Литературно-музыкальная композиция и презентация "А.С.Пушкин"


Источники:


http://www.miniaparthotel.ru/our_apartments.html

http://pushkin-pisatel.narod2.ru/biografiya/

http://truefriends.ucoz.ru/forum/5-147-14

http://rupark.com/topic45242/

http://www.epwr.ru/quotauthor/427/

http://as-pushkin.net/pushkin/bio/biografiya_4.htm

http://pyshkin-literatyra.ru/licejj.html

http://www.myjulia.ru/photo/234829/#photo

http://fenst.narod.ru/photo/school/sp/06.17/index.htm

http://www.svrpu.ru/psv/3871/0130.shtml


Используемая литература:


  1. Бойко С. Волшебная свирель Арины Родионовны. //Жили-были. -1999. -№ 2- с. 7.

  2. Воробьёва И., Верховская Н. Стихи сочиняю // И. Воробьёва, Н. Верховская. - М.: Советская Россия.-1976.-С.17, 20.

  3. Овчинникова С. А.С.Пушкин: детские годы // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 6. – С. 118.

  4. Сонина Л.В. Земля предков А.С.Пушкина – Ганнибалов // Начальная школа.- 1998. - № 7. - С.3-6.

  5. Черкашин А.А., Черкашина Л.А. Тысячелетнее древо А.С.Пушкина: корни и крона.- М.: Либерия.- 1998. – С. 95-96.


ГОУ СОШ №26 г. Санкт-Петербурга

учитель русского языка и литературы Меша Виктория Алексеевна

к уроку литературы в 5-7 классе


Литературно-музыкальная композиция

А.С.Пушкин. Детство. Лицейские годы.


Цели:
• заинтересовать обучающихся рассказом о детских и лицейских годах А.С.Пушкина и его друзьях;
• познакомить обучающихся с Царскосельским лицеем и его окрестностями;
• закрепить ощущение связи времён.


Оборудование:

мультимедийная установка.


Методические приемы:

рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, рассказ учащихся о детских и лицейских годах поэта, презентация.


ХОД КОМПОЗИЦИИ:

1. 6 июня 1799 года в святой день Вознесения Господня, когда злато­главая Москва огласилась колокольным звоном всех своих "сорока соро­ков" на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе, “во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр”, - гласит запись в метрической церковной книге – первом документе, связанном с жизнью великого поэта.



2.Отец — Сергей Львович Пушкин , светский острослов и поэт-любитель. Мать Пушкина — Надежда Осиповна, внучка Ганнибала.



3.Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец древнего рода. Не раз он обращался и к образу своего прадеда по матери — африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом.



4.Но были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так недостававшую ему материнскую любовь и ласку - это его бабушка Мария Алексеевна и няня - Арина Родионовна. Арина Родионовна — крепостная, принадлежащая семье Ганнибалов, няня Александра Сергеевича Пушкина. А. С. Пушкин на всю жизнь сохранил к ней трогательное, любящее отношение, посвятил ей стихотворения, многократно упоминал в письмах.

Сквозь скупые упомина­ния Пушкина о своём детстве брезжут эти два женских образа, овеян­ные нежностью и поэзией. И сколько стихов, сколько любви, сколько признательности?



Нянюшка Пушкина, почти неграмотная, была мастерица сказывать сказки. Она-то и заложила в мальчике начало к народной жизни. Её ис­тории, былины, сказки были настолько красочны и добры по сути своей, что Пушкин, став взрослым, посвятил несколько лет своей творческой жизни именно фольклору русского народа. Александр Сергеевич непрес­танно удивлялся ее таланту.



Мастерица ведь была

И откуда что брала.

А куды разумны шутки,

Поговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины?

Слушать так душе отрадно.

И не пил бы и не ел,

Всё бы слушал да сидел.



5. На самом раннем, дошедшем до нас портрете Пушкин изображён совсем маленьким ребёнком, двух – трёх лет. С первого взгляда он кажется непохожим на известные портреты взрослого Пушкина. Но если присмотреться внимательно, можно увидеть знакомые черты: высокий лоб, вьющиеся волосы (позднее они потемнеют и станут тёмно-каштановыми), большие голубые глаза. Летние месяцы будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал , в подмосковном селе Захарове



6“Пушкин был родовой москвич, - писал Петр Вяземский. – Нет сомнения, что первым зародышем дарования своего… обязан он был окружающей его атмосфере, благоприятно проникнутой тогдашней московской жизнию”. Москва начала прошлого века была шумным и пёстрым городом, где причудливые боярские хоромы, великолепные дворцы знати соседствовали с покосившимися лачугами, а рядом с роскошными садами и цветниками располагались деревенские огороды. Зимой из своих поместий приезжало в Москву всё окрестное дворянство, чуть не в каждом доме гремела музыка, давались балы. Жизнь была проще, свободнее, чем в строгом и чопорном Петербурге. Москвичи любили древнюю столицу, гордились её достопримечательностями.



7Первые “впечатления бытия” связаны у Пушкина с Москвой, и, прежде всего с Кремлём и Красной площадью – этими памятника старины, овеянными историческими легендами и сказаниями. Москва пушкинского детства дошла до нас в творениях многих художников. Таким видел свой город Пушкин, будучи мальчиком, таким любил и вспоминал юношей: “…краса Москвы стоглавой, родимой прелесть стороны”.



8. Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед…

В почтенной кичке, шушуне
Москва премилая старушка.
Разнообразной и живой
Она пленяет пестротой,
Старинной роскошью, пирами,
Невестами, колоколами,
Забавной, лёгкой суетой,
Невинной прозой и стихами.

На тихих берегах Москвы
Церквей, венчанные крестами,
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простёрлись по холмам
Вовек нерубленные рощи,
Издавна почивают там
Угодника святые мощи.

9.Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!



10. 19 октября – день образования Царскосельского Императорского лицея – стал для современной России днем лицеев и, конечно же, лицеистов. Лицей – это образ одухотворенной юности, рождение идеалов и верность идеалам чести, совести и мужества.
19 октября можно назвать Днем рождения великого русского поэта А.С.Пушкина. Это не менее значительная дата для поэта, чем 6 июля. Это день духовного рождения его личности.


Лицей был расположен в одном из красивейших пригородов Петербурга – Царском Селе. Пушкин провел здесь шесть лет (с 19 октября 1811года по июнь 1817 года). Это было привилегированное учебное заведение для мальчиков из развитых дворянских семей.
Четырехэтажное здание лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом. На третьем этаже располагался актовый зал – здесь 19 октября 1811 года состоялась торжественная церемония открытия, здесь же, три года спустя, 15-летний Пушкин читал на публичном экзамене свои «Воспоминания в Царском Селе» перед старым Державиным (репродукция картины И.Е.Репина «Пушкин на лицейском экзамене»).
На 4-ом этаже находились комнаты лицеистов – небольшие узенькие «кельи», как называл их Пушкин. Александр жил в комнате №14. Потом, много лет спустя, став уже взрослым человеком, письма к бывшим лицеистам он всегда подписывал «№14».

11. Аллеи старых лип, солнечные поляны, березовые рощи, масса воды - озера, пруды, протоки, каскады, фонтаны, стройные дворцы и причудливые беседки, белеющие средь ветвей мраморные статуи - все будило вдохновение и творчество.

Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда ни повело,
Все те же мы: нам целый мир – чужбина,
Отечество нам – Царское село.


Первый пушкинский лицейский выпуск считается самым лучшим. Он состоял из даровитых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли в историю русской культуры и общественной мысли. Пушкин был чрезвычайно привязан к своим товарищам: Ивану Пущину, Вильгельму Кюхельбекеру, Дельвигу, Малиновскому, Матюшкину.В числе «друзей моей души» он называл и Горчакова. И эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь:
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.


День 19 октября – «Лицея день заветный» - становится для них символом единения духовно близких людей в высокое братство. Девизом Лицея были слова: «Каждый воспитанник должен жить и трудиться для воплощения в жизнь идей добра, жить для общей пользы».
Дух вольномыслия царил в лицейской республике. Но в то же время огромное значение предавалось учению.


Подросток Пушкин… Порывистый, необузданный, вспыльчивый, дерзкий, бешено-веселый и угрюмый, застенчивый и насмешливый, угловатый и изящный, откровенный и замкнутый…31 мая 1817 года заканчивает Лицей:
Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу,
С волненьем гордых, юных дум.


12.А.С.Пушкин получает свидетельство с определением в гражданскую службу с чином 10 класса, то есть коллежского секретаря.

В свидетельстве было написано: «Воспитанник Императорского Царскосельского лицея Александр Пушкин в течение шестилетнего курса обучался в сем заведении и оказал успехи: в Законе Божием и священной истории, в логике и нравственной философии, в праве естественном, частном и публичном, в российском гражданском и уголовном праве ХОРОШИЕ; в латинской словесности, в государственной экономии и финансах ВЕСЬМА ХОРОШИЕ; в российской и французской словесности, а также в фехтовании ПРЕВОСХОДНЫЕ. Сверх того занимался историей, географией, статистикой, математикой и немецким языком, во уверение чего и дано ему от Конференции Императорского Царскосельского Лицея сие свидетельство с приложением печати.
Царское Село июня 9 дня 1817 года».


В тот же вечер Пушкин уезжает в Михайловское. Затем определен на службе в коллегии иностранных дел:
Шесть лет промчалось, как мгновенье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

• Из отзыва надзирателя «Пушкин (Александр). 13-ти лет. Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов; довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие с честолюбием, делающие его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотность с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем и добродушие, познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом…»


• Его друг Иван Иванович Пущин впоследствии писал в своих воспоминаниях «Записки о Пушкине»: «Мы все видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказывать и важничать… В нем была смесь излишней смелости с застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило… Главное, ему недоставало того, что называется тактом».

Незадолго до окончания Лицея Пушкин написал стихотворение «Товарищам», адресованное всем, с кем он учился. Лицеисты мечтали о том, чтобы скорее завершить образование и стать самостоятельными. Однако потом всю жизнь с благодарностью и любовью вспоминали Лицей.
Поэт размышляет о возможной для каждого лицеиста карьере. Военная карьера – это судьба гусара, капитана или улана, карьера чиновника – возможность стать асессором, чиновником высокого ранга и в конце концов знатным вельможей. Но автора привлекает только свободное творчество, даже если его непременная принадлежность – красный колпак шута. Именно оно – его судьба, его удел.
Стихотворение «Послание к Юдину». В начале стихотворения Пушкин обращается к лицеисту Павлу Юдину. Воображение поэта на этот раз рисует подмосковное имение Захарово, памятное ему по годам детства. С 1806 по 1810 год он проводил лето в имении своей бабушки Марьи Алексеевны Ганнибал.

У каждого из нас, у каждого человека
должно быть свое 19 октября,
хоть час от него, хоть минута.
Ю.Карякин



В 1830 году повторное его сватание к Наталье Николаевне Гончаровой было принято, и осенью он отправляется в имение своего отца Болдино для вступления во владение близлежащей деревней. Холерные карантины задержали поэта на три месяца, и этой поре было суждено стать знаменитой Болдинской осенью, когда из-под его пера вылилась целая библиотека произведений



В ноябре 1836 года возник конфликт поэта с поручиком Дантесом. Ссора, причиной которой была оскорблённая честь Пушкина, привела к дуэли .Бароном Дантесом на дуэли 27 января поэт был ранен в живот. Для того времени ранение было смертельным. Александр Пушкин похоронен на кладбище Святогорского монастыря Псковской губернии.



Слайд 1
Литературно-музыкальная композиция
Слайд 2
А. С. ПУШКИН Детство и лицейские годы.
Слайд 3
РОЖДЕНИЕ Пушкин родился 26 мая  1799 г. в Москве. Отец — Сергей Львович Пушкин , светский острослов и поэтлюбитель. Мать Пушкина — Надежда Осиповна, внучка Ганнибала.
Слайд 4
РОДИТЕЛИ
Слайд 5
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец древнего рода. Не раз он обращался и к образу своего прадеда по матери — африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом.
Слайд 6
НЯНЯ Арина Родионовна — крепостная, принадлежащая семье Ганнибалов, няня Александра Сергеевича Пушкина. А. С. Пушкин на всю жизнь сохранил к ней трогательное, любящее отношение, посвятил ей стихотворения, многократно упоминал в письмах.
Слайд 7
ДЕТСТВО Летние месяцы будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал , в подмосковном селе Захарове. Ранние детские впечатления отразились в первых опытах пушкинских поэм, написанных несколько позже («Монах»), в лицейских стихотворениях «Послание к Юдину», «Сон»
Слайд 8
МОСКВА
Слайд 9
КРЕМЛЬ
Слайд 10
КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ
Слайд 11
ЮНОСТЬ Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта.
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
МОЛОДОСТЬ Из лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 в чине коллежского секретаря и определён в Коллегию иностранных дел. Он принимает участие в заседаниях «Арзамаса» и вступает в члены литературного сообщества «Зелёная лампа», которым руководит «Союз благоденствия». Не принимая участия в деятельности первых тайных организаций, Пушкин пишет политические эпиграммы и стихи: «К Чаадаеву», «Вольность»
Слайд 16
БОЛДИНО В 1830 году повторное его сватание к Наталье Николаевне Гончаровой было принято, и осенью он отправляется в имение своего отца Болдино для вступления во владение близлежащей деревней. Холерные карантины задержали поэта на три месяца, и этой поре было суждено стать знаменитой Болдинской осенью, когда из-под его пера вылилась целая библиотека произведений.
Слайд 17
ГИБЕЛЬ В ноябре 1836 года возник конфликт поэта с поручиком Дантесом. Ссора, причиной которой была оскорблённая честь Пушкина, привела к дуэли .Бароном Дантесом на дуэли 27 января поэт был ранен в живот. Для того времени ранение было смертельным. Александр Пушкин похоронен на кладбище Святогорского монастыря Псковской губернии.
Слайд 18
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Полный текст материала Литературно-музыкальная композиция и презентация "А.С.Пушкин" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Меша Виктория Алексеевна  vikenia
17.03.2011 12 5424 803

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК