Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина


Цели и задачи: развитие способности воспринимать и понимать глу­бинный смысл поэзии, стимулирование творческой деятельности учащихся; систематизация и обобщение знаний школьников о жизни и творче­стве А. С. Пушкина; воспитание интереса и уважения к внутреннему миру человека.

Тип урока: контроль знаний.

Форма урока: диалог с элементами путешествия.

Оборудование: карта «Пушкинские места», выставка книг об А С. Пуш­кине, портреты поэта.

ХОДУРОКА

/. Сообщение темы и задач урока

II. Эмоциональный настрой учащихся на работу

Чтение отрывка из стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукот­ворный...».

Вступительное слово о том, что Пушкин многолик и многогранен, прост и непостижим, доступен ребенку и всегда интересен взрослому.

III. Работа над темой урока
1. Чтение

Учащиеся наизусть читают стихотворения, а также отрывок из сказок и одно стихотворение по выбору.

2.     Беседа с учащимися

  • Что послужило внешним толчком для написания стихотворения «Узник»? (Посещение кишиневского острога в 1821 году)
  • Какова главная мысль стихотворения? (Стремление к свободе)
  • Стихотворение «Цветок» воспринимается совершенно иначе и вы­зывает другие чувства. Сравните их. (В «Узнике» звучат тоска, на­дежда, порыв вырваться на свободу. В «Цветке» — размышления о том неведомом человеке, который вложил цветок в книгу.)
  • Как вы думаете, откуда автор берет темы и сюжеты своих произве­дений? (Пушкин много путешествует, встречается с людьми. Их рас­сказы, предания, а также воспоминания, настроения, раздумья по­эта легли в основу многих стихотворений и сказок.)
  • Вы помните, что однажды А.С. Пушкин вписал в альбом дочери П. А. Осиповой, 15-летней Евпраксии Вульф, стихотворение «Если жизнь тебя обманет...»? Какие его строки можно было бы использовать в качестве жизненного девиза? Почему? (Первые строки. Эти стро­ки помогают оставить неудачи и печали в прошлом и настроиться на лучшее.)
  • У каждого свой Пушкин. Вы слышали это не раз. Понятно ли вам, что это значит? (Каждый находит в нем то, что интересно и важно для него)
  • Вспомните свое первое знакомство с поэтом. Как это произошло? И что запомнилось? (С помощью сказок, услышанных и прочитан­ных еще до школы. Запомнились мелодичные стихи, волшебные приключения героев сказок.)
  • Каким человеком предстает перед нами автор таких разных произ­ведений? (Поэт умеет увлечь волшебными историями ребенка. Он проникает в мысли, надежды, сомнения людей разного возраста и характера. Он мечтает о свободе, восхищается красотой и вели­чием, грустит о прошлом и с оптимизмом думает о будущем.)
  • Что еще можно сказать об А. С. Пушкине? Вспомните наиболее важные моменты его жизни.

3.     Сообщения учащихся

1-й ученик. А. Пушкин родился в семье отставного майора Сергея Льво­вича Пушкина 26 мая 1799 года. Домашнее образование было бессистем­ным, но А. Пушкин все же вынес из него безупречное знание французс­кого языка и страсть к чтению. Весной 1811 года отец подал прошение о приеме Александра в Царскосельский Лицей — новое учебное заведе­ние, которое приравнивалось в правах к университетам.

2-й ученик. 8 января 1815 года лицеисты сдавали экзамен. Незадолго до этого по распоряжению лицейского начальства Пушкину надлежало сочинить стихи ко дню торжественного акта, на котором должны при­сутствовать «высокие особы». Пушкин назвал свое приветствие «Воспо­минания в Царском Селе». Услышав это произведение, Державин, при­сутствовавший на экзамене, благословил юного поэта.

3-й ученик. В 1817 году Пушкин закончил лицей и переехал в Петер­бург. Его имя известно. Смелые стихи поэта отмечены царем. В мае 1820 го­да Пушкин отправляется в первую ссылку. Он путешествует по Кавказу, Крыму.

В Одессе попадает под надзор графа Воронцова. По доносу графа поэта отправляют в новую ссылку — в Михайловское.

4-й ученик. О восстании 14декабря 1825 года поэт узнает в Михайлов­ском. Пушкина вызывают к царю. Вновь столица. Своих симпатий поэт не скрывает. В тяжелую эпоху, последовавшую после восстания декабри­стов, много пишет. Известно его послание в Сибирь.

5-й ученик. Знаменитая Болдинская осень 1830 года. За три месяца создано около 30 стихотворений, «Повести Белкина», «Маленькие траге­дии», две последних главы «Евгения Онегина». А в 1931—1933 годы. Пуш­кин создает серию сказок.

6-й ученик. Женитьба на первой красавице света Наталье Гончаровой. Все больше забот. Все чаще конфликты. Самый острый из них — с Жор­жем Дантесом. 26 января 1837 года Пушкин посылает барону Геккерну резкое письмо по поводу его приемного сына. Дуэль неизбежна. Она со­стоялась на Черной речке. 29 января 1837 года в 2 ч 45 мин. После двух дней страданий Пушкин умер. После смерти Пушкина среди его рукопи­сей найдено стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

4.     Слово учителя

Пушкин — гениальный поэт и удивительный человек. О нем всегда много писали. Жизни и творчеству А. С. Пушкина посвящено огромное количество книг и произведений изобразительного искусства. И это не только книги для взрослых.

С любовью хранятся в многочисленных музеях Пушкина его рукопи­си, книги, вещи, предметы обстановки.

5.                                                                         Путешествие по пушкинским местам    

1-й экскурсовод. Музей в Царском Селе. Лицей. Сюда поступил в 1811 го­ду. Пушкин. Этот гостеприимный «храм науки» стал для него домом до 1817 года.

2-й экскурсовод. Село Михайловское, где находится музей-усадьба.

Пушкин бывал здесь в 1819 году, а с 1824 по 1826 год находился в ссылке. В 1836 году Пушкин приехал сюда в последний раз: он привез для погребе­ния мать. Здесь написаны многие стихи, проза, главы «Евгения Онегина».

3-й экскурсовод. Село Тригорское в двух километрах от Михайловс­кого. Это бывшее имение Осиповых-Вульф, соседей и друзей Пушки­на.

4-й экскурсовод. Деревня Выра Гатчинского района Петербургской области, где находится музей литературных героев, созданный по повес­ти «Станционный смотритель». Пушкин был здесь не менее 13 раз. По преданию, именно здесь разыгрались события повести.

5-й экскурсовод. Музей-квартира А. С. Пушкина на Мойке в Петер­бурге. Пушкин поселился здесь 12 сентября 1836 года и собирался про­жить не менее двух лет. Но 27 января 1837 года был смертельно ранен. Здесь он умер. Тысячи людей пришли сюда почтить память поэта.

6.     Беседа

  • Зачем нужны музеи Пушкина? (Чтобы сохранить память о поэте)
  • Что бы вы хотели увидеть из экспонатов такого музея? Почему? Во многих музеях хранятся портреты Пушкина. Они очень разнооб­разны.

7.     Художественная галерея

Искусствоведы представляют репродукцию портретов Пушкина кис­ти В. Тропинина, О. Кипренского, В. Серова, К. Сомова и др.

8.     Конкурс скульпторов

Ученики получили домашнее задание подготовить проект памят­ника Пушкину по специальной схеме и выступить со своими предло­жениями. Их оценивает конкурсная комиссия, аргументируя свои ре­шения.

IV. Подведение итогов

Пушкин — «солнце русской поэзии», самая значительная фигура в рус­ской литературе.

У каждого свой Пушкин. Читатели ищут и находят в его произведе­ниях то, что им интересно, важно, созвучно их мыслям и настроениям. А если человек проникнет в глубинный смысл его поэзии и прозы, то смо­жет постичь и то, что прежде было ему недоступно.

Поэтому мы вновь и вновь будем возвращаться к творчеству А.С. Пуш­кина.

V. Домашнее задание

Устное рассуждение на тему «Чем мне интересен Пушкин».

Домашнее задание к уроку по группам

• Чтецы: чтение наизусть стихотворений: «Узник», «Кавказ», «Цве­ток», «Если жизнь тебя обманет...», двух отрывков из сказок.

• Литературоведы готовят рассказ о наиболее значительных событи­ях жизни А. С. Пушкина.

• Искусствоведы готовят рассказ о портретах А. С. Пушкина (худ. В.Тропинин, О. Кипренский, В. Серов, К. Сомов).

•   Экскурсоводы изучают материалы о музеях Пушкина.

 

 


Полный текст материала Итоговый урок по творчеству А.С. Пушкина смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гарчева Ирина Анатольевна  irishkagar
Учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ №36" г. Норильск
25.04.2009 2 10738 1659
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 2
avatar
2 savchaktata • 17:51, 22.09.2011
savchaktata
очень содержательный урок, спасибо
avatar
удачный материал, спасибо