Урок-путешествие по роману А. Пушкина "Евгений Онегин" по теме "Роль художественной детали"; 9 класс


Урок по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

9-10 класс

Путешествуя с Пушкиным…
Роль художественной детали в раскрытии авторского замысла.

Цели урока:
-всем ходом урока подчеркнуть значимость личности Пушкина, его творчества для русской литературы, для русского человека;

показать умение Пушкина владеть словом, учить словом и воздействовать словом на читателя.

-познакомить ребят с приметами времени, деталями быта, интерьера, внешнего облика, образа жизни дворян 19 века по 1 главе романа Пушкина «Евгений Онегин» с целью постижения авторского замысла;

- показать важность, значимость художественной детали для воссоздания колорита эпохи, понимания поведения героев и идеи автора;

- развивать навык исследовательской работы при чтении произведения;

-воспитывать вдумчивого читателя; истинного ценителя художественного слова
-поддержать интерес к предмету при изучении трудных произведений.

Оборудование:
-портрет А.С.Пушкина, выставка портретов современников Пушкина или презентация этих портретов: Фонвизин, Княжнин, Озеров, Шаховской, Катенин, Дидло .
- приметы времени: веер, перчатки, цилиндр, канделябр со свечами – все это стоит на столе, покрытой скатертью.
- DVD проигрыватель, фрагмент из оперы «Евгений Онегин», сцена бала
-словарь литературных терминов
-рисунок франта времен Пушкина
Эпиграфы доске записаны на доске или выведены на интегрированной доске
«Сторукий богатырь духа» Пушкин
в своем пламенном любопытстве объемлет все,
всех видит и слышит, каждому отвечает».
Юлий Айхенвальд

Пушкин наблюдает в человеке то,
что находится на поверхности,
что выражает внутреннее через внешнее.

Видеть глубинное в малом,
Внутреннее во внешнем,
Понимать эпоху в «мелочах быта»

Ход урока.
1. Вступление.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен… («!9 октября 1825 года)
------Чьи это слова? Пушкина.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
--------Кто учит нас, как надо любить? Пушкин
Бедный поп подставил лоб:
С первого щелка прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка лишился поп языка,
А с третьего щелка вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

---------а это чья сказка? Пушкина

-------А когда вы впервые ощутили рядом с собой Пушкина?
-Какими строчками поэт вошел в вашу жизнь?
- Чему вы научились у Пушкина.

Учитель: С детства мы ощущаем, чувствуем рядом с собой Пушкина. Он просто и понятно учит нас различать добро и зло, любить, дружить, быть патриотом, Гражданином:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
1 тезис:
«Сторукий богатырь духа» (как говорил литературный критик Юлий Айхенвальд), Пушкин в своем пламенном любопытстве объемлет все, всех видит и слышит, каждому отвечает».
Ответ на любой вопрос вы найдете у Пушкина. Ему до всего есть дело.
Сегодня – он наш учитель.

2 часть урока.
-Хотите знать, как жила дворянская молодежь начала 19 века, как проводил время Евгений Онегин?
Решено. Отправляемся в путешествие. Побеспокоим-ка мы Онегина, пусть принимает гостей.
Но мы с вами будем не просто гостями, мы будем исследователями.
И задача наша: посмотреть, как Пушкин умеет использовать очевидное и простое, чтобы донести обычному житейскому взгляду современника и потомка дух времени, мотивы действий и поступков людей-героев произведения.

Полный текст материала Урок-путешествие по роману А. Пушкина "Евгений Онегин" по теме "Роль художественной детали"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Денисова Владлена Феликсовна  vlad-lena
учитель русского языка и литературы, МОУ лицей №7 г.Солнечногорск, Московская область
06.11.2011 1 9963 1642
Комментировать

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
1 Ирина Севастьянова • 18:48, 28.11.2011
Как вовремя на глаза попал Ваш урок!После прочтения такой урок и должен быть проведен,более остановится подробно для закрепления и понимания.