Урок обучения грамоте (чтение)+презентация. Слог как минимальная произносительная единица звуков в слове.


УМК «Гармония». Обучение грамоте (чтение) 1 класс.
Тема:
Слог как минимальная произносительная единица звуков в слове

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Создать условия для знакомства со слогообразующей ролью гласных.

Задачи:
1. Образовательные

  • познакомить учащихся с понятием «слог», со слогом как способом произношения звуков в слове;
  • показать слогообразующую роль гласных;

2. Развивающие

  • содействовать развитию фонематического слуха, речи, внимания, мышления;
  • способствовать созданию у детей положительных эмоций от работы на уроке;
  • повышать уровень самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения.

3. Воспитательные

  • Способствовать воспитанию интереса к чтению, трудолюбию.

Планируемый результат:

  • повышение активности на уроках;
  • научить детей выделять слог и произносить слова по слогам, определять количество слогов в слове по гласным звукам.

Инновационные технологии

  • личностно – ориентированное обучение;
  • объяснительно – иллюстративное обучение.

Объектом исследования на уроке является фонетическая единица – слог.

При подготовке к уроку были учтены программные требования: по работе над понятием «слог», умением делить слова на слоги, определением количества слогов в слове, практической значимостью слога.

Использованная литература:

  • Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С. «Программа и пояснительная записка по обучению грамоте» Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2005
  • Программно- методические материалы. Обучение грамоте. Бетенькова Н.М., Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2007
  • Учебник: Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С. Азбука. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2007

Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение. (Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение.)
Слайд 2

2.Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного о гласных и согласных звуках по схеме «Звуки речи»

-Расскажите по схеме, что мы уже знаем о звуках:
Слайд 3
(Звуки, которые вокруг нас, бывают гласными и согласными; согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими;
твёрдые согласные могут быть звонкими и глухими;
мягкие согласные могут быть звонкими и глухими.)
-Повторим стихотворение о гласных звуках:
Гласных звуков ровно шесть.
Их нетрудно перечесть:
А-О-У-Э-Ы-И
Звуки гласные мои.

Игра «Назови звук»
-Я буду называть слова, (можно показать картинку и проговорить слово), а вы должны назвать первый звук в слове, показать соответствующую карточку из звукового пенала и доказать свой выбор (мышь, стул, аист, осы, крот, утюг, лиса и т.д.)
Слайд 4

Работа в парах.
Закрепление понятия о гласных и согласных звуках путём звукового анализа слова: ЛИСА

Дети вспоминают правила работы в парах:
- думаю сам;
-высказываю свое мнение;
-выслушиваю соседа;
-приходим к общему мнению.

Составление детьми схем в тетради.

Проверка Слайд 5

Оценивание работы в паре по шкале «Правильности»:

-звезда наверху - всё правильно
-звезда посередине - есть 1-2 ошибки
-звезда внизу - есть 3 и более ошибок.
-Что повторяли? Для чего это необходимо знать?

3. Введение нового знания. Знакомство с понятием «слог».
Слайд 5

Работа со звуковым анализом слова ЛИСА.

-Как же произносится это слово, по одному звуку или все звуки сразу? Произнесите это слово по одному звуку [л*] [и] [с] [а]
-Мы говорим так, по одному звуку? (Нет, мы говорим все звуки сразу)
-Попробуем сказать все звуки сразу, но рот откроем только один раз.
! Выясняется, что, открыв рот один раз, целое слово ЛИСА сказать нельзя.
- А что же мы сказали, открыв рот один раз? (ЛИ)
-Это целое слово или часть? (Часть)
-А что ещё необходимо сказать, чтобы получилось ЛИСА? (СА- ещё одну часть)
-Так как же мы говорим слово ЛИСА? (По частям ЛИ-СА)
-Сколько частей в этом слове? (2 части)
-Скажите первую. (ЛИ) Какая вторая? (СА)
-Можно ли назвать часть ЛИ словом? А звуком?
-Значит, ни словом, ни звуком часть слова назвать нельзя. Как же называют такие части, из которых слагаются слова?
! В классе есть такие дети, которые скажут: слоги.
-Правильно такие части называются: слоги.
-А как произносятся звуки в слоге? (Слитно)
-Обозначать слоги будем маленькими дугами под звуковой схемой:

-Дуга показывает, что звуки в слове сливаются, произносятся слитно.

4.Первичное закрепление. Упражнение в произношении слов по слогам.
Предлагаю детям произнести по слогам следующие слова: МАМА, ШКОЛА, КОТ, КНИГА, БУМАГА. Выясняется, сколько слогов в каждом слове. Делается вывод: в слове бывает 1,2,3 и более слов. (Для выяснения количества слогов используются приёмы: скандирование слов, как на стадионе; прохлопывание в ладони, отбивание количества слогов на парте, дирижирование в воздухе и др.)

5. Физминутка

Хомка, хомка, хомячок!
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз- два- три- четыре- пять!
Хомка сильным хочет стать!

6.Знакомство со слогообразующей ролью гласных.
-От чего же зависит количество слогов в слове? Какой звук образует слог: гласный или согласный? Давайте понаблюдаем.

Слайд 6
Звуковой анализ слов УС, КУСТ, УСЫ на доске учителем, дети работают с индивидуальными звуковыми пеналами за партами.

-Произнесём короткое слово УС. Сколько в нём слогов?
-Назовите звуки в этом слоге.
-Можем ли мы сказать, какой звук образует слог, гласный [у] или согласный [с]?

-Попробуем добавить к слову УС ещё 2 согласных звука: звук [к ]– в начало слова и звук [т ] – в конец слова. Какое слово получилось?
-Произнесём слово и определим, сколько в нём слогов?
- Мы прибавили два согласных звука, а лог не прибавился. Значит, новые согласные…. (не образуют слог).

Слайд 7
-А теперь к слову УС добавим, в конце, гласный звук [ы]. Какое слово получилось?
-Скажем это слово и послушаем, сколько в нём слогов.
-Почему 2 слога? Как образовался новый слог?
ВЫВОД: согласные звуки слога не образуют, а гласные звуки образуют слог, поэтому, сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

7. Первичное закрепление. Закрепление слогообразующей роли гласных по учебнику «Азбука» (с.26)

Звуковой анализ слов ШАР, ШАРФ, ШАРЫ. Сравнение слогозвукового состава слов ШАР и ШАРФ.
-Сколько слогов в слове ШАР? (Один)
-Почему? (В этом слове один гласный звук)
-Каким звуком отличается слово ШАР от слова ШАРФ? (согласным [ф])
-А сколько слогов в слове ШАРФ? (Один, как и в слове ШАР)
ВЫВОД: убеждаемся ешё раз, что согласный [ф] нового слога не образует.

Сравнение слогозвукового состава слов ШАР и ШАРЫ.
-Какой звук добавили к слову ШАР в слове ШАРЫ? (Звук [ы])
-Какой это звук? (Гласный, ртораскрыватель)
Сколько слогов в слове ШАРЫ? (Два слога)
-почему в слове ШАР - один слог, а в слове ШАРЫ – два слога? (Потому, что в слове ШАР – один гласный, а в слове ШАРЫ – 2 гласных звука, рот раскрывается 2 раза).
ИТАК: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

8.Итог урока. Развитие умений соотносить цель и результат.
- С чем познакомились? Что узнали нового? Чему учились на уроке?
9.Рефлексия. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

-В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение после урока. Сравните его с тем, какое оно было в начале урока. У кого стало лучше? Как вы думаете почему?

-Продолжите предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…

Слайд 8
-Спасибо всем за урок. Молодцы!


Полный текст материала Урок обучения грамоте (чтение)+презентация. Слог как минимальная произносительная единица звуков в слове. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хохлова Ирина Борисовна  221786
-, МОУ "Гимназия №166 г.Новоалтайска Алтайского края"
08.10.2010 10 35627 6206
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 10
avatar
10 trubinanata • 23:55, 07.08.2011
Воспользуюсь Вашим материалом. Большое спасибо!
avatar
9 Antonina53 • 18:40, 28.12.2010
Интересно и грамотно составлен урок. Пригодится в работе.Спасибо
avatar
8 мтатьяна • 09:15, 25.12.2010
Спасибо за интересный материал. Использую на своих уроках.
avatar
7 gvik • 19:45, 19.12.2010
Большое спасибо!
avatar
6 Бэби • 22:01, 14.12.2010
Спасибо большое, использую на уроке
avatar
5 19721998 • 20:56, 12.11.2010
Какое чудо-ваша презентация. В работе пригодится.
avatar
4 Валентина • 20:39, 04.11.2010
Большое спасибо за интересный материал!
avatar
3 evakutukova • 00:49, 24.10.2010
Спасибо, материал очень интересный!
avatar
2 brn • 15:37, 17.10.2010
Хорошая презентация, классные "усатые" картинки, спасибо, пригодится.
avatar
1 221786 • 18:33, 11.10.2010
Замечательно, обязательно использую в своей работе, спасибо