Конспект урока русского языка "Грамматическая основа предложения" с элементами личностно ориентированного подхода в обучении; 5 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 2

города Зарайска Московской области














Конспект урока русского языка в 5 классе

с элементами личностно ориентированного подхода в обучении








Разработчик – учитель русского языка и

литературы Петушкова Н.И.












2011

Класс – 5 (общеобразовательный).

Тип урока – сообщение новых сведений.

Тема лингвистическая – грамматическая основа предложения; способы выражения подлежащего и сказуемого.

Тема коммуникативная – коммуникативно-организованный дидактический материал из художественных произведений о природе.

Тема по развитию речи: сочинение-миниатюра на тему «осенняя природа».

Средства обучения – учебник; дидактический материал; карточки с заданиями.

Цели урока.

1.Познавательные:

а) повторить изученные в начальной школе сведения о главных членах предложения, способах их выражения; попутно повторить словосочетания, способы связи слов в словосочетании,

б) познакомить с понятиями: сочетания слов и словосочетания,

Познавательные методы – эвристическая беседа, способ познания – индуктивно–дедуктивный.

2. Практические:

а) закрепить (данное) умение находить подлежащее и сказуемое;

б) сформировать (новое) умение выделять грамматическую основу предложения, группу подлежащего и группу сказуемого; определять способ выражения подлежащего словосочетанием; сказуемого – прилагательным и существительным.

3. Общепредметные:

а) воспитывать:

  • интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала;

  • языковую личность обучающегося, развивающего разные виды своей компетентности;

  • нравственные качества школьника – любовь к природе, умение видеть прекрасное;

б) развивать: логическое мышление;

в) формировать умение самостоятельно пополнять знания при работе с учебником.

Дидактический материал.

Таблица «Умею, знаю, узнаю».

Карточки с предложениями.

Ход урока.

Вопросы к учащимся. Лингвистическая разминка.

- Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем?

- Какие понятия уже знакомы?


Определение темы урока.

Краткое сообщение целей урока.

1.Осознанное восприятие.

Объяснение условий работы.

Разъяснение содержания таблицы.



Умею, знаю ( данное)

Узнаю (новое)

1.

Находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

Грамматическую основу предложения: подлежащее и сказуемое

2

Способы выражения

подлежащего – местоимением, именем существительным;

сказуемого - глаголом

Способы выражения

подлежащего – словосочетанием;

сказуемого – именем существительным, именем прилагательным

3


Вид связи подлежащего со сказуемым





До начала работы карточки с предложениями лежат на столе учителя. Отвечающий выходит к доске, берёт карточку, читает предложение для всех, записывает на доске, дети – в тетрадях.


Содержание карточек.

1.Дети с мамой пришли в лес.

2. Медленно падают с берёз жёлтые листья

3.Я слышу музыку листопада.

4.А вы видели лесной хоровод?

5.Красив русский лес осенью!

6.Лес – это терем расписной.

Анализ предложений. Выделение грамматической основы, словосочетаний, некоторых орфограмм.


Выводы учащихся об особенностях грамматической основы предложения.


Работа по таблице. Анализ содержания.


Работа по учебнику, чтение определений.


Эвристическая беседа по содержанию предложений:

- Прочитайте предложения. Это текст? Докажите своё утверждение.


Проверка усвоения изученного материала, используется обратная связь. - Распределить данные сочетания слов по колонкам:

мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

- Взаимопроверка, проверка выполнения задания учащимися у доски.


Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся, отметки. Рефлексия: « Чему я научился сегодня?»

Домашнее задание. Продуктивное (творческое) задание.

Написать сочинение-миниатюру на темы (на выбор):

«Осенняя природа», «Осенний лес», «Осень в городе», используя разные способы выражения подлежащих и сказуемых.


Использованная литература.

Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: разработка и использование / Под ред. Е.Н.Степанова.- М.: ТЦ Сфера, 2003/.

Урок русского языка в 9 классе с элементами личностно значимого подхода в обучении / Т.М.Фалина. – М.2005/.


Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.



Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.



Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.



Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.



Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.



Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.


Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.



Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.



Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.



Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь

богатырей, медленно падают, осенний лес.



Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.





Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.


Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.



Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.



Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.



Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.



Мы видели, расписной терем, слышу музыку, листья падают, входят семь богатырей, медленно падают, осенний лес.

























Умею, знаю ( данное)

Узнаю (новое)

1.

Находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

Грамматическую основу предложения: подлежащее и сказуемое

2

Способы выражения

подлежащего – местоимением, именем существительным;

сказуемого - глаголом

Способы выражения

подлежащего – словосочетанием;

сказуемого – именем существительным, именем прилагательным

3


Вид связи подлежащего со сказуемым




Умею, знаю ( данное)

Узнаю (новое)

1.

Находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

Грамматическую основу предложения: подлежащее и сказуемое

2

Способы выражения

подлежащего – местоимением, именем существительным;

сказуемого - глаголом

Способы выражения

подлежащего – словосочетанием;

сказуемого – именем существительным, именем прилагательным

3


Вид связи подлежащего со сказуемым




Умею, знаю ( данное)

Узнаю (новое)

1.

Находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

Грамматическую основу предложения: подлежащее и сказуемое

2

Способы выражения

подлежащего – местоимением, именем существительным;

сказуемого - глаголом

Способы выражения

подлежащего – словосочетанием;

сказуемого – именем существительным, именем прилагательным

3


Вид связи подлежащего со сказуемым



Умею, знаю ( данное)

Узнаю (новое)

1.

Находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

Грамматическую основу предложения: подлежащее и сказуемое

2

Способы выражения

подлежащего – местоимением, именем существительным;

сказуемого - глаголом

Способы выражения

подлежащего – словосочетанием;

сказуемого – именем существительным, именем прилагательным

3


Вид связи подлежащего со сказуемым




Умею, знаю ( данное)

Узнаю (новое)

1.

Находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

Грамматическую основу предложения: подлежащее и сказуемое

2

Способы выражения

подлежащего – местоимением, именем существительным в Им.п.

сказуемого - глаголом

Способы выражения

подлежащего – словосочетанием;

сказуемого – именем существительным, именем прилагательным

3


Вид связи подлежащего со сказуемым






1.Дети с мамой пришли в лес.




2. Медленно падают с берёз жёлтые листья







3.Я слышу музыку листопада.







4.А вы видели лесной хоровод?







5.Красив русский лес осенью!







6.Лес – это терем расписной.








Полный текст материала Конспект урока русского языка "Грамматическая основа предложения" с элементами личностно ориентированного подхода в обучении; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петушкова Нина Ивановна  petushkova
31.10.2011 1 6769 1388

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 BREITOVJANKA • 01:07, 01.11.2011
Нина Ивановна, спасибо за разработку урока. Вы заявили серьезный методический подход в планировании хода урока - личностно-ориентированный. Хотелось бы увидеть более детальную разработку этапов урока. К сожалению, они в Вашем конспекте только обозначены, но не раскыты. Некоторые задачи урока (например, повторение способов связи слов в словосочетании) остались нереализованными. Положительно, что используется языковой материал одной тематики. Желаю успеха!