"Человек светит только одному человеку один раз в жизни" (по рассказу Петрушевской "Через поля"); 11 класс


МАОУ «Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан







Разработка урока по русской литературе



«Человек светит только одному человеку один раз в жизни…»(По рассказу Л. С. Петрушевской «Через поля».)








Разработал: учитель русского языка и литературы
Горячева М. Г.







Тема: «Человек светит только одному человеку один раз в жизни…»(По рассказу Л.С. Петрушевской «Через поля».)

Цель:

познакомить учащихся с содержанием рассказа, выявить его идейные и художественные особенности; показать, как проявляется в поэтике рассказа художественное мастерство автора;

совершенствовать навык анализа текста; формировать интерес к чтению произведений современной русской литературы;

способствовать формированию духовной культуры; воспитывать высокие нравственные качества.

Эпиграфы:

Есть в близости людей заветная черта…

А.А.Ахматова.

Изначальней всего остального - любовь,

В песне юности первое слово- любовь,

О, несведущий в мире любви горемыка,

Знай, что всей нашей жизни основа-любовь.

Омар Хайям.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Есть в близости людей заветная черта,

Её не перейти влюблённости и страсти,-

Пусть в жуткой тишине сливаются уста

И сердце рвется от любви на части.

Сегодня мы будем говорить о любви. А в качестве художественной иллюстрации я предлагаю вам рассказ Л.С.Петрушевской « Через поля». Это первый её рассказ, он был опубликован в журнале «Аврора» в 1972 году.

Цель нашего урока - познакомиться с рассказом, выявить, как проявляется в поэтике рассказа художественное мастерство автора. У меня нет задачи вас чем-то удивить. Обычный урок в череде других. И всё же я думаю, он оставит след в ваших душах, не может не оставить, ведь он о сокровенном, о главном - о любви.

Итак, говорит ли вам о чём-нибудь название произведения?

(Очевидно, речь пойдёт о дороге через поля.

Ассоциация с пословицей «Жизнь пройти - не поле перейти».)

Проследите, как соотносится пословица с содержанием рассказа.

II. Чтение рассказа учителем.

III. Анализ рассказа.

Каковы ваши впечатления от рассказа? Какие чувства он пробуждает?

Обратимся к героям. Кто они? Что мы знаем о них?

(Он и она. Им по 20. Были когда-то знакомы. С того дня, о котором идёт речь в рассказе, больше не виделись. Она (рассказчица) смешливая, искренняя, одинокая. Он, Вовик, добрый, чистый, верный.)

Имя, как известно,- символ. Авторы никогда не выбирают имена героям случайно.

Что вы знаете об имени Владимир?

(Со славянского - «владеющий миром). Нумерологическое значение буквы В (с неё начинается имя),- « творец». Очертания этой буквы символизируют равновесие, внутреннюю стабильность, постоянство. Это буква строителя.)

Отвечает ли имя герою? Докажите.

(Он творец и строитель жизни своей и окружающих людей, к нему тянутся: «и друг ждал», «и невеста ждала», и героиня внутренне к нему потянулась.)

И всё же он не совсем Владимир, он Вовик. С какой целью использовала Петрушевская сокращённую форму имени?

Дайте портрет Вовика. Из каких деталей он складывается?

(Небольшие добрые глазки, глуповатая улыбка, капля под носом, белая рубашка.

Чистый, робкий, незащищённый.)

Групповые задания (работа с текстом ).

Рассказ по объёму небольшой - всего 2 странички. Но как велики те изменения, которые претерпели герои на его протяжении. Рассмотрим их.

Сделаем эту работу по группам.

Первая группа проследит, как изменилась от начала рассказа к концу цветовая гамма. Что случилось с цветом?

(От грязи - к свету и чистоте.)

Вторая группа проанализирует изменения на уровне звука.

(От шума – к покою и умиротворению.)

Третья группа скажет об изменениях в ощущениях.

(От холода и страха - к теплу и уюту.)

Четвёртая группа проанализирует изменения в области чувств.

(От равнодушия и безразличия - к интересу и даже …любви.)

Итак, налицо изменения на всех уровнях: от восприятия (цвет, звук, ощущения) до высшего уровня – уровня чувств, движения души. И это при объёме в две странички!

А что, собственно ,произошло ?Что случилось с героями ?

Обратимся к сюжету. Кратко перескажите события.

Рассмотрим название текста. Как соотносится оно с сюжетом?

(Отвечает ему в прямом смысле, но…сюжет опровергает пословицу, потому что поле, через которое идут герои, оказывается пройти совсем не просто.)

Случайно ли в заглавии называется не поле, а «поля»?

(Нет, сюжет не сводится только к полю, выпавшему на долю героев. Ситуация оборачивается моделью жизни.)

Зачитаем финал рассказа.

Чем же должен быть этот «один раз»? Как он мог выглядеть, если его оказывается достаточно, чтобы «согреваться им всю последующую жизнь» ?

(Рассказ «Через поля» о всполохе счастья, родства, неожиданно подаренных героям в долгом пути через весеннее грозовое поле.

Дорога под дождём невольно ассоциируется с обручением, совершаемым по воле небес. Молния могла их убить, но не убила – значит благословила и открыла рассказчице внутреннее зрение «на это чудо доброты, чистоты и чего угодно, вплоть до красоты». И это при том, что всю дорогу герои молчали! Сближение их происходит, минуя сознание, оно подобно озарению ,как у В.Капниста:

Глаза в душе всё видеть должны,

И сердце сердцу весть давать.

«Союз души с душой родной состоялся»).

Почему в финале рассказа невеста Вовика названа «бедной»?

(Она не знает о таинстве, об обручении, а потому и не ведает, что жених уже не принадлежит ей вполне, хотя и старается в юношеском усердии «служить своей любви и только ей». И пусть всё в финале рассказа происходит не по воле небес, а по воле людей и предназначенные друг другу люди оказываются разлучены, это не так уж и важно. Важно, что они были, эти четыре километра. И «тянулись они бесконечно долго не потому, что были похожи на каторжную работу, внезапное одиночество или бег на большие дистанции», а потому что были пережиты необычайно полно, взахлёб. Это о таких днях Б.Пастернак писал: «И дольше века длится день…» День как век. И даже больше.)

Так о чём же этот рассказ?

(О жизни, о любви, о тех опорах, на которых держится мир: о Любви, Семье, Доме, Счастье. И всё это отсюда, из того, что один человек светил другому когда-то всего один раз.)

Это и есть идея рассказа.

А вы согласны с этой точкой зрения автора? Действительно, «человек светит только одному человеку один раз в жизни»? Обоснуйте своё мнение.

Альбер Камю говорил: «В жизни должна быть любовь – одна великая любовь за всю жизнь, это оправдывает беспричинные приступы отчаяния, которым мы подвержены.»

Красиво. Одна великая любовь за всю жизнь. Но у всех складывается по-разному.

Рассмотрим вопрос о жанре.

Произведение «Через поля» опубликовано в сборнике рассказов, однако сама Петрушевская разделила свой сборник на истории и монологи.

Рассказ «Через поля» она охарактеризовала как монолог. Обоснуйте её решение.

Какие особенности в форме повествования вы нашли?

(Нет ни одной красной строки, весь рассказ – один абзац.)

Попробуйте объяснить, почему.

(Всё на одном дыхании, всё нужно, всё важно.)

Другой особенностью формы повествования является вставка, не связанная с сюжетом.

Найдите примеры вставок в рассказе. Объясните причины их использования.

(Автор их использует, чтобы точнее передать душевное напряжение героев. Отсюда забалтывание, говорение не о том.)

Где и как мы узнаем о сути, главном нерве рассказа?

(Мимоходом, в конце рассказа.)

Душевное волнение героев, автора передается не только через форму повествования, но и через язык. Какие языковые средства наиболее часто встречаются в рассказе? Приведите примеры.

(«Поле» – 8 раз, «глина», «глинистый» - 7 раз, «дождь», «ливень» - 5 раз, «один», «одиночество» - 5 раз, «смеялись», «хохотали», «веселились» - 6 раз, «всё», «все» - 8 раз, «жизнь», «жизненный путь» - 8 раз.)

Впечатляет, верно?

Каковы же ключевые слова?

(«Поле», «жизнь», «все», что близко к пословице «Жизнь прожить – не поле перейти».)

Повторы выдают волнение. Автор говорит путано и страстно. При этом Петрушевская соединяет два языка: протокольно-канцелярский и разговорно-деловой. Приведите примеры подобных соединений.

(«Заслужила замечание», «такого рода мероприятие»; «вкупе с каплей под носом», «всё пошло к чёрту»…)

Это соединение разных стилей – одна из художественных особенностей мастерства Петрушевской.

Бывает, и мы с вами говорим так же. Если волнуемся. Если обстоятельства резко берут за горло… И мы не знаем, что вырывается из наших уст порой.

Говоря о языке произведения, нельзя не заметить ещё одну из художественных особенностей этого рассказа – он весь переполнен антитезами, как бы на них построен. Приведите примеры антитез.

(Прекрасное и уродливое поле, которое «может, и красиво в любое время года, но в тот день было ужасно»; «вымытые золотые волосы, накрашенные ресницы» и «сумочка, которая съёжилась и посерела»; «проявление естества» - « воплощение безобразия»; он « обычно молчал» - « шли, всё время смеясь»; ехали «одни среди чужих»; этот день и вся жизнь героини.)

Так и жизнь человеческая построена на контрастах: полоса белая - полоса чёрная.

IV.Заключительное слово учителя.

Рассказ не укладывается в рамки привычного нам творчества Петрушевской. Автор выступает в нём как правопреемница гуманистических традиций русской классической литературы, так как говорит о том же: Любви, Доме, Семье.

Перекличку с какими русскими писателями, поэтами вы заметили?

(Бунин: любовь как озарение, как солнечный удар; Тютчев: тонкий психологизм, единение природы с душой человека; Тургенев: на краю чужого гнезда; Л. Толстой: простота, добро и правда; Чехов: лаконизм, движение души там, где люди обедают, просто обедают.)

Чётко прослеживается связь с библейскими заветами: героиня не завидует, не пытается отвоевать того, кто стал ей столь дорог: «Я знала, что всё это не моё, и моим не будет никогда».

Как нужно, как важно говорить об этом сейчас, когда нравственные принципы утрачены, забыты!.. Может, и права Петрушевская: «Человек светит только одному человеку один раз в жизни», вот только надо, чтобы свет этот был ярким и сильным, и тогда он обязательно согреет на долгом и трудном жизненном пути.

Домашнее задание:

Выполнить одно из заданий:

  1. Составить литературный портрет «Он и она в рассказе Петрушевской «Через поля».

  2. Написать сочинение – миниатюру «Это и есть жизнь» (по рассказу Петрушевской «Через поля»).

  3. Сочинить эссе «Человек светит только одному человеку один раз в жизни».

  4. Выполнить исследовательскую работу «Поэтика рассказа Петрушевской «Через поля».


Литература:

Петрушевская Л.С. По дороге бога Эроса: Повести, рассказы. – М.: Олимп – ППП (Проза. Поэзия. Публицистика), 1993.

Швец Т.П. Рассказ Л.Петрушевской «Через поля» в зеркале типологического прочтения новеллистики автора.

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. М., 2000.

Эллинвуд Э. Нумерология. – М.: АСТ:Астрель, 2007.

Малевин Л. Тайна имени и судьбы. – М.: РИПОЛ классик, 2007.













5




Полный текст материала "Человек светит только одному человеку один раз в жизни" (по рассказу Петрушевской "Через поля"); 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Горячева Марина Григорьевна  naimar
22.04.2011 2 4641 494

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК