ лицей №5 г. Воронеж
28.03.2010 2 8349 1334

Скачать материал с сайта



Читайте новые статьи
Популярные статьи
Другие новости
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 2
avatar
2 12вар • 20:51, 05.03.2011
Спасибо за разработку
avatar
1 Mika39 • 14:21, 20.11.2010
Спасибо, за ваш труд.

Новости образования и науки: